Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ

Наталия ИШТРИКОВА

Статистика неутешительна. Ее вообще нет

На совместном заседании коллегий Министерства образования и Госкомстата выяснилось, что четкой системы сбора и анализа образовательной статистики сегодня не существует.

Заседанием руководили министр образования Владимир Филиппов и председатель Госкомстата России Владимир Соколин.
Выступая с основным докладом, начальник управления развития образования министерства Павел Кондрашов отметил ряд серьезных недостатков в работе с образовательной статистикой. Все они, по его мнению, связаны с тем, что в условиях рыночной экономики и относительной финансовой самостоятельности учреждений образования государство до сих пор предпринимает попытки управлять ими при помощи методов административного контроля и планирования.
В процессе изучения имеющейся информации о школе оказалось, что такие важные статистические сведения, как данные возрастного и гендерного анализа преподавательского состава, данные об экономике негосударственных учреждений образования, о региональных рынках образовательных услуг, их экспорте и импорте, дистанционном образовании, попросту отсутствуют. Как и данные о новых образовательных технологиях...
Происходит это прежде всего из-за того, что информационные статистические потоки, касающиеся российского образования, управляются несколькими государственными структурами и не взаимодействуют друг с другом. Так, финансовая и налоговая информация доступна в первоначальном виде только Министерству финансов и Министерству по налогам и сборам, а до Министерства образования доходит уже в обобщенном виде. Несогласованность системы сбора данных создает и дополнительные трудности для самих образовательных учреждений – им приходится направлять информацию в такие федеральные ведомства, как Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел, региональные органы власти и статистики, другие контролирующие структуры на местах.
Кроме того, так и не создана современная система показателей развития образования. Она подменена набором разобщенных данных, изучение которых практически ничего не позволяет узнать об эффективности системы. Не разработано содержание таких важнейших для оценки процесса модернизации синтетических индикаторов, как “доступность”, “качество”, “эффективность”. Вот почему собираемая информация только на 2–4% используется главными потребителями – органами управления образованием на местах. По справедливому замечанию руководителя системы образования Новгородской области Владимира Аверкина, унифицированные сведения о системе образования вообще не интересны региональным управленцам, так как не позволяют сравнить успехи и недостатки в разных регионах, сделать полезные выводы. Напротив, если бы появились единые формы данных, регионы могли бы понять, какие способы развития образования дают результаты, а какие бесполезны и вредны.
Принимая решение коллегий о совместном плане работ, специалисты двух ведомств определили главные направления изменений в организации статистической деятельности. Это создание новой методологии статистики, принципов и показателей, которые будут соответствовать международным индикаторам, а также организационной модели взаимодействия, в рамках которой будет действовать современная технология сбора данных с едиными статистическими формами для всех учреждений. Вся эта информация должна стать открытой. По словам Андрея Ильина, начальника управления Госкомстата, уже к 2003 году будет разработана методика сбора сведений о внебюджетном финансировании образовательных учреждений.
Поскольку статистический отдел самого Министерства образования насчитывает шесть специалистов, к работе помимо управлений Госкомстата будет привлечен Центр мониторинга и статистики образования Государственного НИИ информационных технологий и коммуникаций.
“Главное, – сказал в заключение Владимир Филиппов, – чтобы в результате этой работы Министерство образования смогло не только формировать статистические отчеты, но и практически использовать полученные сведения в социологических исследованиях и федеральных программах развития образования”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru