УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА
Уроки плавания на суше
Тяжело в учении – пропадешь в бою?
Похоже, жизнь предлагает нам именно такую
формулу
– Знаешь, кто теперь Иванов?
– Генеральный директор?
– Как ты догадался?
– Ну как... троечник.
(Не анекдот, а вполне распространенный диалог.)
Не будем задерживаться на этой
действительно укоренившейся в современной
российской жизни взаимосвязи. Рассмотрим
обратную сторону медали. Так как пряников
сладких – портфелей генеральных директоров –
хронически не хватает на всех, отличники,
краснодипломники и прочие медалисты
теоретически должны оказаться среди
неудачников. Практика подтверждает теорию –
разумеется, статистически. Неудача носит либо
патологический характер (алкоголизм, бытовая
запущенность), либо внешне пристойный (скромный
труд на ниве Академии наук). Бывший отличник
склонен винить мироздание, «планету троечников»;
бывший троечник – систему образования, не
разглядевшую в нем разнообразных способностей и
творческих жилок. Философ порассуждает о
компенсаторных механизмах судьбы и итоговом
равновесии, близком к высшей справедливости. Я
готов в общих чертах согласиться с философом и
даже попробовать сообразить, как именно он
работает. Вот несколько характерных историй.
Хотя, что там далеко ходить за примерами. Я сам
легко и успешно учился. Окончив МГУ, очутился в
одном НИИ и с огромным удивлением заметил, что,
легко и не прилагая усилий, отвратительно
работаю инженером. Предлагаемые формы
деятельности не возбуждали во мне ни честолюбия,
ни энтузиазма. То, что поручали мне, способен был
сделать каждый – в итоге каждый делал это лучше
меня. В конце концов работа для меня оказалась в
ряду занятий физкультурой, субботников, овощных
баз, колхозов – том ряду, где я был аутсайдером и
не больно-то горевал по этому поводу...
В том самом НИИ был показательный эпизод.
Возмущенный нашей переходящей в саботаж работой,
начальник отвел меня и моего сослуживца к своему
начальнику. Тот грозно расспросил нас об
особенностях поставленной перед нами задачи. Мой
напарник угрюмо молчал. А я оживился и не без
блеска изложил эти особенности, тонкости,
подробности и детали. Вы уже догадались?
Начальник воссоздал атмосферу экзамена, и я по
привычке ответил на “пять”. Что, впрочем,
привело лишь к минутному конфузу, а не к успешной
дальнейшей работе.
И вот какая картина вырисовывается: учеба –
довольно уютный полигон жизни, который надо со
вздохом однажды покинуть и выйти в жизнь.
Полигон, кстати, довольно неточный в смысле
прямых аналогий – именно потому, что уютный.
Экзамен, говоря устами героя из гайдаевской
комедии, – всегда праздник. И впрямь, пусть со
слезами на глазах, но праздник, особый день
календаря, а праздник не учит будням.
Классическая доблесть отличника – суметь
удержать в голове на короткий срок обширный
фрагмент знаний – почти не применима за стенами
полигона. А расцвет информационных технологий
заставляет подозревать, что человеческий мозг
создан не для хранения разнообразных сведений и
фактов. На то есть доступные внешние носители.
Автономность жизни по отношению к учебе сейчас
вопиюща. Раньше она считалась лишь очевидной.
Была такая “оперетта” – распределение, где
некоторым наивным выпускникам казалось, что
отличники попадут в лучшие места. Этакое
преддверие Страшного Суда. Но в том-то и
загвоздка, что наши подлинные табели скрыты от
нас. Мы не знаем, кто из нас действительно
отличник и по каким предметам выставляют баллы.
Было время, диплом спрашивали хотя бы в отделах
кадров. Сегодня жизнь становится все
неформальнее. Куда же девать диплом? Стандартный
хамский ответ настолько очевиден, что лучше
опустим его по умолчанию. С одной поправкой:
вкладыш с оценками вынь, потому что он даже в
отделе кадров не понадобится.
Чем же плохи успехи в учебе? Во-первых, своей
реактивностью. Человек учится решать те или иные,
не им самим, а перед ним поставленные задачи, и
ему кажется, что это модель жизни. Типа дорога
мчится под машину, надо просто объезжать
препятствия. Но это тренажер, а не реальное шоссе.
Многие знакомые отличники испытывали
неимоверные трудности, например, с женитьбой,
поскольку никто перед ними не ставил такой
задачи и срок не определял.
Во-вторых, отличная учеба – личное дело
отличника. Занимаясь этим увлекательным спортом,
он ничего не делает для других людей. Понятно, что
при этом поощрения внешнего мира носят условный
характер: грамоты, оценки. Мне кажется, именно
эгоцентрический характер чистой учебы
превращает ее в плохой тренажер. Вроде обучения
плавать на суше. И я думаю, разнообразные
практики должны занимать большую часть учебного
времени школьника и студента.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|