СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Чтобы культура укоренилась
Попробуем изучать ее не на бумаге, а на
земле
Много нынче говорится о том, нужны ли
сельским детям интернаты и автобусы. Но редко кто
задумывается о специфике образования на селе. О
том, что сельские ребята отличаются во многих
своих интересах и потребностях от городских.
Моя самая первая заметка, напечатанная в газете
“Первое сентября” около восьми лет назад (4
декабря 1993 года), как раз касалась проблемы
уроков труда в школе: сельские дети должны не
только любить свою землю, но и уметь работать на
ней, работать грамотно, чтобы выражение
“земля-кормилица” перестало быть красивой, но
пустой фразой, чтобы оно наполнилось смыслом и
земля действительно стала кормить человека.
Перебираясь в новую школу, построенную на
пришкольном участке, мы долго не могли решить –
создать ли при школе маленький учебно-опытный
участок, новый, на новом месте, который бы решал
только учебные задачи, или же все-таки разбить
большой огород с грядками, цветниками,
картофельным полем, ягодниками и небольшим
количеством плодовых деревьев.
Об умении грамотно (т.е. выгодно) реализовать
выращенную продукцию мы тогда и речи не вели – не
те времена были.
Огород мы все-таки разбили большой, выходили
обрабатывать его все – от директора до повара,
снимали другие уроки, принося учебный процесс в
жертву будущему урожаю. Потом пришло понимание,
что мы поступаем неправильно, надо было искать
какой-то другой выход.
Но уроков труда по два часа в неделю явно не
хватало, ведь не зря в народе говорят, что
“весенний день год кормит”, равно как и осенью
опасно запаздывать с уборкой урожая, район-то у
нас самый северный в Ярославской области.
Выход нашли в том, что в первую и четвертую
четверти стали вести не по два, а по четыре урока
труда, заменяя уроки биологии, которые во второй
и третьей четвертях удваивались. Поставили в
известность районный отдел образования,
получили неофициальное разрешение. Теперь
нашему примеру следуют очень многие школы
района.
А в этом году у нас аттестация школы, теперь вот
трясемся, не превратится ли наш “передовой
опыт” в горький, поймут ли чиновники то, что
испокон веку работа на земле носила и носит
сезонный характер?
Поэтому мне кажется, что надо скорректировать и
учебный план – количество часов, связанных с
сельскохозяйственной грамотностью, увеличить, а
некоторые в силу специфических причин, может
быть, исключить.
Например, я бы исключила мировую художественную
культуру (МХК).
Что имеет сегодня школа?
По плану – два часа в неделю МХК в восьмом классе.
Преподавать приходится по программе для
общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
Рекомендована Департаментом общего среднего
образования Министерства образования
Российской Федерации. Почему, спросите,
программа для 9 класса? А потому, что другой нет.
Разработчики программы вроде бы многого не
требуют, а только жутковато что-то. Вот
послушайте: “Не важно, кратко или подробно будут
изучаться темы, главное, чтобы в результате
учащиеся достигли необходимого уровня
художественного развития, обозначенного в
программе”. Вот здорово, никого не интересует,
как и с помощью чего, лишь бы знали! Еще чего
доброго и стандарт появится.
Но я не закончила перечислять, чем меня вооружили
для решения такой глобальной задачи. Ведь есть
еще учебник с одноименным названием под
редакцией П.А.Юхвидина, который начинается с
обращения к учителю, т.е. ко мне: “Никакой учебник
не может научить понимать и любить искусство”.
Я понимаю автора, тем более что он сам признается
относительно нового курса: “...никто еще не знает
толком, как его вести”. И я не знаю. Хотя
учебник-то от слова “учить”, а если он учить не
может, тогда зачем он?
В одном я согласна с господином Юхвидиным, что “в
зависимости от возможностей учебного заведения
хорошо бы как можно больше слушать музыку,
смотреть репродукции, слайды, привлекать
собственно художественные тексты. Без этого все
тщетно”.
Я и понимаю, что тщетно. Но наше учебное
заведение, как и тысячи школ по России, более
десятка лет не обновляло свою
материально-техническую базу.
Готовясь к уроку, я переворачиваю горы
макулатуры, собранные в папках и папочках
домашней библиотеки (“Привычка свыше нам дана”),
но все равно прихожу на урок подавленная и
стыжусь глядеть в глаза своим ученикам.
А вместо этого навязанного силой курса сколько
бы я могла добра дать моим детям, доведись мне
вести, например, курс “Сельский дом и семья”.
И пока люди на селе все еще не живут, а выживают,
этот курс, я уверена, поважнее МХК окажется.
Особенно если преподавать его не по страницам
учебников, а путем реализации проектов, которые
давали бы конкретный урожай.
А главное – такой курс может вести чуть ли не
каждый учитель сельской школы, ведь все мы ведем
собственное хозяйство, и даже взрослое население
деревни часто спешит к нам на консультации.
Я часто вспоминаю историю, рассказанную когда-то
мне старой учительницей. Когда она замуж вышла и
пришла в семью мужа, свекровь не разрешала ей
копать грядки, а нанимала для этой работы
соседку. Она считала, что работа на земле унизит
ее невестку.
Если полы мыть, то до улицы, если белье полоскать,
то в реке, если мыться, то в бане.
Так и с огородом. Завел – содержи в порядке. Не
худо бы этим заповедям и детей научить. Не
случайно мы свой огород расположили на самом
видном месте, каждый прохожий окинет взглядом и
оценит – это очень здорово дисциплинирует и нас,
и детей.
Валентина ГУСЕВА
д. Кладово, Пошехонский район,
Ярославская область
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|