Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА

Уроки плавания на суше

Тяжело в учении – пропадешь в бою?
Похоже, жизнь предлагает нам именно такую формулу

– Знаешь, кто теперь Иванов?
– Генеральный директор?
– Как ты догадался?
– Ну как... троечник.
(Не анекдот, а вполне распространенный диалог.)

Не будем задерживаться на этой действительно укоренившейся в современной российской жизни взаимосвязи. Рассмотрим обратную сторону медали. Так как пряников сладких – портфелей генеральных директоров – хронически не хватает на всех, отличники, краснодипломники и прочие медалисты теоретически должны оказаться среди неудачников. Практика подтверждает теорию – разумеется, статистически. Неудача носит либо патологический характер (алкоголизм, бытовая запущенность), либо внешне пристойный (скромный труд на ниве Академии наук). Бывший отличник склонен винить мироздание, «планету троечников»; бывший троечник – систему образования, не разглядевшую в нем разнообразных способностей и творческих жилок. Философ порассуждает о компенсаторных механизмах судьбы и итоговом равновесии, близком к высшей справедливости. Я готов в общих чертах согласиться с философом и даже попробовать сообразить, как именно он работает. Вот несколько характерных историй. Хотя, что там далеко ходить за примерами. Я сам легко и успешно учился. Окончив МГУ, очутился в одном НИИ и с огромным удивлением заметил, что, легко и не прилагая усилий, отвратительно работаю инженером. Предлагаемые формы деятельности не возбуждали во мне ни честолюбия, ни энтузиазма. То, что поручали мне, способен был сделать каждый – в итоге каждый делал это лучше меня. В конце концов работа для меня оказалась в ряду занятий физкультурой, субботников, овощных баз, колхозов – том ряду, где я был аутсайдером и не больно-то горевал по этому поводу...
В том самом НИИ был показательный эпизод. Возмущенный нашей переходящей в саботаж работой, начальник отвел меня и моего сослуживца к своему начальнику. Тот грозно расспросил нас об особенностях поставленной перед нами задачи. Мой напарник угрюмо молчал. А я оживился и не без блеска изложил эти особенности, тонкости, подробности и детали. Вы уже догадались? Начальник воссоздал атмосферу экзамена, и я по привычке ответил на “пять”. Что, впрочем, привело лишь к минутному конфузу, а не к успешной дальнейшей работе.

И вот какая картина вырисовывается: учеба – довольно уютный полигон жизни, который надо со вздохом однажды покинуть и выйти в жизнь. Полигон, кстати, довольно неточный в смысле прямых аналогий – именно потому, что уютный. Экзамен, говоря устами героя из гайдаевской комедии, – всегда праздник. И впрямь, пусть со слезами на глазах, но праздник, особый день календаря, а праздник не учит будням. Классическая доблесть отличника – суметь удержать в голове на короткий срок обширный фрагмент знаний – почти не применима за стенами полигона. А расцвет информационных технологий заставляет подозревать, что человеческий мозг создан не для хранения разнообразных сведений и фактов. На то есть доступные внешние носители.

Автономность жизни по отношению к учебе сейчас вопиюща. Раньше она считалась лишь очевидной. Была такая “оперетта” – распределение, где некоторым наивным выпускникам казалось, что отличники попадут в лучшие места. Этакое преддверие Страшного Суда. Но в том-то и загвоздка, что наши подлинные табели скрыты от нас. Мы не знаем, кто из нас действительно отличник и по каким предметам выставляют баллы.

Было время, диплом спрашивали хотя бы в отделах кадров. Сегодня жизнь становится все неформальнее. Куда же девать диплом? Стандартный хамский ответ настолько очевиден, что лучше опустим его по умолчанию. С одной поправкой: вкладыш с оценками вынь, потому что он даже в отделе кадров не понадобится.
Чем же плохи успехи в учебе? Во-первых, своей реактивностью. Человек учится решать те или иные, не им самим, а перед ним поставленные задачи, и ему кажется, что это модель жизни. Типа дорога мчится под машину, надо просто объезжать препятствия. Но это тренажер, а не реальное шоссе. Многие знакомые отличники испытывали неимоверные трудности, например, с женитьбой, поскольку никто перед ними не ставил такой задачи и срок не определял.
Во-вторых, отличная учеба – личное дело отличника. Занимаясь этим увлекательным спортом, он ничего не делает для других людей. Понятно, что при этом поощрения внешнего мира носят условный характер: грамоты, оценки. Мне кажется, именно эгоцентрический характер чистой учебы превращает ее в плохой тренажер. Вроде обучения плавать на суше. И я думаю, разнообразные практики должны занимать большую часть учебного времени школьника и студента.

Леонид КОСТЮКОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru