ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Виталий Борисович РЕМИЗОВ,
научный руководитель эксперимента,
заведующий НИЛ ИПК и ППРО ТО
Инновационный центр повышения квалификации
Самый длинный, но верный путь
Кто из учителей не слышал о школе
Л.Н.Толстого, открытой в Ясной Поляне в середине
XIX века... Однако на протяжении долгих лет этот
опыт оставался лишь в учебниках по истории
педагогики. И только недавно учителя России
стали возрождать традиции толстовской школы.
Этими произнесенными незадолго до
смерти словами Толстой завершил мысль о том, что
«воспитание спасет мир». Мысль, которая не давала
ему покоя с молодости, когда в 1849 г. он предпринял
первую попытку обучения в Ясной Поляне
крестьянских детей. Через десять лет он откроет
школу в родовой усадьбе, начнет выпускать
педагогический журнал «Ясная Поляна», в первой
половине семидесятых годов напишет
замечательные, но до недавнего времени забытые
поколениями «Азбуки». В 1990 г. к опыту Толстого
обратилась группа ученых, куда входили
специалисты разных сфер знаний, и, обобщив его,
создала концепцию современной «Школы
Л.Н.Толстого».
Научно-исследовательская лаборатория «Школа
Л.Н.Толстого» осуществляет эксперимент на
девятнадцати образовательных площадках Тулы и
тульского края и более восьмидесяти площадках в
России.
Семь лет потребовалось создателям эксперимента,
чтобы выйти на главное направление научного
поиска – создание системы непрерывного
образования, основанной на гуманистических
идеях Л.Н.Толстого. Системы, включающей в себя все
этапы и всех участников учебно-воспитательного и
культурно-образовательного процессов.
На единстве философии Пути жизни и метода
«со-опыта», «со-осознания» строится
жизнедеятельность, в том числе и учебная
деятельность соучастников процесса
непрерывного образования.
Педагогический метод, открытый Толстым в общении
с крестьянскими детьми, – это искусство общения
ученика и учителя, когда и тот и другой в равных
условиях не равновелики по знаниям, но
равновелики по способу овладения знанием.
Каждому из нас дана своя судьба поиска истины,
своего места в жизни. И надо не навязывать
ребенку идеологические клише, а попытаться
создать условия, в которых возрастала бы
потребность в духовном совершенствовании, в
развитии культуры понимания и культуры общения.
При этом важны такие предметы, границы которых
подвижны и проходят внутри каждого из этапов
непрерывного образования. Такие предметы были
созданы: «Круг чтения», начиная с «Азбуки Льва
Толстого», «Природа и труд», «Русский язык с
основами риторики и стилистики», «История
развития человечества», «Деятельность по
интересам», «Чаша жизни».
«Чаша жизни» – предмет о жизни и душе человека –
возник в процессе общения с детьми, когда они
задавали любые интересующие их вопросы, а
педагог вместе с детьми искал ответы на них.
Главная цель предмета – ощутить вместе с
ребенком родство единичного и всеобщего, природы
и человека, частицы и Космоса, помочь ему
раскрыть возможности духовной свободы, путь к
правде о мире и душе человека, взрастить через
сферу эмоций, культуру памяти.
«Чаша жизни» – предмет не для оценок, он менее
всего располагает к традиционным формам опроса.
Связанный с мироощущением и мировидением
ребенка, он предполагает внутреннюю свободу,
раскрывает культуру чувства, культуру понимания,
культуру общения. Все это приходит к детям через
миф, сказку, поэзию, театр, изобразительное
искусство, через собственные раздумья, поиск
своего места в мире, ощущение собственной
неповторимости.
Программа составлена так, что предполагает
сочетание опыта человечества, того или иного
народа с опытом самого ребенка. Вот только
некоторые из примеров:
– Родная сторона – Города и Царства;
– В недрах Земли – Каменный цветок (мой камень,
поэзия камня, музыка камня);
– В царстве Нептуна – Мой (наш) аквариум;
– Вечные книги – Моя библиотека;
– Притча о блудном сыне – Моя семья.
Через разные формы самовыражения пробуждается
детское воображение – от выражения себя в
красках, звуках, подборе изобразительного и
музыкального материалов для уроков до создания
собственных сочинений, от наблюдений над
природой, окружающей жизнью, окружающими людьми
до раздумий наедине с собой – дружеских писем,
дневниковых записей.
Особое место в общении с детьми приобретают
моменты эмоционального созвучия взрослого и
ребенка.
Ведь все, с чем учитель приходит к детям, пережито
и выстрадано им самим...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|