Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ 

Ирина ХОМЕНКО ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
РГПУ им. А.И.Герцена
Санкт-Петербург

“А мне лениво!”

Не заставлять что-либо сделать, а подвести к тому, чтобы ребенок сам этого захотел... Вот тема сегодняшнего обсуждения.

Anna. Имею в наличии двоих детей – ленивого мальчика и неленивую девочку. То есть поручить что-то сделать девочке – нет проблем, но вот мальчик... Со мной он идет иногда на трудовые подвиги, но привычка, да и просто навык отсутствуют... Вот я и думаю: может, это и не так страшно? Или нет?

Ирина Хоменко. Лень вообще-то напрямую связана с мотивацией. Но существует и другая сторона этой проблемы. Есть люди, которыми надо управлять. Они делают все благодаря внешней стимуляции. И, кстати, не воспринимают ее как посягательство на свободу личности.:)) Есть люди самостоятельные, они “сами себе режиссеры”. Им стимуляция ни к чему, можно лишь поставить задачу, и они будут действовать на автопилоте. У этих особенная чувствительность к своим правам. Поэтому нужно смотреть, какого типа ваш ребенок.
Aliсe. Наверное, есть и какой-то «промежуточный» тип? Сужу по своему сыну. В 4 года он уже пытается “срежиссировать” жизнь всех окружающих, старается подвести их к мысли, что это они должны его обслужить. Естественно, при этом соблюдаются исключительно его права...

Ирина Хоменко. Да, скорее всего есть промежуточный тип (а где его нет?), но я бы представила это иначе. Мне кажется, что все люди в той или иной мере нуждаются в стимуляции и в той или иной мере автономны. Это зависит от сферы деятельности, а еще – от рейтинга их ценностей. Например, один человек может полдня валяться на диване, и ему будет лень застелить кровать. Но если он знает, что через 10 минут к нему придут гости, он приберет ее. Просто потому, что для него это важно. Для другого человека это не важно, и можно что угодно ему говорить, он не среагирует. Но, к примеру, на “конфету” (образно) среагировать может. Потому как для него конфета значимее чувства неловкости перед гостями. Вот почему надо изучать своего ребенка – используя его ценности, мы сможем направить его в нужное русло.
Теперь по поводу режиссуры вашего ребенка. (И не только вашего. Наш тоже таким был.)
Пора вспомнить о своих правах. Все родители обычно находятся в определенной “вилке”. С одной стороны, боятся быть “плохой мамой”, с другой – с ужасом понимают, что давно уже перешли в разряд прислуги.
Мысль задуматься о своих правах и отстаивать их перед собственным ребенком посещает далеко не всех. Но как тогда ребенок научится управляться с чужими правами? И как он поймет, что родители – тоже люди?
Поэтому я принимаю лень любого человека, если эта лень не обслуживается другими.
И еще. Мне кажется, начинать приучать ребенка к самостоятельному (самообслуживающему) мировоззрению в 7 лет поздновато. Вернее, гораздо сложнее. А у 3–4-летних детей понятия лень вообще нет. Есть понятие не важно и не интересно. А еще – не рационально. Скажите, пожалуйста, если родители после некоторых ухищрений все же кормят и одевают меня, зачем же я буду делать это сам?:)
Aliсe. Но что, если кроме “не важно, не интересно, не рационально” очень актуально понятие “победить” – но не собственную лень, а все, что ей мешает?
Вот сегодняшний диалог. Уперся из-за какой-то ерунды, даже не помню, что это было, короче: “Давай ты, мама, сделаешь”. Но я была на страже! Когда все рациональные и эмоциональные аргументы у ребенка исчерпались, он, вытерев слезы и обезоруживающе улыбнувшись, попросил: “Мам, ну давай ты мне уступишь”. На мой немой вопрос добавил: “Понимаешь, тогда я победю, побежу... короче, главным буду”. Что с этим-то делать будем?

Ирина Хоменко. Я бы в такой ситуации сказала ребенку: “Не-ет... Давай уступать по очереди! Я тебе вчера уже уступала, теперь ты должен”.
“По очереди” – золотой принцип, и очень понятный детям.
Они иногда упираются потому, что понять нашу логику не могут.
Я даже практиковала такой вариант. Иногда специально подчеркивала, что я ему уступаю сейчас. Не для того, чтобы упрекнуть, а для того, чтобы ребенок видел: мои усилия (уступки) тоже чего-то стоят. Вариант фразы: “Ну ладно, давай сейчас сделаем, как тебе хочется, а зато ты (вечером, завтра... главное – конкретно когда!) сделаешь, как мне приятнее. Ага?”
Паритетным отношением мы сразу поднимаем ребенка до своего уровня. Он здесь равный. Естественно, в 3 и даже в 5 лет это им практически не осознается. Но прививается – точно. И “выныривает” потом этот принцип уже в школьном возрасте. Причем учителя, не способные к паритетным уступкам, авторитетом у детей не пользуются. Замечали?:)

По материалам форума «Мир детей»: http://iinsd.net/forum/


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru