ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Наука, захватывающая, как хороший роман
Казалось бы, все естественно-научные
дисциплины скучны по своей природе. Но разве
природа скучна?
Фонд Наффилда (Великобритания)
организовал и провел шесть семинаров, на которых
обсуждались цели и задачи современного
британского естественно-научного образования.
В выступлениях участников семинаров явственно
обозначилось ощущение пропасти между школьным
естественно-научным образованием и интересами
молодых людей, которым в будущем предстоит стать
гражданами.
Возрастающее «присутствие» науки...
Все возрастающее “присутствие” науки в нашей
повседневной жизни предполагает, что граждане
обладают достаточными знаниями и хорошо
информированы, чтобы заинтересованно следить за
научными дискуссиями и участвовать в обсуждении
проблем, которые появляются в связи с развитием
науки и техники у них самих и у общества в целом.
В конце ХХ столетия образование больше не
подготавливает человека к пожизненной занятости
в какой-то определенной отрасли промышленности
или сфере услуг.
Высокие темпы технических преобразований и
глобализации рынков сформировали потребность в
работниках, имеющих широкое общее образование,
коммуникативные навыки, готовность к
постоянному повышению квалификации и
адаптивность.
Надо сказать, что со времен 60-х годов образ науки
несколько потускнел вследствие ряда научных и
технологических достижений, вызвавших
непредвиденные социальные и экологические
последствия, такие как Чернобыль, Талидомид и
истощение озонового слоя. Развитие генной
инженерии, клонирование волнуют многих людей в
связи со стоящими за ними социальными
проблемами. Чтобы демократическое общество было
устойчивым и динамичным, оно не должно быть ни
враждебным, ни уступчивым к подобным идеям.
Поэтому люди испытывают потребность в понимании,
каким образом наука формирует доказательную
основу для заявлений, которые делают ученые,
оценивать границы и возможности научного
доказательства, иметь возможность разумно
оценивать риск, распознавать этические и
моральные вопросы, стоящие за воплощением
предлагаемых наукой альтернатив.
Куда уходит любознательность?
Между тем существующий учебный план оставляет
прежние, восходящие к середине ХХ века
приоритеты, представляя науку объективной,
беспристрастной и свободной от ценностей
областью знаний – простой совокупностью
подлежащих изучению фактов.
В итоговой системе оценивания знаний слишком
многое продолжает основываться на пересказе
фактического материала, что имеет мало отношения
к ситуациям за пределами школы. А именно в таких
ситуациях у школьников может возникнуть
необходимость в использовании научных знаний и
навыков, а умение сортировать и анализировать
информацию становится чрезвычайно важным.
На практическом уровне понимание научных идей
может помочь детям в принятии решений (к примеру,
о диете, здоровье и, в более широком смысле, стиле
жизни) и в ощущении способности формулировать
собственную точку зрения на вопросы, обсуждаемые
в обществе, и, возможно, активно включаться в эти
обсуждения.
Как известно, наука рассматривает важные темы,
которыми интересуется большинство людей (либо
может быть легко заинтересовано): жизнь и живые
существа, материя, Вселенная, информация,
“искусственный мир”.
По мнению участников семинара, основной аргумент
за необходимость преподавания науки молодым
людям состоит в том, чтобы сообщить им некоторую
часть этого знания о материальном мире и
передать чувство восторга и возбуждение, которое
привносит научное знание.
Однако школе не удается поддержать и развить у
молодых людей такое отношение к знанию. Интерес и
любознательность, характерные для младших
школьников, снижаются в средней школе до уровня,
который не может быть полностью объяснен началом
юношеского возраста.
Кирпичи, за которыми не видно собора
В чем причина отсутствия интереса?
Очевидно, учебный план может вызвать ощущение
“перечня” конкретных идей, в которых
отсутствует общий взгляд.
Явно недостаточное внимание уделяется
демонстрации грандиозных интеллектуальных
достижений, представленных идеями, а также и
тому, как они изменили наше представление о самих
себе и о мире. Чрезмерный акцент на содержании
ограничивает возможности обсуждения таких
вопросов, как природа научного познания, роль
научных доказательств, вероятности и риска,
способов, с помощью которых ученые обосновывают
свои утверждения.
Оптимальный способ оценивания, на наш взгляд,
предполагает наличие следующих компетенций:
понимание “научных” сообщений в СМИ,
способность задавать и отвечать на вопросы,
основанные на информации, способность
распознавать роль доказательств в разрешении
дискуссий между различными теориями.
Объясняющие истории
Наше предложение состоит в том, чтобы научное
образование более активно использовало один из
наиболее эффективных и популярных в мире
способов распространения идей – нарративную
(повествовательную) форму. Для этого надо
признать, что основная цель научного образования
состоит в представлении серии “объясняющих
историй”. Мы имеем в виду, что наука должна
предоставлять подробные объяснения как ответы
на вопросы: “Как мы заболеваем?”, “Каков возраст
Земли и как она образовалась?”, “Каким образом
появилось такое необычное разнообразие живых
существ на Земле?”. Именно эти подробные
объяснения заинтересовывают и увлекают
учеников, и поэтому именно на них должен
ориентироваться любой естественно-научный
учебный план.
Эти “истории” подчеркивают, что мы имеем в виду
не только концепции, но и взаимосвязанный набор
идей, которые, будучи рассматриваемыми вместе,
дают основу для понимания изучаемой области.
В этом случае основные идеи учебного плана не
будут скрыты за обилием деталей, ученики и
учителя в состоянии более отчетливо увидеть,
куда ведут идеи и как они связаны друг с другом.
Очень важно, чтобы молодые люди воспринимали эти
истории не как готовое знание, а как результат
устойчивых усилий отдельных личностей,
действующих в социальном и историческом
контекстах. Ученики должны хорошо понимать, как
возникают эти идеи и почему мы основываемся на
них как на надежном знании.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|