РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ
Ирина ХОМЕНКО ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики
РГПУ им. А.И.Герцена
Санкт-Петербург
“А мне лениво!”
Не заставлять что-либо сделать, а подвести к
тому, чтобы ребенок сам этого захотел... Вот тема
сегодняшнего обсуждения.
Anna. Имею в наличии двоих детей
– ленивого мальчика и неленивую девочку. То есть
поручить что-то сделать девочке – нет проблем, но
вот мальчик... Со мной он идет иногда на трудовые
подвиги, но привычка, да и просто навык
отсутствуют... Вот я и думаю: может, это и не так
страшно? Или нет?
Ирина Хоменко. Лень вообще-то напрямую
связана с мотивацией. Но существует и другая
сторона этой проблемы. Есть люди, которыми надо
управлять. Они делают все благодаря внешней
стимуляции. И, кстати, не воспринимают ее как
посягательство на свободу личности.:)) Есть люди
самостоятельные, они “сами себе режиссеры”. Им
стимуляция ни к чему, можно лишь поставить
задачу, и они будут действовать на автопилоте. У
этих особенная чувствительность к своим правам.
Поэтому нужно смотреть, какого типа ваш ребенок.
Aliсe. Наверное, есть и какой-то
«промежуточный» тип? Сужу по своему сыну. В 4 года
он уже пытается “срежиссировать” жизнь всех
окружающих, старается подвести их к мысли, что
это они должны его обслужить. Естественно, при
этом соблюдаются исключительно его права...
Ирина Хоменко. Да, скорее всего есть
промежуточный тип (а где его нет?), но я бы
представила это иначе. Мне кажется, что все люди в
той или иной мере нуждаются в стимуляции и в той
или иной мере автономны. Это зависит от сферы
деятельности, а еще – от рейтинга их ценностей.
Например, один человек может полдня валяться на
диване, и ему будет лень застелить кровать. Но
если он знает, что через 10 минут к нему придут
гости, он приберет ее. Просто потому, что для него
это важно. Для другого человека это не важно, и
можно что угодно ему говорить, он не среагирует.
Но, к примеру, на “конфету” (образно)
среагировать может. Потому как для него конфета
значимее чувства неловкости перед гостями. Вот
почему надо изучать своего ребенка – используя
его ценности, мы сможем направить его в нужное
русло.
Теперь по поводу режиссуры вашего ребенка. (И не
только вашего. Наш тоже таким был.)
Пора вспомнить о своих правах. Все родители
обычно находятся в определенной “вилке”. С
одной стороны, боятся быть “плохой мамой”, с
другой – с ужасом понимают, что давно уже перешли
в разряд прислуги.
Мысль задуматься о своих правах и отстаивать их
перед собственным ребенком посещает далеко не
всех. Но как тогда ребенок научится управляться с
чужими правами? И как он поймет, что родители –
тоже люди?
Поэтому я принимаю лень любого человека, если эта
лень не обслуживается другими.
И еще. Мне кажется, начинать приучать ребенка к
самостоятельному (самообслуживающему)
мировоззрению в 7 лет поздновато. Вернее, гораздо
сложнее. А у 3–4-летних детей понятия лень вообще
нет. Есть понятие не важно и не интересно. А еще –
не рационально. Скажите, пожалуйста, если
родители после некоторых ухищрений все же кормят
и одевают меня, зачем же я буду делать это сам?:)
Aliсe. Но что, если кроме “не важно, не
интересно, не рационально” очень актуально
понятие “победить” – но не собственную лень, а
все, что ей мешает?
Вот сегодняшний диалог. Уперся из-за какой-то
ерунды, даже не помню, что это было, короче:
“Давай ты, мама, сделаешь”. Но я была на страже!
Когда все рациональные и эмоциональные
аргументы у ребенка исчерпались, он, вытерев
слезы и обезоруживающе улыбнувшись, попросил:
“Мам, ну давай ты мне уступишь”. На мой немой
вопрос добавил: “Понимаешь, тогда я победю,
побежу... короче, главным буду”. Что с этим-то
делать будем?
Ирина Хоменко. Я бы в такой ситуации
сказала ребенку: “Не-ет... Давай уступать по
очереди! Я тебе вчера уже уступала, теперь ты
должен”.
“По очереди” – золотой принцип, и очень
понятный детям.
Они иногда упираются потому, что понять нашу
логику не могут.
Я даже практиковала такой вариант. Иногда
специально подчеркивала, что я ему уступаю
сейчас. Не для того, чтобы упрекнуть, а для того,
чтобы ребенок видел: мои усилия (уступки) тоже
чего-то стоят. Вариант фразы: “Ну ладно, давай
сейчас сделаем, как тебе хочется, а зато ты
(вечером, завтра... главное – конкретно когда!)
сделаешь, как мне приятнее. Ага?”
Паритетным отношением мы сразу поднимаем
ребенка до своего уровня. Он здесь равный.
Естественно, в 3 и даже в 5 лет это им практически
не осознается. Но прививается – точно. И
“выныривает” потом этот принцип уже в школьном
возрасте. Причем учителя, не способные к
паритетным уступкам, авторитетом у детей не
пользуются. Замечали?:)
По материалам форума «Мир детей»: http://iinsd.net/forum/
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|