Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ
 

Евгения БАСОВСКАЯ

Не школьнику, но учителю?

Над бездонным провалом в вечность...

Пинаев С.М.
Над бездонным провалом в вечность...
Русская поэзия Серебряного века.
Пособие для старшеклассников и абитуриентов.
М.: Уникум-Центр, Поматур, 2001

Книги о Серебряном веке уже несколько лет как перестали быть библиографической редкостью. Монографий, мемуаров, а также учебных пособий, посвященных этой эпохе, издается много, и теперь читателю трудно не «достать» материал, а выбрать источники информации из всего предлагаемого разнообразия.
Среди новейших изданий – книга С.М.Пинаева «Над бездонным провалом в вечность…» (Русская поэзия Серебряного века), адресованная старшеклассникам и абитуриентам. В магазине на нее трудно будет не обратить внимания: с обложки на читателей смотрит скелет в черном плаще, за спиной у него – Ахматова и Гумилев, а справа от этой жутковатой группы расположена оптимистическая надпись: «Будь студентом», украшенная, правда, не восклицательным знаком, а целым букетом вопросительных.
Содержание книги далеко не так парадоксально, хотя нельзя не отметить противоречия между многозначным и многозначительным заголовком, с одной стороны, и спокойно-объективным характером текста – с другой.
Пособие С.М.Пинаева информативно, основательно и как-то подчеркнуто традиционно. Оно состоит из четырех частей, посвященных символизму, акмеизму, футуризму и, наконец, поэтам, оставшимся вне литературных направлений. Каждый из разделов включает в себя главы, подробно рассказывающие о творчестве тех или иных авторов (Вячеслава Иванова, Андрея Белого, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Велимира Хлебникова, Игоря Северянина, Максимилиана Волошина, Бориса Пастернака). В конце глав помещены «вопросы для самоконтроля» и тематические списки литературы.
Традиционность пособия проявляется прежде всего в том, что С.М.Пинаев последовательно выдерживает объективный, отстраненный тон, избегает оценок, не вызывает читателя на диалог. Даже предлагаемые им вопросы носят преимущественно репродуктивный характер. Так, после главы, посвященной Андрею Белому, читателя спрашивают: «Какие ассоциации вызывает псевдоним поэта?» (с. 69). Показательно, что здесь не сказано «вызывает у вас». Дело в том, что над ответом не надо думать – требуется просто перелистать несколько страниц назад и найти соответствующее место в тексте: «Белый цвет, как справедливо отмечает В.Баевский… один из синонимов Прекрасной Дамы… Вот откуда псевдоним Андрей Белый… Белый – значит посвятивший себя Вечной Женственности» (с. 26).
Если же не предъявлять к пособию слишком высоких требований и отнестись к нему как к более или менее подробному справочнику, то в целом его можно оценить положительно. По крайней мере оно довольно удобно для учителя, готовящего материалы к урокам и не имеющего возможности проводить часы в залах библиотек за чтением классических и новейших исследований и больших мемуарных текстов. С.М.Пинаев предоставляет педагогу минимальный набор фактических данных (в том числе – даты создания литературных объединений, названия важнейших манифестов и сборников, основные даты писательских биографий). Кроме того, в пособии много стихотворных цитат, которые сопровождаются фактологическим и литературоведческим комментариями. Особенно интересны главы, посвященные О.Мандельштаму и В.Хлебникову.
Почему же, однако, я говорю о том, как может работать с книгой учитель, а вовсе не упомянутый на титульном листе старшеклассник или абитуриент? Причина в том, что пособие С.М.Пинаева стилистически совершенно не приспособлено к потребностям и возможностям юношеской аудитории. Текст написан сложно, в духе научной статьи, многие сложные термины (такие как «антропософия», «катарсис», «трансцендентный» и другие) оставлены без объяснений. Даже сами слова «авангардизм» и «модернизм» истолкованы почему-то лишь в середине книги – на с. 126.
«В качестве итоговой иллюстрации софийных умозрений Вл.Соловьева обычно упоминают поэму «Три свидания»… Ее особенностью является совместимость в центральном образе конкретно чувственного с беспредельно абстрактным» (с. 21). «Важно то, что речь идет о жизни и смерти, дается ориентация на миф и соответствующую ему структуру сознания…» (с. 122). В этих и подобных формулировках нет ничего дурного, если они встречаются на страницах научного журнала или хотя бы вузовского учебника. Что же касается школьников, то большинство из них такой стиль или отталкивает, или ставит в тупик. Учителям литературы хорошо знакома такая ситуация: старшеклассник, делая доклад, бодро произносит слова и словосочетания, значения которых не понимает. Первый же вопрос сбивает его с толку, вынуждает мяться и краснеть. Педагог конечно же выговаривает ученику за то, что тот не вник в содержание прочитанного. Но вот только реально ли было вникнуть?
Иногда неясности возникают даже не в связи с использованием сложных терминов. С.М.Пинаев вообще проявляет склонность к недосказанности, вряд ли уместную при создании учебного пособия. «3 августа 1921 г. Н.С.Гумилев был арестован как участник заговора Петроградской боевой организации, «боевитость» да и вообще реальность которой многими историками ставится сегодня под сомнение. То, что произошло, было неожиданно, ведь поэт держался в стороне от политики… Но… в конце августа поэта не стало» (с. 93). Непонятно, к чему этот туман, тем более что обстоятельства смерти Гумилева давно перестали быть тайной.
Вызывают вопросы и составленные С.М.Пинаевым библиографические перечни. В них немало по-настоящему полезных книг, но встречаются и вещи случайные, такие, как путеводитель по Дому-музею М.Волошина, изданный в 1990 г. в Симферополе. Кроме того, в некоторых случаях автор пособия ориентируется на литературу 70–80-х гг. (наверное, это книги, по которым он сам учился), не всегда уделяя достаточно внимания новейшим публикациям. Так, классическую работу Д.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» предлагается читать по хрестоматии 1982 г., в то время как текст неоднократно переиздавался на протяжении последнего десятилетия.
Таким образом, о пособии С.М.Пинаева труднее всего высказаться определенно. Взрослому читателю, филологу, не специализирующемуся, однако, на Серебряном веке, эта книга может пригодиться. Кое-какую полезную информацию извлечет из нее и школьник, если, конечно, возьмет на себя этот нелегкий труд.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru