УЧЕБНИКИ
Сборник дифференцированных веков
Девятайкина Н.И.
История средних веков.
М.: ЦГО, 2001
Признаюсь сразу: я не всегда понимал
назначение жанра рабочей тетради. Точнее, не для
всех предметов, как мне кажется, эти тетради
нужны. Например, задания по литературе можно
давать в основном учебнике, потому что чаще всего
словесные предметы – это работа с текстом. Но
зачем его перепечатывать дополнительно? А
письменно поразмышлять над особенностями
художественных произведений можно и в
обыкновенной тетради. Есть, конечно, задания,
которые требуют иллюстративности, но их
количество невелико, так как главная цель
словесника – научить школьников понимать текст
и грамотно излагать собственные мысли.
История как школьный предмет дает больший
простор для составления орнаментированных
конспектов: иллюстрациями могут служить костюмы
разных эпох, приметы архитектурных стилей,
геральдические щиты и т.д. Наибольший интерес к
работе со специализированными тетрадями
характерен для младшеклассников, которым легче
играть в прошлое, чем пытаться его осмыслить.
«Несмышляшкам» в шестом классе Н.И.Девятайкина,
автор учебника «История средних веков» для 6
класса (издательство ЦГО, 2001), адресовала как раз
такую тетрадку, которая чем-то напоминает
школьный альбом – сборник персональных
увлечений и пристрастий ученика.
Первая и самая заметная черта стиля автора –
легкая ирония. Она проступает уже в тексте
предисловия, где Н.И.Девятайкина объясняет,
например, что задания повышенной сложности
отмечены соответствующим количеством гирь. Тут
же нарисованы эти тяжеленькие символы.
Упражнения направлены на закрепление материала
определенных параграфов. Надо отметить, что
композиция самого учебника в наибольшей степени
отвечает требованиям цивилизационного подхода.
Пожалуй, впервые я поверил словам, вынесенным на
последнюю обложку, о том, что учебник содержит
новый для российской школы исторический
материал. Предшествовавшие учебники не баловали
читателя по-настоящему новым материалом.
В книге Н.И.Девятайкиной значительное место
занимает история неевропейских культур.
Затронута история исламской цивилизации,
достаточно внимания уделено истории Индии,
Китая. Следует особо отметить чуть ли не впервые
появившиеся параграфы о создании государства
монголов и о средневековой истории Японии.
Намеренно не буду останавливаться на недочетах в
этих параграфах, так как «первый блин» всегда
имеет шанс оказаться не вполне образцовым.
Неточности не настолько велики, чтобы говорить о
них подробно. Самое важное качество учебника –
хорошо сбалансированные геокультурологический
и хронологический аспекты композиции. Это
отразилось, в свою очередь, на содержании рабочей
тетради.
На пятой странице дается важное задание –
отметить на «ленте времени» границы раннего и
зрелого Средневековья. Оно кажется очень простым
на первый взгляд, однако необходимо закрепить
линейное представление о времени, которое
свойственно европейской культуре. К тому же дети,
с увлечением слушая преподавателя, далеко не
всегда и не с первого урока могут запомнить
название изучаемого периода, его
хронологические рамки. Сомнения вызывает лишь
термин «развитое Средневековье» – наследие
понятийного аппарата советской медиевистики.
Предпочтительнее было бы словосочетание «зрелое
Средневековье».
Каждый раздел тетради сопровождается
терминологическим словарем, где к определению
нужно подобрать верное понятие, причем часто
можно найти несколько синонимов. Например,
крупным земельным владельцем, у которого много
зависимых крестьян, может быть и сеньор, и феодал.
В данном случае оба термина подходят под
определение.
Некоторые задания не только интересны, но и
неожиданны. Например, на стр. 21 предлагается
решить арифметическую задачку, условия которой
основаны на исторических реалиях конца VIII века.
Школьникам предстоит распределить наследство в
соответствии с законами и традициями эпохи.
Многие разделы содержат такие задания, как
раскрашивание, рисование, наклеивание и т.д. Это
большой простор для тех, кто любит рисовать.
Здесь также проскальзывает легкая ирония в
подаче условных картинок, например, при
иллюстрировании «Романа о лисе». Думаю, детям
будет интересно поиграть в наклейки и раскраски.
Кстати, и взрослым не грех иногда протестировать
себя в этой приятной и легкой форме.
Рассказ об учебно-методическом комплексе, в
который входит учебник Н.И.Девятайкиной, будет
неполным, если не отметить выход сборника
дифференцированных задач по курсу истории
Средневековья, авторами которого являются М.Л. и
А.Ю. Несмеловы.
Это пособие выполнено в более традиционном
ключе. Оно содержит контурные карты, кроссворды,
схематические таблицы. Здесь есть и ставшие
последнее время популярными задания: нарисовать
герб рыцаря, составить меню средневекового
застолья, поместить инструменты цехового
мастера в нарисованный рабочий шкаф и т.д.
Одно из наиболее ценных заданий, схожее с
заданиями из тетради Н.И.Девятайкиной, –
хронологическая идентификация – вопросы:
«Сколько столетий продолжалась история средних
веков?» и «Сколько столетий назад началась
история средних веков?»; вопросы, требующие
соотнесения века и даты: «К какому веку относится
дата 843 г. или 1453 г.?». Есть и задания написать
арабскими или римскими цифрами номера столетий.
Этот раздел составлял педагогически грамотный и
очень опытный автор. В одном «кулаке» собраны
задания по основным проблемам технического
характера (ведь огромное количество учеников
плохо владеют азами «исторической математики»).
Единственный минус заключается в том, что этой
проблеме уделено мало места. Стоило бы дать не
две, а двадцать две даты и попросить учащихся
определить века, к которым относятся события.
Вообще на уроке желательно почаще акцентировать
внимание детей на том, о каком веке (или веках)
идет речь.
Новый комплекс пособий убеждает в том, что
хороший учебник лишь выигрывает от грамотного
методического сопровождения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|