ПРИГЛАШАЕМ К ОБСУЖДЕНИЮ
Когда мы начинали обсуждение статьи
Анатолия Цирульникова “Сетевое образование:
контуры новой парадигмы» («ПС» №2, 12 января 2002
года), нам представлялось, что ее главные идеи
могут заинтересовать наших читателей.
Но погружаясь все больше в тексты откликов на эту
статью, мы поняли, что для многих она оказалась
отправной точкой обдумывания наиболее острых
вопросов российской школы. Например, насколько
способно государство воспринять школьное
самоуправление и постепенно складывающиеся
содружества школ? Что означает управленческая
горизонталь? И почему именно сетевое образование
отражает интересы гражданского общества?
Понятно, что ответы на эти вопросы неоднозначны.
И участникам обсуждения хотелось бы пояснить
свою точку зрения подробнее, чем в маленькой
заметке. В то же время они не только обсуждают
статью Анатолия Цирульникова, но и предлагают
свой поворот предложенной им темы. Дискуссия
только разгорается, ждем ваших выступлений,
дорогие читатели.
Елена КУЦЕНКО,
учительница начальной школы
г. Москва
Когда мы начинали обсуждение статьи
Анатолия Цирульникова “Сетевое образование:
контуры новой парадигмы» («ПС» №2, 12 января 2002
года), нам представлялось, что ее главные идеи
могут заинтересовать наших читателей.
Но погружаясь все больше в тексты откликов на эту
статью, мы поняли, что для многих она оказалась
отправной точкой обдумывания наиболее острых
вопросов российской школы. Например, насколько
способно государство воспринять школьное
самоуправление и постепенно складывающиеся
содружества школ? Что означает управленческая
горизонталь? И почему именно сетевое образование
отражает интересы гражданского общества?
Понятно, что ответы на эти вопросы неоднозначны.
И участникам обсуждения хотелось бы пояснить
свою точку зрения подробнее, чем в маленькой
заметке. В то же время они не только обсуждают
статью Анатолия Цирульникова, но и предлагают
свой поворот предложенной им темы. Дискуссия
только разгорается, ждем ваших выступлений,
дорогие читатели.
“Компетенции – налево,
ЗУНы – направо”
Чем больше будет разных школ, тем лучше
для детей, учителей, родителей
В статье Анатолия Цирульникова, на мой
взгляд, очень точно описано происходящее в
российском образовании последние годы.
Настораживает лишь мысль о том, что “сеть
помогает вскрыть закономерности и
спроектировать формы и механизмы развития
обыкновенной массовой школы”. Ибо уже
существующая и продолжающая развиваться сеть
возможна только в условиях свободного,
неформального складывания и развития.
Невозможно не заметить, что нередко школы
объединяются по формальному принципу. Они просто
включили в учебный план дополнительные предметы
или в них углубленно изучаются традиционные
предметы. Предметное содержание увеличилось, а
педагогика осталась привычно авторитарной. И
попытки создавать живую, человечную педагогику
оказались погребенными под кипами уже
утвержденных программ, методичек, документов по
аттестации, отчетов все по тем же старым
критериям. Учителю, решившему работать по-новому,
как ни парадоксально, приходится большую часть
времени отдавать не педагогике в классе, а писать,
писать, писать: авторскую программу, отчеты,
собирать непомерные папки для аттестации.
Поэтому лучшее, что можно сделать для
возникающей реально инновационной сети, а
особенно для “неопознанных педагогических
объектов”, – это оберегать их от любой
формализации и приведения к общему знаменателю.
С ними “не ведут диалог органы государственного
управления, министерство, РАО”? И слава Богу!
Хорошо бы рассказывать о таких школах, центрах,
НПО, чтобы “неправильные” учителя, которые лишь
хотят работать так, как считают необходимым и
правильным, и не гонятся за статусом, узнавали об
их существовании. И могли собираться в этих
“заповедниках”. Чем больше будет разных школ,
тем лучше для детей, учителей, родителей. Пусть
выбирают. Если же смущают инновационные формы
работы и результаты, рядом есть другая школа,
традиционная. Так и представляю себе указатель
на перекрестке: “Компетенции – налево, ЗУНы –
направо”.
Сеть по определению открыта для новых участников,
но ни в коем случае не должна проектировать
механизмы развития обычной школы и никуда не
подталкивать. Пусть каждая школа примет решение
сама и в свое время, как те, что уже свободно и
естественно вошли в ту или иную сеть.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|