Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ

Учитель, которому больше всех нужно. Какой он, что его тревожит, о чем он думает, на что надеется? Мы пытались разобраться в этих проблемах в рубрике “Институт учительского мнения” вместе с нашими читателями и их учениками. Обсуждению этой темы и были посвящены вопросы, которые мы сегодня вам напомним.
1. Как вам кажется, можно ли работать эффективно, используя обычные методики введения–закрепления–контроля? В чем, на ваш взгляд, их плюсы и минусы?
2. Меняли ли вы коренным образом свои методы работы в классе? Если да, то почему? С какими трудностями вы столкнулись?
3. Как вы думаете, какие качества мешают учителю вводить и использовать новые образовательные технологии?
4. Есть ли рядом с вами люди, начинающие свой педагогический поиск? Как к ним относятся в школе – дети, учителя, родители?
5. Как вам кажется, в каких случаях справедлива фраза: “Нельзя экспериментировать над детьми”? Нередко учитель, который пытается работать
по-новому, слышит ее. Если границы нововведений в школе существуют, то каковы они, на ваш взгляд?
Но вопрос всегда ограничивает рамки размышлений, возможно, поэтому наши коллеги предпочли выразить свое мнение не только в виде последовательных ответов, а анализируя сегодняшнюю работу, вспоминая прошлое, порой споря с собой.
Полосу подготовила Ольга ЛЕОНТЬЕВА

У нас есть право на риск.
Но есть ли право на ошибку?

Евгений Вяземский, зав. кафедрой исторического и социально-экономического образования, Академия повышения квалификации работников образования, Москва

В идеале каждый педагог должен сам чувствовать границы дозволенного, следуя знаменитой клятве Гиппократа “Не навреди”. Но часто такой интуиции у учителя нет, тогда все нарушается. На самом деле любой творческий урок – это уже эксперимент. Хороший учитель вообще не должен идти по некоторой заранее заготовленной кальке. Педагогика – это искусство, здесь интуиция важнее норм и правил.
Часто коллектив школы отторгает педагога, несущего реальные новации, потому что рядом с ним просто некомфортно работать. Гений всегда в одиночестве. Но всегда в любой школе очень важна тенденция демократизации образования, создающая потенциальную возможность раскрепощения как для ученика, так и для учителя. Опытный директор обязан найти в себе степень толерантности к тому новому, которое он плохо понимает, и продумать те ограничители, которые будут приемлемы для него и не станут связывать творческую активность учителей его школы.

Людмила Уничина, АПКРО, Москва

Если учитель не может реализовать себя в государственной образовательной системе, он имеет возможность уйти в другую школу, например частную, и там разрабатывать и опробовать свою методику. Практика показывает, что именно там и идет зарождение инновационного образования.

Галина Левашова, директор Орского педагогического колледжа, Оренбургская область

Учитель-новатор, как правило, неординарен – в поведении, поступках, причем это никого не оставляет равнодушным. Одни говорят, что он выпендривается, другие считают, что ему больше всех надо, третьи его уважают за целеустремленность. Такой педагог практически всегда конфликтен, так как он отстаивает свои идеи, которые не принимают его коллеги. Именно это неприятие и вызывает конфликт: с администрацией, с коллегами, даже с учениками.
Такие педагоги есть в любой школе. Если их поддерживают – новации могут продвинуться, если нет – будет очень трудно. Я всегда стараюсь предоставить творческим людям поле деятельности в своем колледже. Если у человека действительно есть идея, он всегда является своеобразным двигателем в коллективе, отстаивает определенную точку зрения, высказывает идеи даже в противовес общему мнению. К нему всегда прислушиваются, даже если он конфликтен. Постепенно он получает все больше поддержки от коллег. Готовить учителей, не имея таких новаторов, практически невозможно. У нас таких людей примерно процентов тридцать.

Наталья Глебова, Москва

Главная граница экспериментирования в педагогике – это успешность учащихся. Иногда приходится изменить, перестроить всю свою работу, если понимаешь, что она не приводит к желаемому результату. Если родители учеников согласны с нашими поисками, мы обязаны составить взаимный договор, в котором должно быть оговорено, чему реально научатся их дети, а что они неизбежно потеряют от предлагаемой нами образовательной системы. Так мы фактически снимаем с себя ответственность и перекладываем на них, вот тогда можно работать абсолютно свободно.

Надежда Гаронина, заместитель директора,
Балашиха, Московская область

Эксперимент – это апробирование научной мысли. Мы настороженно относимся к людям, которые идут в школу со своими идеями и методиками, еще нигде не апробированными.

Александра Матвейчук, директор,
Реутов, Московская область

Главное – не нанести вреда. Для меня как для директора школы важно, откуда человек, пытающийся внедрить свои идеи, пришел. Где он раньше работал? Почему он там не смог их развивать? Почему он пришел в мою школу? Ведь за нами стоят дети.

Наталья Безбородова, заместитель директора, Нижневартовск

Должна быть программа каждого эксперимента, но не того, что учитель-новатор хочет изменить, а того, к чему он хочет прийти. Самое главное – насколько его планы реальны, что он надеется получить в результате своей работы, кому нужен его продукт. Необходимо понять, что это: эксперимент ради эксперимента или это запрос общества?

Дания Юсупова, директор, Набережные Челны, Татарстан

Любой эксперимент должен иметь научное сопровождение. Экспериментатор должен не только описать новую технологию, но и сделать предварительный прогноз, убедить коллег, администрацию школы в безопасности и полезности своего исследования.

Раис Сальников, директор, Татарстан

Я – человек государственный. Я отвечаю за конечный продукт перед детьми, перед обществом. У меня были случаи, когда под предлогом новаций люди уводили детей далеко от образования, даже в религиозные секты. Нельзя открывать эксперимент втемную, прежде всего я, как директор школы, должен понять, в чем заключается его новизна, поверить в его пользу и безопасность. Я вообще плохо отношусь к экспериментам в школе. Меня просто раздражает это понятие. Разве можно экспериментировать над детьми?! Как это потом может отразиться на их жизни?! Если я и соглашусь на апробирование новых технологий, то ни в коем случае не открою эксперимент на несколько лет вперед, а разрешу внедрение лишь некоторых элементов на небольшой период времени. Докажи, что на данном этапе будет результат, тогда будем обсуждать дальнейшую совместную работу.

Ирина Бодрова, директор, Набережные Челны, Татарстан

Если не будет таких людей, которые одержимы идеей изменить существующую образовательную систему, будет ужасно. Мы должны верить людям! Иначе будем плыть только по течению, как все консерваторы, постоянно преодолевая одни и те же преграды. Надо рисковать. Ведь где-то новые идеи должны апробироваться, для этого можно организовать экспериментальные площадки, чтобы получить необходимую предварительную выборку, причем не обязательно в масштабах всей школы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru