ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
...И для каждого урока
Походка, интонация, улыбка – эти
мелкие подробности поведения на уроке
становятся очень значимыми
К психологам в школе отношение
неоднозначное: от почтительно-опасливого до
резко критичного. Бывает, что учителя
отмахиваются от рекомендаций или воспринимают
их как дополнительную нагрузку, выполняя советы
психолога формально. Наш сегодняшний автор,
учитель с тридцатичетырехлетним стажем Людмила
Евстратенко, рассказывает о своем опыте
приобретения и использования в педагогической
работе психологических знаний.
Чем дольше я работаю в школе, тем чаще
вспоминаю мысль Антуана де Сент-Экзюпери, что
самая большая роскошь на свете – человеческое
общение. А для нас, педагогов, это еще и
профессиональная необходимость. Структура
педагогического труда насчитывает, по мнению
психологов, около двухсот компонентов. И одним из
самых сложных смело можно назвать общение
педагога с ребенком. Уже в первые годы работы я
поняла, что мне не хватает знаний по практической
психологии, ведь для того чтобы строить работу с
детьми и отношения с коллегами, нужно знать, по
каким законам происходит общение.
Хочу рассказать об опыте самообразования в этой
области на протяжении более чем тридцати лет, в
течение которых я участвовала в семинарах и
конференциях, училась на курсах, читала
специальную литературу по интересующей меня
теме.
Итак, общение проходит по своим законам. Хотелось
бы напомнить, особенно молодым учителям, что все
начинается с взаимовосприятия.
Когда мы впервые входим в класс, очень важны
первые 5–6 минут, ведь первое впечатление может
наложить отпечаток на все последующие отношения.
Нам стоит помнить, что при взаимовосприятии
внешний вид человека играет большую роль, и в
общении с детьми учитель должен распределять
свои симпатии независимо от внешности ребенка.
К сожалению, в педагогических институтах не
ставят голос и не учат владеть интонацией. Хотя
повышение и усиление тембра голоса в начале
каждой последующей фразы по сравнению с концом
предыдущей улучшает педагогический эффект
урока. Исследования психологов показали, что
монотонное изложение снижает восприятие
материала на 35–55%.
Для того чтобы поддерживать ровные,
доброжелательные отношения, человек может
использовать:
– идентификацию (уподобление себя другому). Это
один из самых доступных способов понимания
человека, когда можешь поставить себя на его
место;
– рефлексию – осознание того, как мы
воспринимаемся партнером при общении;
– эмпатию – стремление, способность
откликнуться на проблемы другого человека.
Чтобы оценить себя как партнера по общению,
психологи на курсах советовали учителям
понаблюдать за собой:
– способны ли вы выслушать ребенка до конца,
появляется ли у вас потребность перебить его и
высказать собственную точку зрения;
– можете ли выслушать до конца ученика, если тема
разговора для вас не представляет интереса;
– можете ли преодолеть чувство раздражения к
собеседнику, если его высказывания не
соответствуют вашим планам и настроению.
Очень полезным мне кажется и овладение техникой
управления своим настроением и самочувствием.
Все мы живые люди со своими неприятностями и
неурядицами. И у каждого время от времени бывает
плохое настроение, и идти в класс совсем не
хочется. В этом случае мне, например, помогает
магическое «если бы»: «Если бы я была в хорошем
настроении, бодрой походкой вошла бы в класс,
доброжелательно поздоровалась». Одновременно
нужно воспроизвести физически эти действия и
поверить, что хорошее настроение возвратится.
Наши действия всегда поддаются внутреннему
контролю, постепенно подводят нас к нужному
состоянию.
Хочу привести еще несколько упражнений,
развивающих внутреннюю собранность,
решительность, воображение, интуицию, умение
корректно выражать свои чувства. Вот одно из них:
попробуйте порепетировать дома вызов к доске
ученика – спокойно, с иронией, весело,
жизнерадостно, доброжелательно, равнодушно, с
юмором.
Слово учителя должно действовать на чувства и
сознание ученика: стимулировать мышление,
воображение, создавать потребность в творческом
поиске. «Учителю говорить нужно не столько уху,
сколько глазу, – говорил Станиславский. – В
процессе педагогического общения, как и при
словесном общении на сцене, «говорить, слушать»
означает видеть то, о чем говорят, а «говорить» –
значит рисовать зрительные образы – вот основа
речевой техники». Речь может выступать в виде
кодирования информации – говорение и
декодирования – слушание и понимание.
Исследователи ораторского искусства считают,
что приблизительно 40% информации несут жест и
мимика общающихся. Точность движения и жеста в
системе педагогического общения чрезвычайно
важна, тем более если они выступают как
семантические движения, заменяющие слова или
взаимодействующие со словами. (Остановись! Уйди!
Да. Нет. Прошу вас! Тише!)
Упражнение: попробуйте пронаблюдать за двумя
собеседниками, задавая себе вопросы: о чем
говорят? как используют они язык жестов? помогает
ли это в беседе? поддерживают ли они визуальный
контакт? какая у них интонация беседы? каковы
темп и ритм речи? эмоциональна ли беседа?
Немного об интонации при общении.
А.Макаренко писал: «Я сделался настоящим
мастером только тогда, когда я научился говорить
«иди сюда» с 15–20 оттенками, когда научился
давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры,
голоса. И я тогда не боялся, что кто-то не
почувствует того, что нужно».
Попробуйте и вы произнести слово «да» с разными
интонациями: громко, тихо, кратко, растянуто,
утвердительно, удивляясь, восторженно,
задумчиво, вызывающе, скорбно, нежно, иронически,
злобно, тоном ответственного работника,
разочарованно, торжествующе, «да» в значении
«нет».
Расстояние между собеседниками тоже играет
немаловажную роль. Оптимальная дистанция между
учителем и учеником – от 40 см до 1,5 метра.
Сокращать дистанцию без согласия ребенка не
стоит – он начнет испытывать дискомфорт. Кроме
этого существуют и другие барьеры общения, о
которых говорил американский психолог Томас
Гордон:
– приказ, указание, команда;
– предупреждение, нравоучение;
– осуждение, критика;
– обвинение, допрос;
– брань, унижение.
А психолог Леонтьев описал стереотип в отношении
учителя к «плохому ученику»:
1. Учитель дает ему меньше времени, чем «хорошему»
ученику, для того чтобы подумать над ответом.
2. Если услышит неправильный ответ, не повторяет
вопрос, не помогает, а тут же спрашивает другого.
3. Зачастую не замечает поднятую руку такого
ученика.
4. Учитель реже ему улыбается.
Это, по-моему, тоже серьезная тема для
самоанализа и рефлексии учителя.
И последнее задание, которое я использую в
работе, определяя состояние утомления детей
(тест Люшера).
Для этого предлагаю ученикам полоски восьми
цветов расположить одну под другой в том порядке,
в каком хочется.
Функциональная значимость цвета:
красный – социальная и физическая нагрузка,
агрессивность, конкурентность, властность;
желтый – необходимы помощь и совет;
синий – комфорт, покой, пассивность,
эмоциональная утонченность;
фиолетовый – желание очаровать, мечтательность,
незрелость;
серый – социальная напряженность, непонимание
ситуации, повышенная тревожность, стремление к
покою;
коричневый – импульсивность;
черный – накопление социального утомления,
протест, поведение экстремального типа,
необходимо вмешательство;
зеленый – комфорт, настойчивость,
самоутверждение, упрямство.
Теперь о том, что значит порядок их расположения.
Цвета, стоящие на 1–2-м местах, обозначают главные
в жизни ребенка цели и способы их достижения.
Те, что занимают 3–4-е места, расскажут о
самочувствии.
На 5–6-м местах располагаются свойства и
качества, пока дремлющие в ребенке.
7–8-е места – то, что ребенок в себе отвергает.
Этот несложный тест поможет вам лучше понять
состояние и характеры детей. Хочу лишь напомнить,
что для нормального состояния свойственны синий,
зеленый, красный или желтый цвета на первом
месте.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|