Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Виталий Борисович РЕМИЗОВ,
научный руководитель эксперимента,
заведующий НИЛ ИПК и ППРО ТО
Инновационный центр повышения квалификации

Самый длинный, но верный путь

Кто из учителей не слышал о школе Л.Н.Толстого, открытой в Ясной Поляне в середине XIX века... Однако на протяжении долгих лет этот опыт оставался лишь в учебниках по истории педагогики. И только недавно учителя России стали возрождать традиции толстовской школы.

Этими произнесенными незадолго до смерти словами Толстой завершил мысль о том, что «воспитание спасет мир». Мысль, которая не давала ему покоя с молодости, когда в 1849 г. он предпринял первую попытку обучения в Ясной Поляне крестьянских детей. Через десять лет он откроет школу в родовой усадьбе, начнет выпускать педагогический журнал «Ясная Поляна», в первой половине семидесятых годов напишет замечательные, но до недавнего времени забытые поколениями «Азбуки». В 1990 г. к опыту Толстого обратилась группа ученых, куда входили специалисты разных сфер знаний, и, обобщив его, создала концепцию современной «Школы Л.Н.Толстого».
Научно-исследовательская лаборатория «Школа Л.Н.Толстого» осуществляет эксперимент на девятнадцати образовательных площадках Тулы и тульского края и более восьмидесяти площадках в России.
Семь лет потребовалось создателям эксперимента, чтобы выйти на главное направление научного поиска – создание системы непрерывного образования, основанной на гуманистических идеях Л.Н.Толстого. Системы, включающей в себя все этапы и всех участников учебно-воспитательного и культурно-образовательного процессов.
На единстве философии Пути жизни и метода «со-опыта», «со-осознания» строится жизнедеятельность, в том числе и учебная деятельность соучастников процесса непрерывного образования.
Педагогический метод, открытый Толстым в общении с крестьянскими детьми, – это искусство общения ученика и учителя, когда и тот и другой в равных условиях не равновелики по знаниям, но равновелики по способу овладения знанием.
Каждому из нас дана своя судьба поиска истины, своего места в жизни. И надо не навязывать ребенку идеологические клише, а попытаться создать условия, в которых возрастала бы потребность в духовном совершенствовании, в развитии культуры понимания и культуры общения.
При этом важны такие предметы, границы которых подвижны и проходят внутри каждого из этапов непрерывного образования. Такие предметы были созданы: «Круг чтения», начиная с «Азбуки Льва Толстого», «Природа и труд», «Русский язык с основами риторики и стилистики», «История развития человечества», «Деятельность по интересам», «Чаша жизни».
«Чаша жизни» – предмет о жизни и душе человека – возник в процессе общения с детьми, когда они задавали любые интересующие их вопросы, а педагог вместе с детьми искал ответы на них.
Главная цель предмета – ощутить вместе с ребенком родство единичного и всеобщего, природы и человека, частицы и Космоса, помочь ему раскрыть возможности духовной свободы, путь к правде о мире и душе человека, взрастить через сферу эмоций, культуру памяти.
«Чаша жизни» – предмет не для оценок, он менее всего располагает к традиционным формам опроса. Связанный с мироощущением и мировидением ребенка, он предполагает внутреннюю свободу, раскрывает культуру чувства, культуру понимания, культуру общения. Все это приходит к детям через миф, сказку, поэзию, театр, изобразительное искусство, через собственные раздумья, поиск своего места в мире, ощущение собственной неповторимости.
Программа составлена так, что предполагает сочетание опыта человечества, того или иного народа с опытом самого ребенка. Вот только некоторые из примеров:
– Родная сторона – Города и Царства;
– В недрах Земли – Каменный цветок (мой камень, поэзия камня, музыка камня);
– В царстве Нептуна – Мой (наш) аквариум;
– Вечные книги – Моя библиотека;
– Притча о блудном сыне – Моя семья.
Через разные формы самовыражения пробуждается детское воображение – от выражения себя в красках, звуках, подборе изобразительного и музыкального материалов для уроков до создания собственных сочинений, от наблюдений над природой, окружающей жизнью, окружающими людьми до раздумий наедине с собой – дружеских писем, дневниковых записей.
Особое место в общении с детьми приобретают моменты эмоционального созвучия взрослого и ребенка.
Ведь все, с чем учитель приходит к детям, пережито и выстрадано им самим...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru