Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Валерий ПУЗЫРЕВСКИЙ

Игра для... учителя!

Менять наработанную годами манеру преподавания совсем не просто. Но есть способ, который поможет понять, как это сделать

Сейчас уже мало осталось школ, в которых бы не возникали новации, где бы не было попыток что-то изменить в преподавании ли, в способах ли организации внеучебной деятельности, где бы не пробовали привнести в работу что-то новое. Так же как, наверное, мало школ, в которых по отношению к этим изменениям не существовало по крайней мере двух оппозиционных мнений – «хорошо, если что-то меняется» и «ничего хорошего это не принесет».
Как же в такой ситуации быть? Возможен ли выход? Задумавшись над этими вопросами администрация одной из школ решила провести не совсем обычный педсовет и дать возможность всем членам коллектива в игровой форме подискутировать, сняв накопившееся раздражение и недовольство друг другом, услышать противоположную точку зрения, попытаться понять ее, а заодно и себя.

Педагогическое зеркало учителя

Изо дня в день учитель выполняет привычную нелегкую работу. И вроде бы все идет правильно, чинно и размеренно: подготовка к уроку, опрос учеников и объяснение нового материала, заполнение журнала и проверка тетрадей. Однако многие признаются, что если попытка целенаправленно строить работу ограничивается только рамками своего предмета или своего класса, то даже огромные усилия порой сводятся к нулю. Как будто садишься в лодку и, не оборачиваясь, гребешь изо всех сил к другому берегу реки прямо по курсу. Стараешься, силы прилагаешь, а все равно сносит течением и приплываешь куда-то не туда.
Конечно же надо бы взять несколько выше по течению. Но как узнать насколько? Нужно знать скорость течения. А для учителя – характер потока школьной жизни и особенности преобладающего в школе педагогического стиля. Чтобы осознать, правильно ли действуешь, необходимо хотя бы на какое-то время перестать грести и оглядеться, поразмыслить, какой ориентир на другом берегу выбрать, чтобы достичь цели. Для этого можно использовать педсовет.
Однако обычно педагогические советы посвящены в основном лишь информированию: это сделали хорошо, а это плохо. На них обсуждается, как правило, информация о самих собой получающихся в повседневном – прежде всего преподавательском – труде количественных и качественных показателях усвоения знаний, умений и навыков. То есть речь идет в основном о том, сколько успели сделать, сколько еще предстоит затратить сил и что сделать.
Но это далеко не все, что нужно для становления педагогики, учитывающей интересы и индивидуальные природные особенности каждого ребенка, условия его семейного воспитания. Необходим неторопливый педагогический анализ. Учителю нужно тщательно вглядеться в “педагогическое зеркало”, чтобы осознать, почему он выполняет свою работу так, а не иначе, почему один стиль педагогической деятельности приносит такие, а другой – иные результаты в обучении и воспитании, возможно ли придерживаться стиля, при котором обучение может быть одновременно и ненавязчивым, поддерживающим со стороны педагога, и все же воспитывающим.
Хорошо бы находить время смотреть на привычный для вас педагогический стиль отношения к детям, к коллегам, к способам познания и к самому миру в целом со стороны, уметь принимать и другую точку зрения, пробовать себя в разных педагогических ролях.
Чтобы почувствовать и осознать в себе способность работать в разных стилях, сохраняя собственный творческий почерк, нужно попробовать прикоснуться к тому, что каждый в себе принимает и отвергает. Необходимо “педагогическое зеркало”, которое может отражать ранее неосознаваемые собственные предрасположенности учителей к тому или иному стилю работы с детьми. Таким «зеркалом» и может стать особым образом организованный педагогический совет. Один из вариантов его организации мы предлагаем вашему вниманию.

Провокационная деловая игра
«Декларация педагогических принципов учителей:
за и против»

Цель – активизировать у учителей переосмысление их собственной педагогической позиции и предоставить им возможность в игровой роли встать на иную точку зрения по вопросу приоритетности в школе того или иного педагогического стиля.
Эта игра проводилась в одной из школ на педагогическом совете.
Участники – более сорока учителей, в произвольном порядке разделенные на две основные играющие группы примерно по двадцать человек каждая. Одна группа представляла доводы «за», а другая – «против» предложенных организаторами игры педагогических принципов, зафиксированных в провокационно составленной «Декларации».
1. Чем больше дети участвуют в творческих делах школы, тем труднее они обучаемы на уроках.
2. Чем чаще проводятся контрольные работы, тем глубже понимание учебного предмета.
3. Заставить учеников хорошо учиться важнее, чем дать им возможность развивать творческие способности через музыку, живопись, театр, туризм.
4. Классный руководитель не обязан поддерживать желание учеников своего класса участвовать в различных творческих делах школы.
5. Воспитывают знания, а свободное общение в творческой деятельности только мешает усваивать прочные знания по учебным предметам.
6. Учителя не должны осваивать новые психолого-педагогические технологии, поскольку ученикам это все равно никакой пользы не принесет, а для учителей – лишние хлопоты.
7. Для классных руководителей должны оставаться незыблемыми такие главные формы воспитательной работы, как экскурсии и выпуск стенных газет.
8. Учебная программа важнее личностных проблем ученика.
9. Не знаем и знать ничего не желаем о личностно-ориентированном подходе как проверенном опыте в мировой педагогике.
10. Никто из учителей не хочет, чтобы школа стала знаменитой в России, поскольку тогда надо будет многим серьезно и сознательно включаться в научно-экспериментальную работу.
11. Все, что происходит на педагогических совещаниях, – пустая болтовня.
12. Без воспитательной работы в школе спокойнее, а значит, лучше.
13. Слабые ученики скорее не хотят, нежели не могут учиться.
14. Главное оружие учителя – оценка знаний ученика.
15. Учителю не нужно проводить регулярный и тщательный анализ своей педагогической деятельности.
16. Ученики с отличной памятью – идеал для каждого учителя, ибо тогда плохих оценок совсем не будет.
17. Психолог для учителя не авторитет.
18. Если из школы ученики выйдут высокоинтеллектуальными людьми – они будут счастливы в личной жизни.
Разумеется, содержание «Декларации» должно быть изменено в соответствии с особенностями педагогической деятельности в вашей школе.
Выступления от каждой группы проходили поочередно. Так, если по первому пункту (принципу) «Декларации» первым выступал участник группы «за», а вторым – участник группы «против», то по второму пункту (принципу) первым выступал уже другой участник группы «против» и так далее.
На каждое выступление отводилось по одной минуте. Таким образом, в ходе игры смогли выступить все участники.
Третьей группой был «экспертный совет», состоявший из пяти человек, который оценивал аргументированность выступлений со стороны «за» и со стороны «против» по таким параметрам: знания из психологической науки, желание понять внутренний мир ребенка, факты из личного педагогического опыта, ссылка на достижения передового педагогического опыта, забота о будущем России и человечества.
Приняв условия игры, некоторые учителя, по сути дела, выдвигали аргументы тех, с кем вне игры они бы не соглашались и спорили, как правило, не найдя времени и сил понять их. А теперь смогли сыграть своих антагонистов и высказать обычно игнорируемую или отвергаемую ими точку зрения.
Было хорошо заметно желание некоторых участников смягчить аргументы в пользу полярностей «за» и «против» и тем самым выйти из ролей, согласно которым они должны были занимать категоричные позиции по отношению к принципам «Декларации».
Необходимость оппонировать, выдвигать контраргументы позволяет активизировать мыследеятельность учителей на педсовете и стимулирует переосмысление ими их собственной педагогической позиции. Ведь при знакомстве с пунктами «Декларации», в которой довольно жестко оформлена позиция авторитарно-репродуктивного педагога, у многих бессознательно возникает протест: «Неужели я такой?» – и они, даже встречаясь с привычной для себя позицией, оказываются в некотором смущении.
После того как учителя высказали свое отношение к принципам «Декларации», они пришли к общему мнению, что в школе работают приверженцы трех основных педагогических стилей: авторитарно-доброжелательного, коммунарского и личностно-ориентированного.
От разных учителей прозвучали такие, к примеру, высказывания в защиту того или иного стиля: «Усиленная педагогическая ориентация на личность ученика может привести к развитию индивидуализма, сосредоточенности человека в будущем прежде всего на своих интересах и потребностях. Ориентация на личность должна быть согласована с ориентацией на коллективные действия».
«Как родителю мне бы хотелось, чтобы к моему ребенку относились с пониманием, уделяли особое внимание его позиции и интересам, предоставляли возможность для спокойного времяпрепровождения и занятия своими делами. Как педагогу мне легче работать с группой, ориентироваться на групповое взаимодействие и организацию коллективных воспитательных дел, тем более что даже личность ребенка может быть разной и не каждый способен сам определить свои позитивные интересы».
«Для девочек, возможно, более подходит индивидуальное воспитание или общение в малых группах. Но для мальчиков, особенно из-за предстоящей службы в армии, необходимо воспитание лидерских качеств, способности быть надежным товарищем, ответственным работником. Поэтому без традиционного для нашей педагогики воспитания в коллективе вырастить настоящего мужчину, по-моему, невозможно».
«Я люблю коммунарскую методику, она не только ориентирует педагогов на уважение личности ребенка, но и учит детей заботиться о других людях, творить в коллективе и достигать общие цели творческим образом, помогает педагогам освоить способы сотрудничества с детским коллективом. Например, коммунарский сбор – сложная педагогическая композиция, модель идеальных человеческих отношений. Наши дети и так слишком ориентированы на личное благополучие, поэтому педагогика, сосредоточенная на личности, мне не так близка, как коммунарское сотрудничество».
«Мне кажется, что коммунарская методика и педагогика с ориентацией на личность не так уж и противоположны. Оба этих направления ставят в центр внимания человека, то есть они гуманистичны. Только в одном случае ребенок больше работает в коллективе, в другом – более ориентирован на раскрытие себя в деятельности, с уверенностью, что ему разрешат самому выбирать, как ему удобнее работать: в коллективе или одному. Мы должны создать условия для того, чтобы каждый выбирал, что ему лучше».
«Ну а если он ничего не хочет выбирать? Или вообще всем мешает? Тогда и авторитарные методы, по-моему, можно применить, хотя многие считают, что это не современная педагогика».
«Заставить, конечно, ребенка можно, он подчинится, но не согласится и потом все равно сделает как захочет, когда перестанет нас бояться. Нет, авторитарная не значит авторитетная. Личностно-ориентированная предполагает авторитет учителя, а его можно завоевать, если понимаешь детей, слушаешь их мнение. Мы всегда спешим и не всегда их слушаем. Нужно самим учиться понимать детей, сотрудничать с ними».

После проведенного педагогического совета учителя смогли побывать в роли и защитника, и противника “Декларации”, увидеть, что им вполне доступны разные стили профессиональной деятельности. Они поняли, что не так уж это страшно – поменять наработанную годами манеру преподавания и привычный тон общения с учениками, если есть необходимость вдохнуть свежий ветер творчества, выйти на путь новаторского поиска из унылой и однообразной школьной жизни. Большинство учителей не смогли принять игровую гротескную роль приверженца «Декларации». Они отвергли ярко сформулированные авторитарность и догматизм. Тем самым учителя, как бы смотрясь в “педагогическое зеркало”, смогли обнаружить в себе ранее скрытый творческий, эмоциональный и интеллектуальный резерв для новаторско-исследовательской работы. Педагогический совет стал первым шагом к изменению в школьной жизни.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru