ШКОЛА И ВЛАСТЬ
Религиозное образование, стандарт и
профильность – зачем?
Похоже, что никто за пределами того
круга чиновников, приближенных ученых и
советников, которые вовлечены в ведомственную
политику, не понимает стратегии развития нашей
школы
В последнее время события в образовании,
как и вообще в жизни страны, развиваются по
двойному сценарию.
Если обдумывать официальные информационные
сообщения – все очень тревожно и даже трудно
объяснить, куда же все движется.
Если поговорить с людьми, особенно из регионов, –
жизнь идет в нормальном направлении, все как-то
выживают, несмотря на политическую конъюнктуру.
Но с сожалением приходится констатировать, что
образовательная политика постепенно перестает
влиять на школьную жизнь.
Она происходит как бы сама по себе, в высоких
кабинетах, на страницах газет и журналов, реже –
на телеэкранах, а работа и учеба находятся в
другом пространстве. Для меня это особенно
тревожно: я уверен в эффективности
образовательной политики, в ее возможности
улучшить положение школы. Но только в том случае,
если ее предметностью, содержанием становятся
реальные связи, отношения между гражданами и
государством по поводу образования. А как только
материалом образовательной политики становятся
натуральные отношения системы образования и
государственной власти, и даже не системы
образования, это было бы полбеды, а просто
ведомства, да еще на уровне формальных решений и
действий, – тогда образовательная политика
просто исчезает, на ее месте появляется фантом,
природу и предметность которого трудно
объяснить.
И я вынужден честно признаться: я не понимаю, куда
направлен вектор нашей образовательной политики.
И с каждым днем это непонимание усиливается. Я бы
не стал об этом писать в газете – подумаешь, не
понимает человек, эка невидаль… Но за последнее
время пришлось и в поездках, и в разговорах по
телефону из редакции, и в беседах в Москве
встречаться с тем, что это непонимание носит
массовый характер. Возьму на себя смелость, может
быть, и излишнюю. Похоже, что никто за пределами
того круга чиновников, приближенных ученых и
советников, которые вовлечены в ведомственную
политику, не понимает стратегии развития нашей
школы.
Все, начиная от региональных руководителей
образования, которые в последнее время часто
звонят в редакцию и делятся своим видением
ситуации, попечителей, с которыми я общаюсь и
подробно обсуждаю вопросы образовательной
политики, учителей и коллег-журналистов и
заканчивая директорами школ, не понимают тех
ориентиров, относительно которых мы строим нашу
школу.
Самый деликатный вопрос: у нас школа светская или
религиозная? Каждый раз после Рождественских
чтений, после того как высокие чиновники
заявляют о необходимости строить школу по
православному канону, а религиозные деятели
заявляют о своих претензиях на образование,
становится не по себе. В этот раз одна из секций
Рождественских чтений прошла в Министерстве
образования, зал коллегии напоминал съезд
священнослужителей, а докладчики – среди них
директора школ – наперебой отчитывались о
проделанной работе в деле православного
образования.
Совсем недавно я был в одной из областей
Приволжского федерального округа, и там мне с
большой тревогой рассказывали, что радикальные
мусульманские деятели активно завоевывают
образовательное пространство и один из
аргументов такой: российская образовательная
политика – односторонняя, она не учитывает
многоконфессиональность страны и пренебрегает
интересами других вероисповеданий.
Но важно и другое: школа ведь в России светская,
то есть нейтральная по отношению к религии.
А знаковые действия руководителей ведомства
показывают другой курс – отход от этого принципа.
Что это значит?
Другой пример: стандарты.
Сейчас уже поздно задавать вопрос, зачем нужно
было десять лет назад в стране, которая только
что избавилась (формально) от тоталитаризма,
вводить в Закон «Об образовании» позицию
стандартизации. Того самого образования, которое
и без этой позиции было и остается таким
стандартизированным, что дальше некуда.
Зачем?
Ну да ладно. Как говорят в таких случаях дети,
«заиграли»...
Но прошло десять лет, стало очевидно, что в силу
ряда объективных и субъективных причин (их
подробно разбирает в сегодняшнем номере
академик РАО Э.Днепров, я не буду здесь повторять
его данные) стандарт не пройдет. Особенно в том
виде, в каком его предлагают сейчас в
компромиссном законопроекте – он не дает
свободы выбора ребенку, не ограждает от
произвола чиновников, не способствует, как
выяснилось, введению нормативного
финансирования. То есть ни одну из целей, из-за
которых вообще появилась (в Америке, кстати
сказать) идея стандарта, последняя версия нашего
«нововведения» не преследует. Тогда как
объяснить то завидное упрямство, с которым
стандарт пытаются провести законодательно?
Я убежден: этого никто не понимает, кроме того
круга лиц, о котором было сказано чуть выше. А
лица, входящие в ближний круг, может, и понимают,
но ясно и доходчиво объяснить не могут.
Почему нельзя внести единственное изменение в
Закон «Об образовании», в статью 7: вообще убрать
позицию государственного образовательного
стандарта? И ничего не случится, закон не
рассыплется, позиции, связанные с экономикой
образования, останутся в прежнем виде; все, что
касается качества образования, тоже не
пострадает.
А условия, которые государство должно обеспечить
для школы, войдут в разрабатываемые в
правительстве социальные стандарты.
Почему надо было навязывать президенту эту
позицию в его ежегодном послании, делать и его
заложником нелепой ситуации, чтобы на каждом
углу повторять: мы должны выполнить поручение
президента и принять стандарты.
То есть разумных аргументов нет, но мы должны
выполнить поручение президента, которые сами же
ему и навязали.
Господа-товарищи, я уже даже не спорю с вами, я
просто пытаюсь достучаться до вашего сознания:
непонятно людям, зачем это нужно.
…В аналогичной ситуации, на записи одной
телепередачи, заместитель министра мне сказал:
«Ну вы за всех людей-то не расписывайтесь…»
Правильное, в общем-то, замечание. Поэтому надо
сделать оговорку: «Мне кажется, что большинству
граждан непонятно, почему нельзя убрать позицию
стандарта из закона и зачем он вообще нужен».
А зачем вводится профильность?
Мы проделали долгий путь к индивидуальным
образовательным программам, у нас есть
замечательные школы, которым только дай
возможность, особенно в старших классах,
компоновать образовательные программы и учебный
план индивидуально для каждого ученика и затем
складывать из этих индивидуальных программ
композицию общешкольной программы – дело пойдет!
Мы так намучились с закрытым списком типов и
видов образовательных учреждений, одна эпопея со
школами-комплексами чего стоит, зачем же снова
загонять себя в этот капкан – снова строить
замкнутую систему, якобы упорядоченную, а на
самом деле ограничивающую и свободу ребенка, и
нормальный ход развития образования?
И задачу разгрузки этот ход не выполнит, это ясно
каждому опытному учителю и руководителю, и
общеобразовательная линия окажется под угрозой,
а главное – направление на индивидуальную
образовательную программу будет загублено.
Зато, конечно, руководить, аттестовывать и
тарифицировать будет легче.
Конечно, если предложить ребенку в конце 9-го
класса выбрать себе набор предметов для 10-го
класса из того, что может предложить школа, и в
течение лета компоновать общую программу –
сложнее, чем объявить стационарный набор и
считать это… «индивидуальной образовательной
программой».
Зачем?
Зачем объявлять о повышении заработной платы,
если на это нет денег, зачем переводить счета
школы в казначейство, лишая их даже того минимума
самостоятельности, который у них был, зачем
объявлять эксперимент по ключевым компетенциям,
когда никто не понимает, что это такое…
…В начале этой заметки я написал, что все это не
слишком касается реальной школы. На самом деле –
уже касается.
Расплывчатость, неопределенность суждений по
ключевым для школы вопросам сопровождается
агрессивным административным напором.
После Гражданского форума так и не получила
импульс линия на диалог ведомства с гражданскими
институтами: их не так уж и много, реального
влияния на ход событий у них нет.
А бюрократия набирает обороты. С помощью борьбы
за патриотизм, против беспризорности и за
спортивный образ жизни...
Невольно вспоминается, что в середине тридцатых
годов в двух странах, СССР и Германии, тоже ведь
все начиналось с укрепления патриотизма, борьбы
с негативными проявлениями и культа спорта.
…Встретимся 1 Мая, на параде физкультурников.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|