Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Чтобы культура укоренилась

Попробуем изучать ее не на бумаге, а на земле

Много нынче говорится о том, нужны ли сельским детям интернаты и автобусы. Но редко кто задумывается о специфике образования на селе. О том, что сельские ребята отличаются во многих своих интересах и потребностях от городских.
Моя самая первая заметка, напечатанная в газете “Первое сентября” около восьми лет назад (4 декабря 1993 года), как раз касалась проблемы уроков труда в школе: сельские дети должны не только любить свою землю, но и уметь работать на ней, работать грамотно, чтобы выражение “земля-кормилица” перестало быть красивой, но пустой фразой, чтобы оно наполнилось смыслом и земля действительно стала кормить человека.
Перебираясь в новую школу, построенную на пришкольном участке, мы долго не могли решить – создать ли при школе маленький учебно-опытный участок, новый, на новом месте, который бы решал только учебные задачи, или же все-таки разбить большой огород с грядками, цветниками, картофельным полем, ягодниками и небольшим количеством плодовых деревьев.
Об умении грамотно (т.е. выгодно) реализовать выращенную продукцию мы тогда и речи не вели – не те времена были.
Огород мы все-таки разбили большой, выходили обрабатывать его все – от директора до повара, снимали другие уроки, принося учебный процесс в жертву будущему урожаю. Потом пришло понимание, что мы поступаем неправильно, надо было искать какой-то другой выход.
Но уроков труда по два часа в неделю явно не хватало, ведь не зря в народе говорят, что “весенний день год кормит”, равно как и осенью опасно запаздывать с уборкой урожая, район-то у нас самый северный в Ярославской области.
Выход нашли в том, что в первую и четвертую четверти стали вести не по два, а по четыре урока труда, заменяя уроки биологии, которые во второй и третьей четвертях удваивались. Поставили в известность районный отдел образования, получили неофициальное разрешение. Теперь нашему примеру следуют очень многие школы района.
А в этом году у нас аттестация школы, теперь вот трясемся, не превратится ли наш “передовой опыт” в горький, поймут ли чиновники то, что испокон веку работа на земле носила и носит сезонный характер?
Поэтому мне кажется, что надо скорректировать и учебный план – количество часов, связанных с сельскохозяйственной грамотностью, увеличить, а некоторые в силу специфических причин, может быть, исключить.

Например, я бы исключила мировую художественную культуру (МХК).
Что имеет сегодня школа?
По плану – два часа в неделю МХК в восьмом классе. Преподавать приходится по программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Рекомендована Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Почему, спросите, программа для 9 класса? А потому, что другой нет.
Разработчики программы вроде бы многого не требуют, а только жутковато что-то. Вот послушайте: “Не важно, кратко или подробно будут изучаться темы, главное, чтобы в результате учащиеся достигли необходимого уровня художественного развития, обозначенного в программе”. Вот здорово, никого не интересует, как и с помощью чего, лишь бы знали! Еще чего доброго и стандарт появится.
Но я не закончила перечислять, чем меня вооружили для решения такой глобальной задачи. Ведь есть еще учебник с одноименным названием под редакцией П.А.Юхвидина, который начинается с обращения к учителю, т.е. ко мне: “Никакой учебник не может научить понимать и любить искусство”.
Я понимаю автора, тем более что он сам признается относительно нового курса: “...никто еще не знает толком, как его вести”. И я не знаю. Хотя учебник-то от слова “учить”, а если он учить не может, тогда зачем он?
В одном я согласна с господином Юхвидиным, что “в зависимости от возможностей учебного заведения хорошо бы как можно больше слушать музыку, смотреть репродукции, слайды, привлекать собственно художественные тексты. Без этого все тщетно”.
Я и понимаю, что тщетно. Но наше учебное заведение, как и тысячи школ по России, более десятка лет не обновляло свою материально-техническую базу.
Готовясь к уроку, я переворачиваю горы макулатуры, собранные в папках и папочках домашней библиотеки (“Привычка свыше нам дана”), но все равно прихожу на урок подавленная и стыжусь глядеть в глаза своим ученикам.
А вместо этого навязанного силой курса сколько бы я могла добра дать моим детям, доведись мне вести, например, курс “Сельский дом и семья”.
И пока люди на селе все еще не живут, а выживают, этот курс, я уверена, поважнее МХК окажется. Особенно если преподавать его не по страницам учебников, а путем реализации проектов, которые давали бы конкретный урожай.
А главное – такой курс может вести чуть ли не каждый учитель сельской школы, ведь все мы ведем собственное хозяйство, и даже взрослое население деревни часто спешит к нам на консультации.
Я часто вспоминаю историю, рассказанную когда-то мне старой учительницей. Когда она замуж вышла и пришла в семью мужа, свекровь не разрешала ей копать грядки, а нанимала для этой работы соседку. Она считала, что работа на земле унизит ее невестку.
Если полы мыть, то до улицы, если белье полоскать, то в реке, если мыться, то в бане.
Так и с огородом. Завел – содержи в порядке. Не худо бы этим заповедям и детей научить. Не случайно мы свой огород расположили на самом видном месте, каждый прохожий окинет взглядом и оценит – это очень здорово дисциплинирует и нас, и детей.

Валентина ГУСЕВА
д. Кладово, Пошехонский район,
Ярославская область

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru