ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Вопросы вокруг компьютера
Образовательная среда последние годы
стремительно меняется: растет поток информации,
множатся способы ее получения. Но успевают ли
угнаться за этим процессом образовательные
учреждения – от детского сада до вуза?
Представляем ли мы, педагоги, что происходит с
ребенком, подростком или взрослым в кардинально
изменившейся образовательной ситуации, когда
главным источником информации становится
компьютер? Что происходит с их системой
ценностей и восприятием?
В поисках ответов на эти вопросы я
поехала в Российский государственный
гуманитарный университет, где под руководством
ректора доктора исторических наук, профессора,
академика РАЕН Юрия Николаевича Афанасьева уже
создаются технологии работы в новой
образовательной среде. Именно для этого при РГГУ
создан Институт новых образовательных
технологий. Исследования проводятся в области
новых информационных, компьютерных технологий и
проблем внедрения их в учебный процесс. С 1997 года
существует постоянно действующий семинар по
этой проблематике.
Студентам РГГУ – будущим лингвистам,
искусствоведам, психологам – можно
позавидовать: в учебном корпусе, помимо
прекрасных классов с рабочим местом у компьютера
для каждого студента, большими экранами на стене,
оборудованием для брейн-рингов и дистантного
обучения, есть университетский музей истории
науки и техники, проходят художественные
выставки, вестибюль увешан афишами театров и
концертов.
Мое знакомство с особенностями виртуального
образования началось в интернет-кафе, где на
огромном экране проходила презентация работ
студентов-искусствоведов по западно-европейской
живописи.
А рассказывала об
информационно-коммуникационной технике Лидия
Петровна Бельковец, кандидат психологических
наук, заведующая лабораторией новых технологий
образования, которая проводит исследования под
руководством Сергея Викторовича Кувшинова,
кандидата технических наук, проректора по
информатизации и новым технологиям образования.
Компьютерные технологии рассматривают в
лаборатории как принципиально новую
образовательную среду, содержащую в
концентрированном виде все, что накоплено в
области обучения и образования. Ведь любое
обучение испокон веку проходило так: учитель
последовательно, постепенно излагал учебный
материал и в зависимости от степени усвоения
материала учеником корректировал свои
педагогические действия; а ученик проходил путь
от манипуляций с предметами, начиная с
погремушек и кубиков, до выражения собственного
мнения по поводу изученного.
Компьютерные же технологии позволяют
транслировать материал не последовательно, а
комплексно. Привычные этапы образовательного
процесса перемешиваются, переплетаются и
уплотняются. Тем более продуманной должна быть
методика обучения.
Содержанием образования становится не
заучивание определенного количества сведений, а
поиск и извлечение информации. Именно этому в
первую очередь учатся студенты. Причем получение
информации специально усложнено: информацию
нужно опознать, различить, идентифицировать,
извлечь, классифицировать, трансформировать,
сделать эквивалентную замену. Эта схема
применима к тексту в самом широком понимании: как
то, что несет информацию и имеет определенную
структуру.
Интересно, что методика эффективна при работе не
только с литературными, но и с научными текстами
по любой дисциплине: историческими,
техническими.
Для того чтобы понять авторский текст, студенты
сначала работают с логикой его содержания, потом
анализируют логико-семантический план и,
наконец, работают со словом: оно может выступать
в качестве понятия, субъекта и предиката, а в
литературном тексте слово можно рассматривать и
как часть речи, член предложения.
А вот дальнейшая работа на основе извлеченной
информации направлена уже на создание
собственного текста.
И если до недавнего времени ученики
довольствовались чтением учебника и рассказом
учителя, то сейчас новые технологии образования
предполагают использование всех органов чувств.
На первый взгляд это может показаться странным.
Но тем не менее методика предусматривает при
работе с дошкольниками, например, использовать
осязание и вкус, а со студентами – обоняние: в
ближайшее время планируется эксперимент по
саморегуляции с помощью запахов эмоционального
состояния человека.
Но не исключает ли учителя из образования такая
совершенная техника? Нет, изменяется лишь его
роль. Ученик не может остаться наедине с
компьютером, какими бы совершенными ни были
программы, заложенные в него. Между учителем и
учеником происходит эмоциональное общение. Но по
сравнению с традиционной школой учитель теперь
скорее навигатор: он помогает выбрать путь
познания и интерпретировать информацию.
Предлагая ученикам для изучения текст, я,
учитель, могу обращать их внимание то на логику,
то на особенности языка, то на речь. Ведь в школе
до последнего времени работа с текстом была
эпизодичной и разбросанной, не имела
комплексного характера.
У автора программы, Лидии Бельковец, большой опыт
работы с учениками всех возрастов. В детских
садах по ее методике работали со звучащим
текстом и материальными предметами, в школе – с
печатным текстом, а теперь студенты РГГУ, МГУ и
МАИ – с виртуальным.
При переходе из школы в вуз требуется
специальная подготовка, считает Лидия Петровна,
чтобы “умная” техника не подавляла человека, а
служила мощным средством для его развития.
С этой целью разработан специальный
пропедевтический курс для начинающих, где все
этапы виртуального обучения прорабатываются в
тексте на двух языках – русском и незнакомом для
студента иностранном.
Уже через несколько занятий ребята не только
осваивают методику работы с информацией, но и
попутно начинают читать на новом для них языке и
переводить со словарем, а заодно и получают
алгоритм для изучения (при желании) любого
европейского языка.
Так же, попутно, в процессе работы, а не
специально на особых занятиях осваивают
студенты работу на компьютере.
Столько непростых умений и знаний за считанные
занятия. Не вредно ли для здоровья столь
интенсивное обучение?
В лаборатории новых технологий образования и к
проблеме вредно–невредно подошли с позиции
новых технологий. До занятий и после у студентов
измеряют и контролируют состояние
вегето-сосудистой системы. Это своего рода
попутное медицинское обследование.
А как отслеживаются результаты обучения? После
окончания экспериментального курса “История
науки и техники” студенты пишут творческую
работу, используя все освоенные источники и
способы получения информации. Работы проходят
логико-семантическую диагностику и оцениваются
по многим параметрам: глубина и полнота
изложения, логичность, уровень понятийного
анализа.
Конечно, небогатым (мягко говоря) российским
школам не под силу оборудовать мультиплексные
классы и приобрести аппаратуру для диагностики.
Но нельзя ли использовать хотя бы
пропедевтический курс, направленный на
всесторонний анализ текста?
“Если в школе есть хотя бы один компьютер,
работать в этой методике тоже можно”, –
обнадежила меня Лидия Петровна. Просто процесс
будет не таким компактным и эффективным, а при
работе с бумажным носителем активность учеников
все равно ниже, чем с виртуальным.
Учителям, заинтересовавшимся виртуальными
образовательными технологиями, институт
предлагает консультации и обучение. Педагогам
помогут научиться составлять программы,
компьютерные и просто учебные по предмету, на
основе психологии познания и учебной
деятельности, умственной деятельности,
психолингвистики. Учитель сможет представить
себе всю динамическую структуру развития
личности и корректно стимулировать этот процесс.
Кроме того, педагоги научатся объективно
оценивать результат работы ученика на любом
этапе обучения.
Если бы собралась группа заинтересованных
учителей, сотрудники лаборатории начали бы курс
с теории и выстраивали обучение педагогов,
обсуждая с каждым его школьную практику, в
течение четверти, например.
Если вы заинтересовались, звоните в
редакцию нашей газеты или в лабораторию новых
технологий образования.
Тел. (095) 973-43-31
Узнав о таких возможностях, я решила попробовать
освоение новой методики на себе. Многоплановый
анализ текста – как раз то, что мне интересно. И
обучение на основе школьной практики самое, на
мой взгляд, эффективное. Подготовка же к работе в
виртуальной среде моим ученикам совсем не
помешает.
До сих пор я лишь рассказывала вам о тех или иных
курсах и семинарах. А теперь начинаю постигать
новую технологию, сразу опробую ее в классе и
буду рассказывать о том, как происходит мое
образование. Я иду в школу для учителя. Пожелайте
мне хороших оценок.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|