РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ЧУР, НЕ ПОДСКАЗЫВАТЬ!
Терпение и еще раз терпение
...то есть умение понимать и учитывать
точки зрения, не сходные с нашими собственными, –
очень нелегкое умение, и подросткам оно дается
особенно трудно, хотя теперь и в школах проводят
“уроки толерантности”. А как обстоят с этим дела
у ваших подросших детей? Предложите им
пофантазировать.
Ситуация первая. В свою постоянную
дружную компанию ты приводишь нового знакомого.
Он так всем понравился, что весь вечер купался в
лучах восторженного внимания и вообще “царил на
сцене”. Как ты реагируешь:
а) «разумеется, это неприятно, нового приятеля
следовало бы одернуть!»;
б) никакого особого впечатления на тебя это не
производит;
в) ты рад, что все так здорово сложилось для
старых друзей и нового друга?
Ситуация вторая. В гостях у родителей
почтенный пожилой человек. Обращаясь к тебе, он
критически высказывается о молодежной культуре,
но проявляет при этом плохое знание предмета. Как
ты реагируешь:
а) тебя такое зло берет, что ты огрызаешься, забыв
и о возрасте “критика”, и о том, что родителям
будет неудобно;
б) ты с внутренней усмешкой думаешь: “Да какая
разница, что там старик болтает!”;
в) ты вступаешь в диалог, не скрывая моменты
своего несогласия?
Ситуация третья. У тебя возникла интересная
идея, как провести праздник, но друзья ее не
поддержали. Как ты реагируешь:
а) обижаешься и прекращаешь отношения;
б) думаешь: “Ну и ладно, самим будет хуже!”;
в) предлагаешь еще раз обсудить твою идею на фоне
встречных предложений?
Ситуация четвертая. Ты попал в смешное
положение и сам понимаешь, что оно смешное, хотя
ничего такого уж неприятного в нем нет. Друзья
подшучивают над тобой. Как ты реагируешь:
а) и шутки и шутники тебе крайне антипатичны:
“Прямо кулаки чешутся!”;
б) никак не реагируешь – отвечаешь каменным
равнодушием – «посмеются и перестанут»;
в) преодолев досаду, шутишь в ответ?
Ситуация пятая. В классе появился новый
ученик: у него другой цвет кожи, другая вера,
незнакомый жизненный опыт. Как ты реагируешь:
а) «вряд ли у меня сложатся с ним отношения»;
б) «появился и появился, на что здесь реагировать
или не реагировать»;
в) «буду дружить, как со всеми остальными»?
А теперь напряги воображение.
Ситуация шестая. Тебе три годика. Вдвоем с таким
же трехлетним карапузом ты летом на даче бежишь
за мячиком. Красный мячик так весело прыгает в
зеленой траве. Вы добежали одновременно, но он
схватил мячик первым. Как ты реагируешь:
а) пытаешься отнять мячик, замахиваешься,
“бодаешься”, плачешь: “Мое!”;
б) спокойно уступаешь: не слишком-то мячик тебе и
нужен был;
в) радуешься за маленького друга?
За первые пять ситуаций начиcляем очки: “а” – 2
очка, “б” – 1 очко, “в” – 0 очков. Если набралось
от 7 до 10 очков, то с толерантностью ваш тинейджер
мало знаком, ему привычен совсем иной стиль
поведения – напористость и непреклонность. Это
не так уж плохо, но и не слишком хорошо: находить
общий язык с окружающими людьми ему бывает
трудновато. Если получилось от 2 до 6 очков, то
подросток склонен считать себя полностью
самодостаточным, он не зависит от мнения
окружающих, но диалогичные отношения
устанавливать еще не умеет. Если очков не
набралось вовсе или только одно, то перед нами
гений толерантности. Это здорово, хотя с трудом
верится. Но у нас ведь есть еще шестая ситуация.
Она проверочная. В ней искренний и объективный
выбор может быть только один – “а”. Малыш, будь
он хоть сам Алеша Карамазов, непременно кинется с
плачем отнимать игрушку. Если подросток выбирает
иные варианты, это значит, что они кажутся ему
престижными и желательными: если он выбрал “б”,
то ориентирован на самодостаточность, если “в”
– на толерантность.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|