СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Проекты, возвращающие доверие
Школа становится центром сельской
жизни, когда проявляет свою индивидуальность
Костромская лаборатория «Сельская
школа» появилась в 1996 году. Чем мы занимаемся?
Осуществляем научное руководство школами на
этапе внедрения какой-нибудь новации,
консультирование, сбор информации, принимаем
участие в курсовой подготовке и переподготовке
учителей. Все наши пять ставок (освобожденная
ставка методиста, остальные – совместители)
финансирует областная администрация. И более
того, если мы выходим с просьбой поддержать
какую-то школу, к нам прислушиваются и находят
такую возможность. Хотя в целом во многих селах в
Костромской области ситуация тяжелейшая. У нас
есть районы, где по 4–6 месяцев задерживают
заработную плату. Но люди все равно ищут
возможность выхода и находят самые неожиданные
варианты.
Вот, например, Андреевская школа в Сусанинском
районе. Село старинное, известное, корни уходят,
по данным архивов, в XVI–XVII век. Село всегда было
преуспевающее, очень богатое, семьи многодетные.
И вот вдруг все это как песок рассыпалось. Тогда
жители села как-то собрались в школе и стали
думать, что же делать, как вернуть селу былую
славу, как вдохнуть жизнь. И родилась тогда идея
интереснейших уроков краеведения, придумали
курсы по выбору, связанные с крестьянским бытом,
традициями села. Еще дали возможность
старшеклассникам, которых не так-то много там,
выбирать уровни освоения учебной программы. И
вот теперь те, что посильнее, учатся по базисному
плану, а те, что послабее, но кому некуда деться из
села (а они почти наверняка окажутся на обочине
жизни, если их не взять в 10 класс), – эти ребята
учатся по особой программе. И в армию они идут,
уже освоив одну из сельских специальностей. А
есть среди них и такие, кто поступает в
сельскохозяйственную академию. Этих ребят с
удовольствием берут на работу в
сельхозтоварищества. Получается, что выпускники
школы становятся
конкурентоспособными.Благодаря этому и в селе
что-то изменилось, появилось ощущение, что у села
есть будущее.
Очень маленькая и очень интересная Марьинская
школа. Там тоже был период, когда никто не видел
будущего. Колхоз прекратил свое существование,
другого производства нет. И тогда здесь стали
реализовывать идею крестьянского хозяйства.
Есть у нас в Нерехте фонд «Преображение», этот
фонд каждый год оплачивает кратковременный
проект, так называемый «Страноведческий лагерь».
Сюда приезжают ребята из разных сельских школ,
студенты лингвистических факультетов изучать
языки, обычаи и культуру фермерства,
существующую в разных странах. Дети конечно же
это родителям передают. И теперь уже мы видим и
результат – появились в селе крестьянские
хозяйства. Родители как-то потянулись к школе. В
общем, жизнь стала налаживаться.
Есть еще такой интересный опыт. Гридино – село у
дороги, раньше очень большое, со своими
традициями – стало вымирать. И вот по инициативе
школы появился музей крестьянского быта. Сначала
люди просто приносили в школу то, что осталось в
брошенных домах, вновь появились «старшие на
улице» – взрослые, которые на общественных
началах стали следить за порядком: чтобы дом был
красивый, незапущенный и какие-то вопросы сообща
решались. Вот и получилось, что потихоньку стали
приводить жизнь в порядок.
А в каких-то школах директора добиваются вроде бы
малого: школа сама начинает выращивать для себя
овощи, и у школьников каждый день настоящий
горячий обед. Но это уже меняет отношение жителей
села к школе. Ведь школьный учитель хоть через
шесть месяцев задержки, но получает зарплату, а
многие крестьяне и того не имеют и считают себя
обиженными. А когда они видят, что школа пытается
помочь детям, борется за их здоровье, то
отношение меняется.
Валентина БАСОВА,
профессор кафедры педагогики
Костромского педагогического института,
член Всероссийского научно-методического
совета по подготовке учителя для
малокомплектной школы, руководитель
костромской лаборатории “Сельская школа”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|