Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД

Римма КРЕЧЕТОВА

Драма поднимает голову

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ: “ЗАВТРА ПРИЕДЕТ ФЛОРИНДА”

Семь черных человеческих силуэтов выстроились в шеренгу по росту (как фигурки семи индийских слонов, будто бы приносящих счастье) – таков логотип Фестиваля современной латышской драмы, прошедшего недавно в Риге.

Если в логотип всмотреться, обнаружится, что это графически запечатленные фазы движения постепенно – от первого силуэта к последнему – поднимающейся головы. С точки зрения организаторов фестиваля, таково движение латышской сегодняшней пьесы в системе национального сценического искусства. От покорного склонения головы к гордому выпрямлению во весь рост.
Что это? Заклинание на будущее или просто иллюзия? Однако реалии фестиваля говорили о том, что процесс поднимания головы действительно существует: в программе значился двадцать один спектакль, были сыграны пьесы четырнадцати драматургов. Как теперь говорят, “не слабо”.
Но этого мало. Данные спектакли не были отысканы с трудом, напротив, они прошли через специальный отбор, в котором участвовало… более шестидесяти работ, представлявших современную латышскую драму. Фестивальные пьесы были самые разные. Традиционно бытовые, в формах самой жизни пытающиеся показать непростые процессы сегодняшних дней, как “Дом Вевериши” Харийса Гулбиса, и сочиненные с разной мерой художественной самостоятельности абстракции, вроде “Кухни” Андриса Зейботса или “Кофе с крекерами” Херманиса Паукша, отражающих эти процессы отстраненно, посредством игры ума и воображения. Были две рок-оперы, поставленные с размахом (на тексты Мары Залите, едва ли не самой преуспевшей из латышских драматургов): историческая “Хроника Индрикиса” в Национальном театре и “Каупен, мой дорогой” в Лиепае, про обаятельного убийцу, подвизавшегося в Риге в двадцатые годы.
И будто в противовес многофигурным музыкальным “полотнам” – монопьеса Раймундса Аушкапса “Такова жизнь”, в которой актрисе предлагается пройти через целую вереницу образов самых разных сегодняшних женщин с их непохожими обликами и судьбами.
И еще. На фестивале сомкнулись концы и начала, обозначился извечный круговорот жизни. На афише встретились “Лето младшего брата”, пьеса недавно оставившего этот мир Гунара Приеде, которая в шестидесятых годах много игралась в советских театрах, подвергаясь официозной критике наряду с пьесами Володина, Арбузова, Розова, и психологический триллер “Завтра приедет Флоринда”, дебют в драматургии молодой Даце Рукшане.
Этот остросовременный фестиваль, позволивший увидеть и оценить точки соприкосновения латышского театра с нынешней реальностью, как бытийной, так и художественной, вызывает и уважение, и, не скрою, откровенную зависть. Независимость театрального языка от языка драмы, его самодостаточность – всего лишь преходящий миф. Искусство сцены не может пренебречь синтезом, оно из него выросло и на нем так долго (и прочно) стояло. В самой его природе – поиск контактов, а не отчуждений. Технически ничего нет проще, чем обойтись без новых пьес. Но сущностно без них сцена теряет современную интонацию, устаревает ее речь, дряхлеет сам способ артикулирования, который, как и характер почерка, зависит от времени.
Замечательно, что в латышском театре нашлось так много спектаклей, в основу которых положены новые тексты. При этом тексты очень разные по жанру, фактуре избранного материала, сценической концепции. Этот факт не только внушает надежду, но в какой-то мере объясняет художественную подвижность, насыщенность театрального пространства в сегодняшней Латвии.
На фестивале рядом с театрами профессиональными играли любительские. Латышские коллеги рассказывали, что именно любители помогли драматургам выдержать самые трудные времена, потому что не в пример профессионалам ставили их пьесы. Между прочим, это факт интересный; не означает ли он, что стандартные режиссерские ссылки на зрителей, якобы не желающих смотреть современные пьесы, идут от смутности представлений об этом самом зрителе. Любительские театры тоже хотят выжить, но они по природе своей ближе к реальным интересам зала, они – его часть. Кроме того, мудрое, очевидно, очень не просто давшееся решение объединить всех в одном фестивале, на мой взгляд, носит концептуальный характер. Оно разрушает искусственные преграды, ломает долго у нас господствовавший и до сих пор до конца не преодоленный взгляд на творческую личность сквозь призму “бумажки”, удостоверяющей право заниматься на профессиональной основе тем или другим.
Стоит вспомнить, что в истоках великого, стремительного театра двадцатого века – мощный выброс художественной энергии именно “дилетантов” (Кронек, Антуан, Станиславский, Немирович-Данченко… надо ли продолжать?). Это они создали режиссерскую профессию в ее нынешнем понимании, они предложили свои модели творческого подхода к искусству сцены. И кто знает, быть может, именно введение практики любительских коллективов в единое театральное русло в конце концов облегчит доступ в профессиональный театр, так сказать, “снизу”, откроет его новым талантам. К сожалению, успехи любителей на этом фестивале оказались скромными. Но решение ввести их спектакли в афишу важно для будущего.
Благодаря усилиям рижан мы собрались вместе и могли поговорить о проблемах, которые нас волнуют. Было бы логично, плодотворно и своевременно, если б этот фестиваль смог выжить и в будущем превратился бы в традиционный. Его значение для латышской, и не только латышской (ведь и хороший пример заразителен), сцены трудно переоценить.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru