Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ
 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

В том, что наша школа не учит думать,
виноват и учебник

25 января в издательстве «Просвещение» состоялось очередное заседание Общественного совета по проблемам учебников для образовательных учреждений. На страницах нашей газеты (№ 75, 2001 г.) мы уже писали о первом заседании этого консультативного органа, на котором обсуждалась концепция электронного учебника и создание учебно-методической литературы для национальных школ.
На этот раз в центре внимания собравшихся оказались вопросы, связанные с экспериментальной деятельностью Министерства образования, с разработкой государственных стандартов общего среднего образования, с необходимостью внедрения новых технологий и подходов в обучении.
Эти и другие направления модернизации образования должны быть отражены в учебниках нового поколения, создание которых можно расценивать как один из главных ключей к осуществлению реформы в области содержания образования.

От зубрежки и уравниловки – к диалогам и дискуссиям

Как следовало из выступления генерального директора издательства «Просвещение» Александра Кондакова, прежде чем приступить к выпуску учебной литературы нового поколения, необходимо определиться, чему и как учить детей в школе XXI века, какие требования предъявлять к выпускникам.
Ответы на эти вопросы специалисты надеются получить в ходе проведения эксперимента по введению единых государственных экзаменов и по обновлению структуры и содержания общего среднего образования, который в повседневном обиходе получил название «эксперимента по 12-летке».
Как известно, он проводится поэтапно до 2006 года включительно, с каждым годом захватывая все новые и новые ступени общеобразовательной школы – от начальной до старшей. По словам первого заместителя министра образования Виктора Болотова, главная цель данного эксперимента – проанализировать уже имеющийся опыт лучших российских школ в разных сферах образовательной деятельности и отразить его в методических рекомендациях с целью широкого распространения. Это касается изучения иностранных языков, информатики в начальных классах, применения здоровьесберегающих технологий, организации профильных старших классов.
По убеждению Виктора Александровича, при составлении новых или переработке старых учебников авторы не вправе игнорировать эти и другие инновации. Например, учитывая здоровьесберегающие технологии, в книгах для первоклассников следует давать как можно больше игровых заданий – с целью преодоления барьера между детским садом и школой. Но главной линией начальной школы, а значит, и сопровождающей ее учебной литературы должно стать формирование у младших школьников коммуникативных навыков, на отсутствие которых указывают западные эксперты. В частности, по их наблюдениям, юные россияне не умеют интерпретировать текст, выделять в нем главные мысли и обмениваться мнениями по изучаемым вопросам.
По убеждению Виктора Болотова, все это – издержки ЗУНовской системы, направленной на механическое усвоение больших объемов нового материала без дальнейшего его анализа и критического осмысления.
«Наша школа, как и учебники, которые в ней используются, не приспособлены для организации диалога между учащимися, не учат их размышлять и отстаивать собственную точку зрения – иными словами, не формируют тех качеств, которые требуются для жизни в современном обществе» – таковы главные выводы, которые сделал в своем выступлении Виктор Болотов. Кроме того, он высказал критику в адрес старшей профильной школы, которая, по его мнению, сегодня удовлетворяет запросы лишь одной определенной части общества, нацеленной на получение высшего образования. Таким образом, игнорируются потребности выпускников сельских школ, многие из которых связывают свое будущее со сферой реального производства. Все это, однако, не исключает необходимости организации в сельских школах наряду с так называемыми технологическими профильными классами (дублирующими в чем-то функции ПТУ, что и вызывает основные дискуссии) традиционных математических, гуманитарных и других классов. Понятно, что реализация многих идей эксперимента в условиях нынешних малокомплектных школ сегодня невозможна, да и не все городские школы в состоянии выполнить поставленные перед ними цели и задачи.
По свидетельству ректора Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области Людмилы Олиференко, учителя пилотных школ (а их в Подмосковье около 280) не прошли переподготовку, а материально-техническая и лабораторная база многих учебных заведений не пригодна для организации профильных классов по естественно-научным дисциплинам. Преподавателям химии приходится доморощенными способами добывать бензол и другие реактивы, необходимые для демонстрации опытов.
Министерство образования со своей стороны не всегда своевременно обеспечивает пилотные школы необходимой учебной литературой, без которой эксперимент по обновлению структуры общего образования по большому счету не имеет смысла.

