ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Путь для каждого урока:
от задачи до... сверхзадачи!
Удивительно, но когда речь заходит о
целях преподавания, учителя самых разных
предметов начинают говорить об одном и том же.
Оказывается, и физиков, и лириков сегодня
объединяет общая установка: учебный предмет надо
преподавать не как отдельную, обособленную
область знания, а как часть культуры в ее
неразрывной связи с другими культурными
феноменами.
Эта позиция привносит совершенно иные акценты в
педагогику. Похоже, мы уходим от стремления
максимально широко и глубоко представить каждую
предметную область, когда за нагромождением
всевозможных рубрикаций, классификаций, деталей
и исключений ребенок перестает видеть суть.
Новый подход позволяет сконцентрироваться на
сути предметного знания, на законах его
порождения и развития, а также на его взаимосвязи
с другими предметными областями и повседневной
жизнью.
Существует еще одна, единая для всех предметов
цель, значимость которой сегодня вряд ли кто-то
станет оспаривать. Понятно, что результат урока
будет разным в зависимости от того, в какой
атмосфере он проходит – в доброжелательной или
гнетущей. Поэтому независимо от предметной
конкретики на уроке важно через предметность
выйти на контакт с ребенком.
Может быть, эти общие установки и есть самое
главное в образовании? А специфические,
уникальные, характерные только для одной учебной
дисциплины цели второстепенны?
Нет, это не так. Иначе для нас не имело бы
принципиального значения, на каком предметном
материале выстраивать образовательный процесс:
на материале математики, нумизматики или
зоопсихологии. А коль уж основные учебные
предметы в различных странах одни и те же, значит,
каждый из них содержит в себе что-то важное и
уникальное, без чего образованный человек
обойтись не может. И заменить это содержание
никакой другой предметностью нельзя. А вот в чем
суть этой уникальности и незаменимости –
отдельная тема для серьезного обсуждения.
Итак, в предметном обучении можно выделить как
общие, так и специфические, выражающие суть
преподавания отдельных предметов, цели. Причем
первые и вторые одинаково важны. Чтобы
соответствовать современным представлениям о
педагогике, педагогической практике
недостаточно ориентироваться на учебный
результат. Также односторонней является
ориентация преимущественно на создание
комфортной доверительной атмосферы. Каждое
занятие должно быть устроено так, чтобы обе
задачи сочетались и дополняли друг друга. То есть
они не заявляются декларативно, и сам способ
организации занятия, и педагогические приемы,
которые используются должны быть направлены на
достижение как первой, так и второй цели. Их
совместная согласованная реализация и является
критерием современного подхода к преподаванию.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|