Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО

Наука, захватывающая, как хороший роман

Казалось бы, все естественно-научные дисциплины скучны по своей природе. Но разве природа скучна?

Фонд Наффилда (Великобритания) организовал и провел шесть семинаров, на которых обсуждались цели и задачи современного британского естественно-научного образования.
В выступлениях участников семинаров явственно обозначилось ощущение пропасти между школьным естественно-научным образованием и интересами молодых людей, которым в будущем предстоит стать гражданами.

Возрастающее «присутствие» науки...

Все возрастающее “присутствие” науки в нашей повседневной жизни предполагает, что граждане обладают достаточными знаниями и хорошо информированы, чтобы заинтересованно следить за научными дискуссиями и участвовать в обсуждении проблем, которые появляются в связи с развитием науки и техники у них самих и у общества в целом.
В конце ХХ столетия образование больше не подготавливает человека к пожизненной занятости в какой-то определенной отрасли промышленности или сфере услуг.
Высокие темпы технических преобразований и глобализации рынков сформировали потребность в работниках, имеющих широкое общее образование, коммуникативные навыки, готовность к постоянному повышению квалификации и адаптивность.
Надо сказать, что со времен 60-х годов образ науки несколько потускнел вследствие ряда научных и технологических достижений, вызвавших непредвиденные социальные и экологические последствия, такие как Чернобыль, Талидомид и истощение озонового слоя. Развитие генной инженерии, клонирование волнуют многих людей в связи со стоящими за ними социальными проблемами. Чтобы демократическое общество было устойчивым и динамичным, оно не должно быть ни враждебным, ни уступчивым к подобным идеям.
Поэтому люди испытывают потребность в понимании, каким образом наука формирует доказательную основу для заявлений, которые делают ученые, оценивать границы и возможности научного доказательства, иметь возможность разумно оценивать риск, распознавать этические и моральные вопросы, стоящие за воплощением предлагаемых наукой альтернатив.

Куда уходит любознательность?

Между тем существующий учебный план оставляет прежние, восходящие к середине ХХ века приоритеты, представляя науку объективной, беспристрастной и свободной от ценностей областью знаний – простой совокупностью подлежащих изучению фактов.
В итоговой системе оценивания знаний слишком многое продолжает основываться на пересказе фактического материала, что имеет мало отношения к ситуациям за пределами школы. А именно в таких ситуациях у школьников может возникнуть необходимость в использовании научных знаний и навыков, а умение сортировать и анализировать информацию становится чрезвычайно важным.
На практическом уровне понимание научных идей может помочь детям в принятии решений (к примеру, о диете, здоровье и, в более широком смысле, стиле жизни) и в ощущении способности формулировать собственную точку зрения на вопросы, обсуждаемые в обществе, и, возможно, активно включаться в эти обсуждения.
Как известно, наука рассматривает важные темы, которыми интересуется большинство людей (либо может быть легко заинтересовано): жизнь и живые существа, материя, Вселенная, информация, “искусственный мир”.
По мнению участников семинара, основной аргумент за необходимость преподавания науки молодым людям состоит в том, чтобы сообщить им некоторую часть этого знания о материальном мире и передать чувство восторга и возбуждение, которое привносит научное знание.
Однако школе не удается поддержать и развить у молодых людей такое отношение к знанию. Интерес и любознательность, характерные для младших школьников, снижаются в средней школе до уровня, который не может быть полностью объяснен началом юношеского возраста.

Кирпичи, за которыми не видно собора

В чем причина отсутствия интереса?
Очевидно, учебный план может вызвать ощущение “перечня” конкретных идей, в которых отсутствует общий взгляд.
Явно недостаточное внимание уделяется демонстрации грандиозных интеллектуальных достижений, представленных идеями, а также и тому, как они изменили наше представление о самих себе и о мире. Чрезмерный акцент на содержании ограничивает возможности обсуждения таких вопросов, как природа научного познания, роль научных доказательств, вероятности и риска, способов, с помощью которых ученые обосновывают свои утверждения.
Оптимальный способ оценивания, на наш взгляд, предполагает наличие следующих компетенций: понимание “научных” сообщений в СМИ, способность задавать и отвечать на вопросы, основанные на информации, способность распознавать роль доказательств в разрешении дискуссий между различными теориями.

Объясняющие истории

Наше предложение состоит в том, чтобы научное образование более активно использовало один из наиболее эффективных и популярных в мире способов распространения идей – нарративную (повествовательную) форму. Для этого надо признать, что основная цель научного образования состоит в представлении серии “объясняющих историй”. Мы имеем в виду, что наука должна предоставлять подробные объяснения как ответы на вопросы: “Как мы заболеваем?”, “Каков возраст Земли и как она образовалась?”, “Каким образом появилось такое необычное разнообразие живых существ на Земле?”. Именно эти подробные объяснения заинтересовывают и увлекают учеников, и поэтому именно на них должен ориентироваться любой естественно-научный учебный план.
Эти “истории” подчеркивают, что мы имеем в виду не только концепции, но и взаимосвязанный набор идей, которые, будучи рассматриваемыми вместе, дают основу для понимания изучаемой области.
В этом случае основные идеи учебного плана не будут скрыты за обилием деталей, ученики и учителя в состоянии более отчетливо увидеть, куда ведут идеи и как они связаны друг с другом.
Очень важно, чтобы молодые люди воспринимали эти истории не как готовое знание, а как результат устойчивых усилий отдельных личностей, действующих в социальном и историческом контекстах. Ученики должны хорошо понимать, как возникают эти идеи и почему мы основываемся на них как на надежном знании.

Перевод
Бориса БУЛЮБАША

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru