Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
 

Елена КУЦЕНКО

Вопросы вокруг компьютера

Образовательная среда последние годы стремительно меняется: растет поток информации, множатся способы ее получения. Но успевают ли угнаться за этим процессом образовательные учреждения – от детского сада до вуза? Представляем ли мы, педагоги, что происходит с ребенком, подростком или взрослым в кардинально изменившейся образовательной ситуации, когда главным источником информации становится компьютер? Что происходит с их системой ценностей и восприятием?

В поисках ответов на эти вопросы я поехала в Российский государственный гуманитарный университет, где под руководством ректора доктора исторических наук, профессора, академика РАЕН Юрия Николаевича Афанасьева уже создаются технологии работы в новой образовательной среде. Именно для этого при РГГУ создан Институт новых образовательных технологий. Исследования проводятся в области новых информационных, компьютерных технологий и проблем внедрения их в учебный процесс. С 1997 года существует постоянно действующий семинар по этой проблематике.
Студентам РГГУ – будущим лингвистам, искусствоведам, психологам – можно позавидовать: в учебном корпусе, помимо прекрасных классов с рабочим местом у компьютера для каждого студента, большими экранами на стене, оборудованием для брейн-рингов и дистантного обучения, есть университетский музей истории науки и техники, проходят художественные выставки, вестибюль увешан афишами театров и концертов.
Мое знакомство с особенностями виртуального образования началось в интернет-кафе, где на огромном экране проходила презентация работ студентов-искусствоведов по западно-европейской живописи.
А рассказывала об информационно-коммуникационной технике Лидия Петровна Бельковец, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией новых технологий образования, которая проводит исследования под руководством Сергея Викторовича Кувшинова, кандидата технических наук, проректора по информатизации и новым технологиям образования.
Компьютерные технологии рассматривают в лаборатории как принципиально новую образовательную среду, содержащую в концентрированном виде все, что накоплено в области обучения и образования. Ведь любое обучение испокон веку проходило так: учитель последовательно, постепенно излагал учебный материал и в зависимости от степени усвоения материала учеником корректировал свои педагогические действия; а ученик проходил путь от манипуляций с предметами, начиная с погремушек и кубиков, до выражения собственного мнения по поводу изученного.
Компьютерные же технологии позволяют транслировать материал не последовательно, а комплексно. Привычные этапы образовательного процесса перемешиваются, переплетаются и уплотняются. Тем более продуманной должна быть методика обучения.
Содержанием образования становится не заучивание определенного количества сведений, а поиск и извлечение информации. Именно этому в первую очередь учатся студенты. Причем получение информации специально усложнено: информацию нужно опознать, различить, идентифицировать, извлечь, классифицировать, трансформировать, сделать эквивалентную замену. Эта схема применима к тексту в самом широком понимании: как то, что несет информацию и имеет определенную структуру.
Интересно, что методика эффективна при работе не только с литературными, но и с научными текстами по любой дисциплине: историческими, техническими.
Для того чтобы понять авторский текст, студенты сначала работают с логикой его содержания, потом анализируют логико-семантический план и, наконец, работают со словом: оно может выступать в качестве понятия, субъекта и предиката, а в литературном тексте слово можно рассматривать и как часть речи, член предложения.
А вот дальнейшая работа на основе извлеченной информации направлена уже на создание собственного текста.
И если до недавнего времени ученики довольствовались чтением учебника и рассказом учителя, то сейчас новые технологии образования предполагают использование всех органов чувств. На первый взгляд это может показаться странным. Но тем не менее методика предусматривает при работе с дошкольниками, например, использовать осязание и вкус, а со студентами – обоняние: в ближайшее время планируется эксперимент по саморегуляции с помощью запахов эмоционального состояния человека.