Тесты: доверяй, но проверяй

Участники заседания ознакомились с серией тестовых заданий по разным предметам, выпущенных по инициативе и за счет издательства «Просвещение» для регионов – участников эксперимента по ЕГЭ, а также для институтов повышения квалификации педагогов.
По свидетельству В.Болотова, тесты, поступающие в свободную продажу, пользуются бешеной популярностью и раскупаются с молниеносной скоростью.
Как известно, первый этап эксперимента по введению ЕГЭ прошел в прошлом году в 5 регионах, в нынешнем он запланирован примерно в семнадцати, а года через три – в случае успешных результатов – станет всероссийским.
Сборник по каждому предмету содержит тестовые задания трех типов, предусматривающие: 1) выбор одного правильного ответа из спектра предлагаемых, 2) односложный ответ (одна буква, одна цифра и т.д.) и 3) эссе по литературе, истории или развернутое решение задачи по физике, химии, математике.
Естественно, что каждое задание служит как для определения базового, так и повышенного уровня знаний. Такая структура тестов сохранится и в дальнейшем.
Поскольку тесты станут основной формой проверки знаний учащихся, необходимо включить их во все новые учебники. В идеале тесты лучше размещать на CD-дисках, поскольку автоматизированная форма наиболее удобна для самоконтроля. По мнению А.Кондакова, современный учебно-методический комплект должен состоять из трех слагаемых: учебника, методического пособия к нему и тестовых заданий, размещенных на электронных носителях.

Сохранять традиции, пропагандировать инновации

Вслед за серией тестов по ЕГЭ «Просвещение» выпустило «Требования к уровню подготовки выпускников» и «Обязательный минимум содержания образования». Два этих взаимодополняющих документа определяют уровень и объем содержания образования, которое государство обязуется предоставить школьникам бесплатно. Однако окончательный ответ на вопрос об уровне и объеме гарантируемых государством знаний еще впереди. Пока и «Требования...», и «Обязательный минимум...», по признанию руководителя авторского коллектива Виктора Фирсова, представляют собой лишь весьма грубые черновые проекты государственных образовательных стандартов общего среднего образования и требуют широкого обсуждения не только среди специалистов, но и в общественных кругах.
По свидетельству Виктора Фирсова, разработчики стандартов находились между молотом и наковальней, а еще точнее – между серпом и молотом. С одной стороны, на них давили консерваторы, требовавшие возврата к советской, «самой лучшей», системе образования, с другой – радикалы призывали разрушить все до основанья, а затем... При отборе содержания образования авторский коллектив руководствовался принципом разумного консерватизма, позволяющего сохранить лучшие традиции и в то же время обогатить школьную практику наиболее прогрессивными инновациями. Например, при сохранении фундаментального характера образования делается упор на развитие у школьников социальных умений в процессе изучения гуманитарных дисциплин, в том числе готовность принять чужую точку зрения, проанализировать доводы оппонента и т.д.
При отборе содержания образования учтены тенденции информатизации, в блоке социально-экономических дисциплин усилены вопросы правового и экономического образования. Предусмотрено изучение русского языка на всех ступенях общего образования, в том числе и в национальных школах.
Вместе с тем примерно 90% содержания образования осталось неизменным, появились лишь новые тенденции, направления, структурные особенности. Так, отказ от осуществления всеобщего среднего образования заставляет пересмотреть линейный принцип построения многих курсов, которые начинаются на основной и продолжаются на старшей ступени школы. В результате те учащиеся, которые заканчивают 9-летку, не получают целостного образования. Поэтому переход к концентрической системе изложения, реализованный в проекте, является вынужденной мерой, обеспечивающей полноценный характер базового образования.

Бороться с перегрузками

Однако значительно более серьезной проблемой школы является перегрузка содержания образования, корни которой – в 60-х годах. Школьные программы страдают избыточным количеством фактов, наукообразных терминов, формул и правил. «Детям некогда обдумать новый материал, некогда потренироваться в его практическом усвоении, некогда рефлексировать и переживать, некогда решать интересные творческие задачи. Школа превратилась в конвейер знаний, который движется с чрезмерно большой и непосильной для большинства учащихся скоростью, что приводит к стрессовым перегрузкам и к возникновению негативных психологических комплексов у добросовестных учащихся», – считает Виктор Фирсов.
По признанию В.Фирсова, окончательно решить эту проблему перегрузок в представленном варианте «Обязательного минимума...» пока еще не удалось, несмотря на целенаправленные усилия, предпринятые авторским коллективом. В итоге для того, чтобы освоить предложенный в документе объем знаний, потребуется... в полтора раза больше учебного времени.
Однако разработчики стандартов не теряют оптимизма, поскольку видят реальные пути разгрузки учебных курсов. С одной стороны, это перераспределение материала между различными ступенями образования (в частности, целесообразно перенести изучение наиболее сложных тем в старшие профильные классы). С другой стороны, следует дифференцировать требования к ученикам в зависимости от уровня их подготовки, а не подходить ко всем с одинаковой меркой. Разноуровневые требования должны быть зафиксированы и в учебниках, которые сегодня во многом повторяют уравниловку школьной повседневности, адресуясь к одному усредненному ученику, а не к индивидуальным особенностям каждого.

Отказаться от ЗУНов и классно-урочной системы

По мнению заместителя директора регионального центра образовательных технологий Самарской области Оксаны Чураковой, учебник должен быть не хранилищем фактов и правил, а служить для организации деятельности учащихся. В настоящее время каждые 5–6 лет удваивается объем информации, становятся востребованными новые области профессиональной деятельности. От однотипного формирования ЗУНов пора переходить к воспитанию ключевых компетенций – способностей человека адаптироваться к часто меняющимся условиям и требованиям. Задача школы: помочь человеку использовать свой внутренний потенциал, в том числе с помощью самообразования и многообразия видов и форм организации деятельности учащихся (проектной, исследовательской, социальной, творческой), технологий «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Дебаты» и т.д.
Эти методики несовместимы с классно-урочной системой и с авторитарной педагогикой.
Спектр ключевых компетенций в эпоху рынка определяется разными заказчиками: учащимися, обществом, государством. Поэтому вопрос: какими качествами должны обладать выпускники современной школы – наряду с вопросом о том, какими должны быть стандарты, – надо адресовать не отдельному ведомству, а обществу в целом.

Кого раздражает многообразие?

По убеждению В.Фирсова, суть стандартов – в нормировании содержания образования, а любая норма – это запрет на то, что не надо делать.
Исходя из этого стандарты можно рассматривать как общую систему ограничений и запретов, организующих единое образовательное пространство и обеспечивающих возможность развития вариативного образования. Единство и многообразие – это две стороны стандарта, а многообразие в единстве – главное условие развития школы. Насколько свободным будет это развитие и какой из двух компонентов перевесит – многообразие или единство?
Вопрос не случайный на фоне предпринятых Министерством образования попыток сократить Федеральный перечень учебных изданий за счет некоторых учебников по истории России, а также по образовательным областям – «Искусство», «Технологии», «Физическая культура» – и большого блока учебников для начальной школы, в том числе и для национальной. Среди исключенных из Перечня оказались учебники по математике М.Моро, «Русская азбука» В.Горецкого, «Мир вокруг нас» А.Плешакова, которые используются в большинстве российских школ. По словам А.Кондакова, замена этих комплектов на другие повлекла бы за собой необходимость переучивать 70% педагогов и переоснащать 70% школ, что потребовало бы затрат, примерно в 4 раза превышающих обычные годовые расходы консолидированного регионального бюджета на образование. Возможно, эти аргументы возымели действие на Министерство образования, которое вслед за утвержденным сокращенным перечнем издало приложение к нему, в которое вернуло все вышеназванные учебники.
Однако успокаиваться рано. Критерии отбора изданий для Перечня будут постоянно ужесточаться: сегодня это соответствие учебников экспериментальным Базисным учебным планам и «Требованиям к уровню подготовки выпускников», в ближайшем будущем, как следовало из уже процитированного выступления В.Болотова, – отражение всех основных принципов и направлений экспериментов по ЕГЭ и по обновлению содержания образования.
Более того, учебники по разным дисциплинам – например, иностранным и русскому языкам, по истории и по литературе – должны коррелировать друг с другом – в части методики, хронологических принципов, идеологических установок и т.д. Кстати, снимать идеологизацию с повестки дня также преждевременно: по свидетельству В.Болотова, в Перечень не будут включены учебники по истории «с авторской точкой зрения» (такие, например, как печально знаменитый Кредер). Предпочтение будет отдано учебникам по истории – цитируем дословно – с «государственной точкой зрения, принятой педагогическим сообществом».
Отвечая на слова А.Кондакова о том, что сокращение перечня – это наступление сначала на вариативность, затем – на доступность образования для разных категорий учащихся и педагогов, В.Болотов заметил, что многообразие сегодня раздражает многих руководителей региональных органов управления образованием и педагогов, которым трудно выбирать из такого обилия наименований. Правда, пример при этом привел явно неудачный: мол, это все равно что выбирать из десятков сортов кофе один. Истина как раз и состоит в том, что учебник, как и любой товар, должен быть представлен не в единственном варианте, а в широком спектре выбора, а задача профессионалов – научиться выбирать лучший из лучших.
По убеждению руководителя отдела обучения иностранным языкам Института общего среднего образования РАО Инессы Бим, учебник является не только микромоделью образовательной системы, но также рычагом управления ею. Это значит, что выбор учебника – дело не только высокого профессионализма, но и особой ответственности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru