УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА
ЧЕМУ РАВНА СУММА ЗНАНИЙ
Последние исследования
нейрофизиологов показывают: обучение,
основанное на запоминании, опасно для развития
детей
Ядовито-красный аттестат
Требования школы к тем, кто хочет стать
отличником, можно выразить одной короткой
фразой: забудь о своем здоровье!
Еще с детского сада я привыкла быть
первой среди сверстников. Помню, как гордилась,
когда меня выбрали Снегурочкой, ведь я всегда
выступала лучше других, блестяще читала стихи.
Мои родители часто говорили: “Главное, сразу
показать, что ты можешь учиться лучше всех. Тогда
потом будет легче – к тебе все будут относиться
как к отличнице”. Поэтому в школе я сразу стала
делать все, чтобы стать если не самой лучшей, то
хотя бы одной из них. Я гордилась пятерками,
которые получала с первого класса.
Но к старшим классам стало ясно, что по геометрии,
физике, алгебре пятерки даются с большим трудом,
так что многое приходилось заучивать
практически наизусть. Оказалось, что писать
хорошие сочинения с легкостью я тоже не могу.
Приходилось заниматься все больше и больше,
чтобы соответствовать выбранной мною планке
отличницы. Я так натренировала память, что до сих
пор никогда не записываю номера телефонов, а
просто запоминаю их наизусть.
Родители, особенно папа, поддерживали мое рвение,
и все шло на первый взгляд очень хорошо:
закончила с отличием девять классов, поступила
на курсы и стала готовиться к поступлению в
медицинский институт, поскольку давно мечтала
стать врачом. Биология и химия всегда были моими
любимыми предметами, но однажды на олимпиаде я
поняла, что вовсе не блестяще знаю эти предметы,
что, для того чтобы поступить в вуз, придется
очень много заниматься, ведь из предложенных
десяти конкурсных задач правильно решить я
смогла только пять. Стала заниматься еще больше,
не могла же я смириться с тем, что кто-то знает
любимый предмет лучше меня. Да и, честно говоря,
пугала перспектива не поступить с первого захода
в институт: целый год болтаться неизвестно где,
принимать сочувственные взгляды от учителей и
более удачливых одноклассников совершенно не
хотелось.
В десятом классе было учиться не сложнее, чем
раньше. Разве что к обычным занятиям добавились
занятия на курсах, да и домашние задания
становились все сложнее и сложнее. Времени на
отдых практически не оставалось, на улицу я
попадала только по дороге в школу, в институт и
обратно. Аппетит пропал. Я почти перестала есть,
перебивалась бутербродами. Примерно в середине
января того года внезапно заболела. Не помню, что
со мной произошло – все восстанавливалось позже
со слов родителей, врачей, друзей.
Меня нашли в лифте в глубоком обмороке, принесли
домой, а через пару дней положили в больницу. Я не
узнавала даже маму, а врач сказал, что в моем
состоянии был возможен и летальный исход. Мозг
перестал мне подчиняться, словно полностью вышел
из повиновения. Эти дни стерты из моей памяти. Я
провела в больнице около двух недель, а потом
врачи запретили всякие перегрузки, напряженные
умственные занятия. Но измениться так внезапно
невозможно, да и быть на вторых ролях я
по-прежнему не собиралась. Даже первая любовь не
смогла отодвинуть учебу: главным для меня было
закончить школу с золотой медалью.
Странно, но именно после больницы я впервые
смогла понять, а не вызубрить некоторые школьные
предметы. Учиться стало немного легче, да и
родители перестали требовать только пятерок. Я
сама предъявляла к себе высокие требования,
смогла догнать класс и получить красный
аттестат. Тогда же изменилось мое отношение к
людям. Раньше, приезжая в деревню летом, я не
дружила с местными ребятами, они казались мне
недалекими, недостаточно образованными. После
болезни стала с ними ближе, мне нравилась их
добросердечность, напористость, искренность,
умение самим пробивать себе дорогу. У меня
появились новые друзья.
Но с мечтой о мединституте пришлось расстаться –
туда ведь очень сложно поступить, еще сложнее там
учиться. Дело в том, что я очень боялась снова
пережить потерю памяти, поэтому по совету мамы
выбрала другой вуз, в который можно было
поступить (без конкурса) на платное отделение.
Правда, к моему счастью, выбранная специальность
была для меня очень интересна: я всегда любила
рисовать, поэтому решила стать дизайнером, о чем
совершенно не жалею.
Сейчас заканчиваю институт и часто думаю о том,
что же произошло со мной тогда, в десятом классе;
почему я попала в больницу; зачем мне был так
нужен этот аттестат с отличием. Самое обидное,
что он мне нигде не пригодился: в институте
никого не волнует, знаешь ли ты школьную
программу; для всех гораздо важнее, насколько
профессионально ты выполняешь творческие
задания. А для того чтобы теперь найти хорошую
работу, больше нужны талант и ряд
общечеловеческих качеств, чем красный диплом.
Сегодня мои взгляды на учебу, на отметки
совершенно изменились. Когда у меня будут дети, я
не стану заставлять их учиться на отлично. Думаю,
что это никому не нужно, главное – найти любимое
дело и стать в нем профессионалом, иметь хороших
друзей и семью. Я рада, что поняла это и научилась
простраивать с людьми даже при первой встрече
хорошие взаимоотношения. Я уже не стремлюсь быть
во всем первой, умею договориться с
однокурсниками, преподавателями, меня понимают и
я понимаю других. Мне давно хотелось рассказать
об этом, чтобы лучше понять себя и, может быть,
помочь кому-то, у кого сегодня те же проблемы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|