Но не исключает ли учителя из образования такая совершенная техника? Нет, изменяется лишь его роль. Ученик не может остаться наедине с компьютером, какими бы совершенными ни были программы, заложенные в него. Между учителем и учеником происходит эмоциональное общение. Но по сравнению с традиционной школой учитель теперь скорее навигатор: он помогает выбрать путь познания и интерпретировать информацию.
Предлагая ученикам для изучения текст, я, учитель, могу обращать их внимание то на логику, то на особенности языка, то на речь. Ведь в школе до последнего времени работа с текстом была эпизодичной и разбросанной, не имела комплексного характера.
У автора программы, Лидии Бельковец, большой опыт работы с учениками всех возрастов. В детских садах по ее методике работали со звучащим текстом и материальными предметами, в школе – с печатным текстом, а теперь студенты РГГУ, МГУ и МАИ – с виртуальным.
При переходе из школы в вуз требуется специальная подготовка, считает Лидия Петровна, чтобы “умная” техника не подавляла человека, а служила мощным средством для его развития.
С этой целью разработан специальный пропедевтический курс для начинающих, где все этапы виртуального обучения прорабатываются в тексте на двух языках – русском и незнакомом для студента иностранном.
Уже через несколько занятий ребята не только осваивают методику работы с информацией, но и попутно начинают читать на новом для них языке и переводить со словарем, а заодно и получают алгоритм для изучения (при желании) любого европейского языка.
Так же, попутно, в процессе работы, а не специально на особых занятиях осваивают студенты работу на компьютере.
Столько непростых умений и знаний за считанные занятия. Не вредно ли для здоровья столь интенсивное обучение?
В лаборатории новых технологий образования и к проблеме вредно–невредно подошли с позиции новых технологий. До занятий и после у студентов измеряют и контролируют состояние вегето-сосудистой системы. Это своего рода попутное медицинское обследование.
А как отслеживаются результаты обучения? После окончания экспериментального курса “История науки и техники” студенты пишут творческую работу, используя все освоенные источники и способы получения информации. Работы проходят логико-семантическую диагностику и оцениваются по многим параметрам: глубина и полнота изложения, логичность, уровень понятийного анализа.
Конечно, небогатым (мягко говоря) российским школам не под силу оборудовать мультиплексные классы и приобрести аппаратуру для диагностики. Но нельзя ли использовать хотя бы пропедевтический курс, направленный на всесторонний анализ текста?
“Если в школе есть хотя бы один компьютер, работать в этой методике тоже можно”, – обнадежила меня Лидия Петровна. Просто процесс будет не таким компактным и эффективным, а при работе с бумажным носителем активность учеников все равно ниже, чем с виртуальным.
Учителям, заинтересовавшимся виртуальными образовательными технологиями, институт предлагает консультации и обучение. Педагогам помогут научиться составлять программы, компьютерные и просто учебные по предмету, на основе психологии познания и учебной деятельности, умственной деятельности, психолингвистики. Учитель сможет представить себе всю динамическую структуру развития личности и корректно стимулировать этот процесс. Кроме того, педагоги научатся объективно оценивать результат работы ученика на любом этапе обучения.
Если бы собралась группа заинтересованных учителей, сотрудники лаборатории начали бы курс с теории и выстраивали обучение педагогов, обсуждая с каждым его школьную практику, в течение четверти, например.

Если вы заинтересовались, звоните в редакцию нашей газеты или в лабораторию новых технологий образования.
Тел. (095) 973-43-31

Узнав о таких возможностях, я решила попробовать освоение новой методики на себе. Многоплановый анализ текста – как раз то, что мне интересно. И обучение на основе школьной практики самое, на мой взгляд, эффективное. Подготовка же к работе в виртуальной среде моим ученикам совсем не помешает.
До сих пор я лишь рассказывала вам о тех или иных курсах и семинарах. А теперь начинаю постигать новую технологию, сразу опробую ее в классе и буду рассказывать о том, как происходит мое образование. Я иду в школу для учителя. Пожелайте мне хороших оценок.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru