КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
Дар внуку
В.Порудоминский. “Похороны бабушки
зимой 1953 года”
Сначала на дно памяти 15-летнего мальчика
ложатся дотошные подробности корректорского
закутка, в котором дед просидел десятилетия.
Сквозь годы он помнит эту тоску кропотливой
повседневности с ее шрифтами, кеглями, черными
нарукавниками и грохотом наборного цеха
Полиграфпрома за фанерной перегородкой.
Прожитые десятилетия превратили эти подробности
в драгоценности.
Не прерывая абзаца и интонации, в текст вплывает
еще одна реалия, а оказывается – эпоха: “В
октябре 1941 года, когда немцы подошли к Москве,
дед, только что перешагнув за шестьдесят,
записался в ополчение”. Эта новая подробность
вспучивает монотонность дедова существования,
но не прерывает ее. Шестидесятилетнего деда
отказываются брать на окопы, но он добивается,
чтобы его взяли на войну под аргумент:
“Печатники – передовой отряд рабочего класса”.
Войну он прослужил в военной газете наборщиком и
корректором и вернулся с медалями и с “Красной
Звездой”.
И так же, не прерывая абзаца, точнее, не прорывая
абзаца и интонации, история вспучивается вновь –
на этот раз не с войной, а с судьбой Еврейского
антифашистского комитета: по его заказу дед
набрал какую-то книжку на идиш, которого в
типографии, естественно, никто не знал.
В день увольнения дед умирает, а бабушка сходит с
ума. Все эти события занимают абзац,
растянувшийся на полторы страницы, и
повествователь таким путем снимает, как позже
выяснится, первый пласт бытия этой только одной
семьи.
В последующее повествование, а оно занимает
всего восемь журнальных страниц, писатель
вместит миросозерцания двух народов –
еврейского и русского, – взятых в объеме уже не
отдельного персонажа или даже его семьи, а в
объеме двух Книг Бытия. Ни у
героя-повествователя, ни у автора этой маленькой
публикации В.Порудоминского (“Знамя”, 2001, № 11)
нет ни малейшей претензии на вселенские
обобщения или какие-либо умозрения
богословского или этнографического плана. Лишь
один день похорон обезумевшей бабушки и дата,
обозначенная в названии, – 1953 год – год дела
врачей и смерти Сталина. Публикация (то ли
рассказ, то ли звено воспоминаний, совершенно,
однако, самодостаточное) так и называется:
“Похороны бабушки зимой 1953 года”. Все конкретно.
Дата давно стала знаковой.
В этот день прорезается вертикалью, словно
сброшенной сверху или, напротив, вверх
устремленной, дух двух народов, спрессованный в
душевных движениях нескольких персонажей
посреди смерзшегося январского поля, где
разместилось подмосковное кладбище и на нем
забытый властями участок, где евреи еще могут
хоронить своих покойников по обряду предков –
без административных или даже юридических
последствий для любого из участников похорон.
Но и обряд уже недоступен. Превратившись в
криминал, он каждого из участников ставит в
неуютное положение между Богом и администрацией,
и тут в каждом из них без малейшей натуги не
прорывается, а воспаряет дух терпимости, веры и
свободного признания иноплеменной свободы. И –
бесшабашная готовность разделить ее горькую
участь. Автор одаряет нас этим глотком вольного
дыхания в следующем диалоге:
– По обряду? – нервно вскрикнул Исаак
Самойлович. – Вы мне можете собрать миньян? Тогда
зачем вы говорите: по обряду? Вы что, не знаете,
что кадиш ятом читают только в миньяне?..
Я молчал: никогда прежде я не слыхал ни про
миньян, который должен собрать, ни про кадиш ятом.
– Слушайте меня, – делая вид, что успокаивается,
объяснил Исаак Самойлович. – Чтобы прочитать
кадиш ятом, молитву сироты, надо иметь десять
мужчин. Если вы не имеете десять мужчин, значит,
вы не имеете миньян. Вы меня поняли? А если вы не
имеете миньян, о каком по обряду может идти речь!
– Я не имею десять мужчин, – сказал я. – И не
смогу собрать... Как это называется?
– Это называется миньян! – с укором выкрикнул
Исаак Самойлович и, страдая за меня, по-библейски
возложил руки себе на голову.
– Нас четверо, еще помощник мой будет – уже
пять... – прикинул Алексей; он стоял пригнувшись,
опираясь обеими руками на короткий черенок
лопаты.
Старик замахал руками:
– Алексей! При чем здесь вы или Сережа? Я к вам
очень хорошо отношусь. Но мне надо десять евреев.
– С тобой, Исаак, не заскучаешь, – весело покачал
головой Алексей. – Пять... Десять... А если он один
хоронить желает? Уважил бы хорошего человека.
– Что значит уважил! – почти прорыдал Исаак
Самойлович. – Что значит хороший! Плохой! Пусть
он будет сам царь Давид! Миньян или есть, или его
нет.
– Может, попробовать больных привести: в мужском
отделении вашей нации имеются, – всерьез
предложил Сергей. – Там только заведующий
вредный. Раньше хороший был. Перевели рядовым в
приемный покой.
– Раньше! С тех пор, как объявили про
врачей-убийц, уже никто не приезжает. Но неужели у
вас, – он повернулся ко мне, – нет родных и
близких покойной?
– У покойной есть родные и близкие, – сказал я. –
Но мой отец как раз из этих самых врачей-убийц,
про которых объявили. И я стараюсь не общаться с
родными и близкими, чтобы не доставить им
неприятностей. К тому же надо отпрашиваться с
работы. А родные и близкие очень боятся ее
потерять. Поэтому давайте похороним бабушку не
по обряду.
– Что значит не по обряду! – застонал Исаак
Самойлович. – Мы сделаем все, что нужно. Только я
должен вас предупредить, что вы не будете читать
кадиш ятом. Ваша мама, конечно, приедет на
похороны?
– Если начальница отпустит.
Из осколков древнего обряда, какие только можно
собрать в этот год и на этой опустевшей
поверхности, не десять, а пятеро совершают
великую реконструкцию положенного бабушке
погребения, и в их усилии, мощном своей
естественностью и простодушием, – выброс
духовной энергии, неподвластной, как выясняется,
ни времени, ни властям.
– Не отчаивайтесь. Ваша бабушка была святая. Она
уже одарила нас. Теперь она нужна в ином месте! –
говорит мальчику то ли санитарка, то ли сиделка
красавица Вика, которую медбрат Сергей привел,
чтобы обмыть бабушку, ибо у евреев это положено
делать только еврейке.
Вместо молитвы сироты над бабушкой Викиным
голосом звучит:
Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает...
А медбрат Сергей был принаряжен по
случаю события так: вместо обычного халата и
ватника – черный флотский бушлат с золотыми
пуговицами, в вырезе на груди переливалась
полосками тельняшка.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|