Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА
ЧЕМУ РАВНА СУММА ЗНАНИЙ

Последние исследования нейрофизиологов показывают: обучение, основанное на запоминании, опасно для развития детей

Ядовито-красный аттестат

Требования школы к тем, кто хочет стать отличником, можно выразить одной короткой фразой: забудь о своем здоровье!

Еще с детского сада я привыкла быть первой среди сверстников. Помню, как гордилась, когда меня выбрали Снегурочкой, ведь я всегда выступала лучше других, блестяще читала стихи.
Мои родители часто говорили: “Главное, сразу показать, что ты можешь учиться лучше всех. Тогда потом будет легче – к тебе все будут относиться как к отличнице”. Поэтому в школе я сразу стала делать все, чтобы стать если не самой лучшей, то хотя бы одной из них. Я гордилась пятерками, которые получала с первого класса.
Но к старшим классам стало ясно, что по геометрии, физике, алгебре пятерки даются с большим трудом, так что многое приходилось заучивать практически наизусть. Оказалось, что писать хорошие сочинения с легкостью я тоже не могу. Приходилось заниматься все больше и больше, чтобы соответствовать выбранной мною планке отличницы. Я так натренировала память, что до сих пор никогда не записываю номера телефонов, а просто запоминаю их наизусть.
Родители, особенно папа, поддерживали мое рвение, и все шло на первый взгляд очень хорошо: закончила с отличием девять классов, поступила на курсы и стала готовиться к поступлению в медицинский институт, поскольку давно мечтала стать врачом. Биология и химия всегда были моими любимыми предметами, но однажды на олимпиаде я поняла, что вовсе не блестяще знаю эти предметы, что, для того чтобы поступить в вуз, придется очень много заниматься, ведь из предложенных десяти конкурсных задач правильно решить я смогла только пять. Стала заниматься еще больше, не могла же я смириться с тем, что кто-то знает любимый предмет лучше меня. Да и, честно говоря, пугала перспектива не поступить с первого захода в институт: целый год болтаться неизвестно где, принимать сочувственные взгляды от учителей и более удачливых одноклассников совершенно не хотелось.
В десятом классе было учиться не сложнее, чем раньше. Разве что к обычным занятиям добавились занятия на курсах, да и домашние задания становились все сложнее и сложнее. Времени на отдых практически не оставалось, на улицу я попадала только по дороге в школу, в институт и обратно. Аппетит пропал. Я почти перестала есть, перебивалась бутербродами. Примерно в середине января того года внезапно заболела. Не помню, что со мной произошло – все восстанавливалось позже со слов родителей, врачей, друзей.
Меня нашли в лифте в глубоком обмороке, принесли домой, а через пару дней положили в больницу. Я не узнавала даже маму, а врач сказал, что в моем состоянии был возможен и летальный исход. Мозг перестал мне подчиняться, словно полностью вышел из повиновения. Эти дни стерты из моей памяти. Я провела в больнице около двух недель, а потом врачи запретили всякие перегрузки, напряженные умственные занятия. Но измениться так внезапно невозможно, да и быть на вторых ролях я по-прежнему не собиралась. Даже первая любовь не смогла отодвинуть учебу: главным для меня было закончить школу с золотой медалью.
Странно, но именно после больницы я впервые смогла понять, а не вызубрить некоторые школьные предметы. Учиться стало немного легче, да и родители перестали требовать только пятерок. Я сама предъявляла к себе высокие требования, смогла догнать класс и получить красный аттестат. Тогда же изменилось мое отношение к людям. Раньше, приезжая в деревню летом, я не дружила с местными ребятами, они казались мне недалекими, недостаточно образованными. После болезни стала с ними ближе, мне нравилась их добросердечность, напористость, искренность, умение самим пробивать себе дорогу. У меня появились новые друзья.
Но с мечтой о мединституте пришлось расстаться – туда ведь очень сложно поступить, еще сложнее там учиться. Дело в том, что я очень боялась снова пережить потерю памяти, поэтому по совету мамы выбрала другой вуз, в который можно было поступить (без конкурса) на платное отделение. Правда, к моему счастью, выбранная специальность была для меня очень интересна: я всегда любила рисовать, поэтому решила стать дизайнером, о чем совершенно не жалею.
Сейчас заканчиваю институт и часто думаю о том, что же произошло со мной тогда, в десятом классе; почему я попала в больницу; зачем мне был так нужен этот аттестат с отличием. Самое обидное, что он мне нигде не пригодился: в институте никого не волнует, знаешь ли ты школьную программу; для всех гораздо важнее, насколько профессионально ты выполняешь творческие задания. А для того чтобы теперь найти хорошую работу, больше нужны талант и ряд общечеловеческих качеств, чем красный диплом.
Сегодня мои взгляды на учебу, на отметки совершенно изменились. Когда у меня будут дети, я не стану заставлять их учиться на отлично. Думаю, что это никому не нужно, главное – найти любимое дело и стать в нем профессионалом, иметь хороших друзей и семью. Я рада, что поняла это и научилась простраивать с людьми даже при первой встрече хорошие взаимоотношения. Я уже не стремлюсь быть во всем первой, умею договориться с однокурсниками, преподавателями, меня понимают и я понимаю других. Мне давно хотелось рассказать об этом, чтобы лучше понять себя и, может быть, помочь кому-то, у кого сегодня те же проблемы.

Юля С., 22 года

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru