ТЕОРЕМА СОЦИУМА
“КУДА ИДЕТ РОССИЯ?” Так называется
Международный симпозиум, который ежегодно
проводят Московская школа социальных и
экономических наук и Интерцентр социальных и
экономических исследований.
Сегодня мы рассказываем о наиболее интересных
докладах, прозвучавших на IX симпозиуме в январе
2002 года.
Тенденции развития политической
жизни страны не внушают обществоведам слишком
большого оптимизма. Зато социологи, изучающие
развитие экономических отношений, настроены
иначе. Их доклады, посвященные локальным, но
важным темам, показывают, что отношения бизнеса и
общества, бизнеса и государства начинают
постепенно приходить в порядок.
Вадим РАДАЕВ,
доктор экономических наук,
проректор Государственного университета
– Высшей школы экономики
На развилке
По мнению известного социолога,
преподавателя Московской школы экономических и
социальных исследований, впервые за последние
годы крупный капитал проявил заинтересованность
в легализации (то есть как раз в том, чтобы выйти
из тени и действовать в рамках имеющихся
институтов). Сама история проведенного им
исследования говорит об этом.
Примерно 20 процентов товаров, проходящих таможню
на пути в страну, идет по так называемым “белым
схемам”, то есть абсолютно легально и по всем
правилам. Не больше 10 процентов идет по “черным
схемам”, то есть представляет собой чистую
контрабанду. Основной грузопоток идет по “серым
схемам”, то есть полулегально, с крупными
нарушениями принятых правил.
Почему? Понятно почему. Средний размер
таможенных пошлин – 35 процентов стоимости
товара. Еще 25 процентов – налог. И два-три дня
ожидания. Если же 6–7 процентов стоимости товара
заплатишь в карман таможеннику (говорят, уже 12
процентов – инфляция!), больше ничего никому
платить не надо и через два часа все твои
документы будут готовы.
(Как выяснилось, “в карман таможеннику” – это
всего лишь эвфемизм. Вадим Радаев признался, что
именно так буквально себе все это и представлял:
загоняют грузовик на весы, выходит на крыльцо
таможенник и начинает вымогать взятку. Ничего
этого на самом деле не происходит: никто не
выходит на крыльцо, деньги платятся заранее
какой-то фирме за мифические услуги, потом все
идет обычным путем, и ваш груз не отличить от
абсолютно легального, только идет он почему-то
совсем с другой скоростью и без всяких помех.)
Такой порядок действовал и действует до сих пор,
далеко не всегда давая сбои. Тем не менее
импортеры холодильников, аудио-видеотехники и
прочего, люди среднего и крупного бизнеса сами
заказали социологам исследование, цель которого
– выяснить, что именно более всего мешает
переходу на “белые схемы” в отношениях с
таможней и что здесь можно было бы сделать. “Мы,
конечно, и сами все это знаем, но надо, чтобы люди
со стороны посмотрели – вдруг увидят что-то
неожиданное”... Потому они, обычно избегающие
разговоров “не со своими”, не только допустили к
себе социологов (на пленках и дискетах –
пятнадцать разговоров в среднем по полтора часа
каждый), но даже разрешили частично предать
огласке результаты.
Итак, откуда вдруг такой интерес к легализации
бизнеса?
Вот по крайней мере три довода в ее пользу.
Слишком велик риск нарваться на так называемую
“селективную” проверку, когда вскрывается
случайно выбранный грузовик, вагон, цистерна и
поверяется полностью. Тут-то могут выплыть
всякие “мелочи”: несоответствие кодировки и
товара (по кодировке товар должен быть одного
сорта, а в наличии – другого или вообще другой
товар); цены и объема – указанным в документах;
наконец, сами документы и пройденный ими порядок
оформления; а подобные несоответствия обходятся
бизнесмену очень дорого.
Упущенная выгода: если ты систематически
занижаешь объем своих сделок, тебе труднее
добыть инвестиции и кредиты – охотнее имеют дело
с крупными предпринимателями.
Угроза потерять долю рынка, которую всегда рад
занять тот, кто работает легально.
Наконец, постоянный риск нарваться на
“отморозков”, которые водятся только в серых и
черных сегментах рынка, а за два-три года
легальной работы вытесняются полностью.
Свои недостатки и у легализации таможенных
операций: высокие пошлины, медленное оформление
документов незаинтересованными чиновниками,
прозрачность для внешнего контроля. Более всего
мешают выйти из тени коррумпированность
чиновников и их полная неготовность принять
порядок, перед которым все будут равны. Крупные
предприниматели согласны платить государству
больше, чем сегодня, но при обязательном условии
единства правил для всех без изъятия – иначе
какая же конкуренция. А чиновники никак не могут
отказаться от права раздавать льготы и делать
одних хоть немного “равнее”...
Конечно, деформировать рынок легко, а вернуть ему
цивилизованные очертания – работа долгая,
многоступенчатая и даже опасная. Но и само по
себе тяготение в эту сторону, отчетливо
намечающееся, дорогого стоит...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|