ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Способ включить ребенка в школьную
жизнь
И исключить из этой жизни болезненные
проблемы
Вообще говоря, чем больше в школе
Психологов, тем лучше школа. Детям интересно и
легко учиться в ней.
Малышам Психологи помогают понять школьные
правила, найти свое место в школьном сообществе,
привыкнуть к необычному распорядку дня. У
некоторых трудности дома, и без поддержки
Психолога они не смогут всерьез заниматься –
будут думать о том, что их беспокоит больше чем
учеба. Трудности могут возникать, конечно, не
только дома, но и в самой школе – с
одноклассниками, более старшими ребятами,
учителями.
Психолог – человек, который занимается самым
главным для ребенка делом – помогает ему
“вписаться” в школьную жизнь.
Просто принято считать, что если ты будешь,
например, работать наравне со всеми, или учиться
хотя бы удовлетворительно, или выполнять еще
какие-то нормы, то автоматически “впишешься”.
Это не совсем так: многие только тогда и начинают
как следует работать в коллективе, когда
чувствуют себя в нем уютно, в своей тарелке. Не
случайно принято в начале любой общей
деятельности знакомиться: с незнакомыми вместе
работать труднее, чем со знакомыми. Правда,
иногда мы знакомимся за работой: так легче
узнать, кто чего стоит, на кого можно положиться,
а на кого – нет; но за учебой знакомиться труднее,
чем за работой.
Один боится выглядеть неумным, другой – смешным,
третий – боязливым. Катя соображает быстро, а
Алена – медленно, зато с памятью наоборот;
начинается конкуренция. Учитель считает, что он
должен все знать, а Леша любопытный и задает
каверзные вопросы; вот и обиды. Все эти
общеизвестные и, я думаю, всем памятные неурядицы
– начальные условия нашего обучения. Как пишут в
задачах, “дано...” А потом начинаются сами
задачи, вопросы, задания. И Саша, который не хочет
выглядеть выскочкой, получает тройку за то, что
отвечает “неуверенно”.
Во всем этом разбирается Психолог. Психолог
смотрит на плачущего Сашу и понимает, что причина
слез вовсе не в тройке, а в несправедливости
судьбы, с которой он сегодня на уроке продолжил
свое знакомство; видит, что близкие подруги Алена
и Катя дерутся, и догадывается, что дело не в
ссоре, что ссоры-то, может, и не было, а было
глубокое разочарование своими способностями и
недовольство собой.
И Психолог, желая, конечно, не столько прекратить
все неприятности и тревоги (дело житейское, у
кого их нет?), сколько помочь этим людям
разобраться со своей жизнью, со своими
способностями, со слабыми и сильными сторонами
своего ума и характера, “вписаться” в жизнь,
говорит с ними не о слезах, не о ссорах и обидах,
не о хулиганстве. Говорит об их действительных,
глубоко и по-настоящему переживаемых трудностях.
С Сашей – о судьбе и ее проявлениях в Сашиной
жизни, с Аленой – о ее способе мышления...
Психолог способен видеть сильные стороны в любом
человеке, умеет замечать их и говорить о них так,
чтобы человек узнал в этих словах свои настоящие
качества. Психолог может тактично обойти слабые
стороны и болезненные места другого человека, а
если собеседник сообщает о своем желании
обсуждать их, то в состоянии и помочь в поисках
выхода из положения.
Психолог в школе никогда не будет тестировать
детей, то есть проводить над ними эксперименты и
опыты, без их согласия, без того, чтобы они знали
его намерения и цели и разделяли их. Почему?
Потому что тест – это своего рода обман: я могу
узнать о тебе куда больше, чем ты сам хочешь
сказать мне. Это, во-первых, по-человечески
неэтично, а во-вторых, это работает не за, а против
Психолога, так как нарушает доверие, без которого
его работа становится невозможной. Точно так же
Психолог без согласия ребенка никогда не
расскажет никому, о чем они, оставшись вдвоем,
говорили: иначе серьезные разговоры с ним станут
большой редкостью и, нуждаясь в помощи, ни дети,
ни взрослые больше не попросят о ней Психолога.
Вообще перед Психологом стоит трудная задача: он
должен, оставаясь тем, кто он есть, –
библиотекарем, учителем, гардеробщицей или
штатным психологом, выйти за рамки своей
профессии, увидеть другого не как получателя от
тебя знаний или утешений, обладателя куртки,
которую ты принимаешь и хранишь, читателя
вверенных тебе книг, а как равного тебе,
небезразличного тебе, интересного тебе и столь
же ценного, как и ты, человека.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|