ПРИГЛАШАЕМ К ОБСУЖДЕНИЮ
Когда мы начинали обсуждение статьи
Анатолия Цирульникова “Сетевое образование:
контуры новой парадигмы» («ПС» №2, 12 января 2002
года), нам представлялось, что ее главные идеи
могут заинтересовать наших читателей.
Но погружаясь все больше в тексты откликов на эту
статью, мы поняли, что для многих она оказалась
отправной точкой обдумывания наиболее острых
вопросов российской школы. Например, насколько
способно государство воспринять школьное
самоуправление и постепенно складывающиеся
содружества школ? Что означает управленческая
горизонталь? И почему именно сетевое образование
отражает интересы гражданского общества?
Понятно, что ответы на эти вопросы неоднозначны.
И участникам обсуждения хотелось бы пояснить
свою точку зрения подробнее, чем в маленькой
заметке. В то же время они не только обсуждают
статью Анатолия Цирульникова, но и предлагают
свой поворот предложенной им темы. Дискуссия
только разгорается,
ждем ваших выступлений, дорогие читатели.
Ната КРЫЛОВА, кандидат философских наук
Москва
Вертикаль, горизонталь, сеть...
Образование как эволюция открытой
системы
Автора статьи о сетевом образовании
можно понять и так: наступает время, когда наряду
с государственным способом управления школой на
первый план выходит новый – сетевой. Мне
хотелось бы назвать его привычным словом
“самоуправление”. К нему сейчас повышенный
интерес, во всяком случае, некоторые местные
управления образования хотят быть
застрельщиками в его расширении и стремятся
доложить о стопроцентном охвате школ. Отчасти
этот интерес вызван реальными процессами
демократизации школы. Отчасти – попытками
министерства взять под свой контроль все
процессы в школе. Но проблемы самоуправления
решаются не вдруг и не так, как удобно увидеть
сверху.
Какой подход мы выбираем
Существует несколько подходов к школьному
самоуправлению, в основе которых лежит та или
иная социальная позиция руководителя
(администратора, лидера или просто участника).
Одна из позиций состоит в том, что самоуправление
не должно копировать формы государственных
учреждений, а должно соответствовать
особенностям школьной жизни.
Красивая и актуальная мысль. А высказана она еще
в 20-х годах прошлого века нашим
соотечественником Сергеем Гессеном в его широко
известной книге «Основы педагогики».
И еще одна замечательная мысль: в школе основной
управляющий фактор – это сама природа ситуаций,
в которых участвуют юные члены общества.
Высказывание принадлежит известному
американскому теоретику и практику образования
Дьюи («Демократия и образование», 1916 г.).
Сегодня педагоги начинают вновь открывать для
себя старые истины. А многие так и остаются в
плену у распространенного у нас отношения к
обучению и воспитанию как к педагогическому
управлению и воздействию. Самоуправление
школьное вообще и ученическое в частности попало
под влияние этого отношения.
С точки зрения управленца традиционного типа (а,
к сожалению, в подавляющем большинстве
управленцы – именно традиционалисты и
консерваторы), школьное управление есть лишь
одна из форм общей системы руководства школой.
Вся образовательная властная вертикаль – от
федерального министерства до его региональных,
муниципальных и районных/окружных копий («малых
министерств») – рассматривает самоуправление в
школе еще как один рычаг проведения своей
политики и контроля над школой. Это факт
сегодняшней ситуации в образовании, где нажим
органов образования преследует вполне
конкретную цель: затянуть «административные
гайки» и ликвидировать те ростки свободного
самоопределения школ, которые начали
проявляться в условиях первых лет
демократизации этой сферы.
Насколько я знаю положение дел, многие учителя в
школах начали уже стонать от вертикального
администрирования. «Стало еще хуже, чем раньше»
– вот их мнение.
В этих условиях, а также в контексте общешкольных
планов возрождения патриотического воспитания и
детских организаций смею предположить:
поголовное формирование органов самоуправления
в школах будет выражением политики
образовательной властной вертикали. Этот путь
уводит школьное самоуправление в госсистему, а
значит, в сторону от практических задач
гражданского и демократического воспитания
школьников.
В школах может возобладать сугубо
управленческий подход к самоуправлению (его
черты явно проявляются с первых минут разговора
о нем с любым управленцем среднего звена). Что
такой подход означает? Строгую вертикаль
(иерархию) органов управления, четкое разделение
их функций, утверждение инициатив сверху, ставку
на лидеров (будущих управленцев и чиновников),
подчиненность самоуправления школьной
администрации – вот его главные принципы. При
таком подходе управляемость органов суть
основной критерий.
На одном из совещаний по самоуправлению так и
было сказано: «Самое главное – кто стоит у руля!»
Очень надеюсь, что образование (как культурное, а
не политическое явление) все же не пойдет по
этому псевдосистемному пути. Школьное
самоуправление нуждается в культуросообразном
подходе. Его основные нормы: отсутствие иерархии,
самоорганизация, взращивание инициатив снизу,
подчиненность самоуправления школьному
сообществу, ставка на демократическое
обсуждение принимаемых решений, учет мнения
меньшинства, поиски согласия. Такое
самоуправление ставит задачу не готовить новое
поколение лидеров, а создавать в школе прочные
социальные связи, помогать становлению у каждого
школьника способности строить гражданские
отношения, то есть взаимодействовать со всеми в
обществе. В этом плане самоуправление в школе
должно быть ориентировано на ценности
гражданского общества и инициативу снизу.
Парадокс сетевого образования
Вы не задумывались над тем, почему постоянные
реформы, модернизации, реконструкции и
возвратные движения маятника развития
образования не двигают образование вперед?
Почему движение образования скорее напоминает
суетливое топтание на месте?
На мой взгляд, причина в том, что все
реформаторы-администраторы подходили к
образованию как к закрытой системе, где
целенаправленное изменение одного элемента (при
строгом соблюдении обозначенной сверху
технологии изменений) должно вызвать
планируемый эффект.
Не знали управленцы, что наше образование –
живой пульсирующий организм, постоянно
превращающийся в зависимости от условий то в
открытую систему, то в сеть (спасибо Анатолию
Цирульникову за обоснование идеи сетевого
образования). Если бы управленцы это знали, они
никогда бы не начинали реформы «сверху» и сочли
бы идею построения в образовании вертикали
власти противоестественной затеей.
Образование (подчеркиваю, как подлинно
культурный процесс) всегда находит возможность
приспособиться к управленческому воздействию:
чем сильнее нажим, тем больше признаков сети –
больше желания выйти из-под нажима, недовольства
субъектов образования, поисков
единомышленников, налаживания неформальных
связей. Это помогает обеспечить ту
само-деятельность, которая оказывалась под
угрозой сужения своего поля.
Короче говоря, административный нажим всегда
вызывал в сообществе разнообразные явные и
скрытые неформальные социальные связи и
порождал размытые формы самоорганизации
педагогической деятельности. Она как ртуть
становилась способной члениться на маленькие
капли, не уменьшаясь в объеме, а только
расползаясь в центробежном движении, и чаще
всего не в горизонтальной плоскости, а в
многомерном пространстве образования.
Когда же нажим ослабевал и немного возрастала
мера свободы, в образовании начинали более явно
работать социальные связи.
Они помогают образованию перегруппироваться в
более или менее открытую систему, и то, что раньше
осмысливалось в образовании в его сетевом
состоянии, начинает оформляться в виде новой
волны инноваций.
Открытая система отличается тем, что в ней
ослабевают официальные управленческие связи.
Вот здесь и просыпается управление и снова
начинает реконструировать образование, пытаясь
сделать его управляемым. И процесс (цикл)
повторяется снова. И он будет повторяться до тех
пор, пока не установится гражданское общество.
Сетевой принцип самоорганизации образования
наиболее соответствует гражданскому обществу.
Ведь гражданское общество и есть сеть, а вовсе не
«положенная» вертикаль разных организаций.
Гражданское общество возникает естественным
образом, когда обеспечены гражданские права.
Отсутствие или слабость гражданского общества –
свидетельства той или иной необеспеченности
гражданских прав, в том числе и в сфере
образования.
Сейчас у нас именно такая ситуация: в
перестроечный период система образования стала
открытой, а поэтому, естественно, хаотической, в
ответ начала проявляться активность структур
управления и как следствие – образование
приобретает формы сетевого пространства. Это –
форма самосохранения в образовании ростков
свободы и саморазвития.
Один из парадоксов сетевой самоорганизации
образования состоит в том, что «сеть» никогда не
исчезает, она может проявляться более или менее
организованно, скрыто или явно, но при этом она
разрастается вширь или вглубь, как только
возникает противодействие государственной
системы.
Ну а что же наше самоуправление? Оно меняет свои
формы и стили в соответствии с общим состоянием
образования. Оно приспосабливается то к
требованиям «сверху», то к потребностям «снизу»,
хотя, как известно, приспособление – наихудший
вариант существования. Приспосабливаться же
заставляет сама наша «неровная» жизнь: то в ней
«слишком много» демократии, то берет верх
бюрократия, которой хочется управлять «более
правильно», не допуская хаоса, то есть стихийных
форм самоорганизации образовательных и
педагогических сообществ.
Сложность для развития самоуправления здесь в
том, что оно-то по своей сути управлением не
является! Как сколок гражданского общества оно
имеет сетевое строение, а его пытаются выстроить
по меркам управляемой сверху системы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|