Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО

Путь для каждого урока:
от задачи до... сверхзадачи!

Удивительно, но когда речь заходит о целях преподавания, учителя самых разных предметов начинают говорить об одном и том же. Оказывается, и физиков, и лириков сегодня объединяет общая установка: учебный предмет надо преподавать не как отдельную, обособленную область знания, а как часть культуры в ее неразрывной связи с другими культурными феноменами.
Эта позиция привносит совершенно иные акценты в педагогику. Похоже, мы уходим от стремления максимально широко и глубоко представить каждую предметную область, когда за нагромождением всевозможных рубрикаций, классификаций, деталей и исключений ребенок перестает видеть суть. Новый подход позволяет сконцентрироваться на сути предметного знания, на законах его порождения и развития, а также на его взаимосвязи с другими предметными областями и повседневной жизнью.
Существует еще одна, единая для всех предметов цель, значимость которой сегодня вряд ли кто-то станет оспаривать. Понятно, что результат урока будет разным в зависимости от того, в какой атмосфере он проходит – в доброжелательной или гнетущей. Поэтому независимо от предметной конкретики на уроке важно через предметность выйти на контакт с ребенком.
Может быть, эти общие установки и есть самое главное в образовании? А специфические, уникальные, характерные только для одной учебной дисциплины цели второстепенны?
Нет, это не так. Иначе для нас не имело бы принципиального значения, на каком предметном материале выстраивать образовательный процесс: на материале математики, нумизматики или зоопсихологии. А коль уж основные учебные предметы в различных странах одни и те же, значит, каждый из них содержит в себе что-то важное и уникальное, без чего образованный человек обойтись не может. И заменить это содержание никакой другой предметностью нельзя. А вот в чем суть этой уникальности и незаменимости – отдельная тема для серьезного обсуждения.
Итак, в предметном обучении можно выделить как общие, так и специфические, выражающие суть преподавания отдельных предметов, цели. Причем первые и вторые одинаково важны. Чтобы соответствовать современным представлениям о педагогике, педагогической практике недостаточно ориентироваться на учебный результат. Также односторонней является ориентация преимущественно на создание комфортной доверительной атмосферы. Каждое занятие должно быть устроено так, чтобы обе задачи сочетались и дополняли друг друга. То есть они не заявляются декларативно, и сам способ организации занятия, и педагогические приемы, которые используются должны быть направлены на достижение как первой, так и второй цели. Их совместная согласованная реализация и является критерием современного подхода к преподаванию.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru