УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА
Пятерка за исполнительность
Бессмысленных знаний никогда мало не
бывает
Недавно мне пришлось столкнуться с тем,
что взрослый человек, очень успешный, увлеченно
работающий и хорошо зарабатывающий дизайнер, не
знал, почему на Земле происходит смена времен
года. Он с любопытством выслушал объяснения про
наклон земной оси, а потом со смехом спросил,
откуда мне-то известны такие премудрости. Ответ,
что вообще-то все это в школе проходят, в пятом,
кажется, классе, был встречен с непониманием:
“Тебе что, в десять лет делать было нечего, как
про наклон земной оси учить?” Сам он в этом
возрасте самозабвенно увлекался двумя вещами –
футболом и рисованием, причем футбол стоял на
первом месте. Был сорвиголовой, закоренелым
двоечником-прогульщиком, которого из класса в
класс переводили за то, что безотказно рисовал
плакаты и оформлял стенгазету. Стал ярким
мастером, высокооплачиваемым специалистом,
нынешние успехи которого явно из того веселого,
раздольного, настоящего мальчишеского детства,
когда он учился главному – заниматься любимым
делом, а не корпел над премудростями, которые ему
навязывали.
С талантливым приятелем-дизайнером в общем-то
все ясно. Нет ничего страшного, и никаких,
собственно, трагических вопросов к школе не
возникает, если ученик не проявлял за партой
особого рвения, не радовал никого оценками, а
потом сумел многого достичь. Каждый человек в
чем-то даровит, жизнь сложна, обстоятельства
складываются по-разному...
Но по-настоящему страшно, если человек проявлял в
школе отличные успехи, а жизнь прошла “никак”, в
бесплодных надеждах, в постылой работе за
копейки, в тоске, неудовлетворенности, “ни себе
ни людям”. Вот тут и возникают трагические,
жесткие вопросы, в том числе и к школе. Ведь школа,
обычная средняя школа – важнейший социальный
институт, и общество, в обязательном порядке
посылая туда детей, ставит перед каждым задачу –
отлично учиться. Таков идеал. Именно отличная
учеба стимулируется и поощряется оценками,
похвалами, грамотами, медалями, а также льготами
и привилегиями при поступлении медалистов в
вуз...
Хотя педагоги, если присмотреться, относятся к
отличникам достаточно двусмысленно.
Для некоторых исполнительность и послушание –
это и есть “пятерка”. Дети могут и не
догадываться, что мало знают, а думать вовсе не
умеют: они же всегда были “молодцы!” и получали
отличные оценки – по сути, за добросовестную
старательность. Эти несчастные медалисты
массово проваливаются на вступительных
экзаменах. “Не подтвердил медаль”. Шок, слезы,
руки опускаются, ведь он готовился сдавать
только один экзамен – первый! Бывшие лоботрясы
готовились сдавать все, отнесли заявления сразу
в несколько вузов, не ждали, что их кто-то по
головке погладит, поэтому без нервных срывов
преодолевают вступительные рифы и в институте
обгоняют бедных медалистов, которые в конце
концов кое-как все же поступают.
Многие учителя ценят только таких учеников,
которые по их собственному предмету показывают
прекрасные знания, а другими дисциплинами
жертвуют. “Ведь если он отличник по всем
предметам, его на самом деле ничего не
интересует” – такой отзыв приходится слышать
очень часто, хотя иногда это несправедливо.
Бывают ученики столь ярких способностей, что их
выдающиеся достижения в одном предмете
гармонически сочетаются с отличными знаниями по
всем другим. В целом же и учитель, и ученик
рассуждают резонно: если человек очень серьезно
занимается математикой или историей, надо ли
тратить золотое время, чтобы выучить на отлично
“двудольные и однодольные, двудомные и
однодомные”? Достаточно иметь общее
представление и законную четверку. Или даже
тройку.
Но что сделает тот учитель, чьим предметом
пожертвовали? Педагог постарается его заставить
и добьется своего: “Другому за такой ответ я бы
поставил три, а ты способен на большее. Садись,
два”. Соображения педагога тоже резонны: “Дело,
за которое взялся, надо выполнять наилучшим
образом, а не кое-как!”
Вот здесь самое больное место. Чему школа
действительно, хотя и не афишируя этого, хочет
научить: терпеливо заниматься неинтересными,
ненужными и неприятными вещами? Во всяком случае,
это была великая традиция столь восхваляемой
ныне “советской школы”. По-моему, она никуда не
исчезла. Отличники, естественно, усваивают это
лучше других, на то они и отличники. Традицию
характеризовала удивительная особенность:
умение так учить интересному и полезному
предмету, чтобы не научить. Эта особенность в
полную силу проявлялась при изучении
иностранного языка. Ну как можно годами учить
язык и не выучить ни-че-го? Не понимаю. Наверное,
нужны особые методики. Советский народ (кроме
особо допущенных в спецшколы лиц) иностранных
языков абсолютно, начисто, наглухо не знал, хотя
поголовно учил. Зе революшен. Зе пайоныа кэмп.
Разночинцев не пестовали иностранные бонны и
гувернантки. Тем не менее студенты и курсистки уж
два-то языка, немецкий и французский, после
гимназии знали обязательно. Значит, научить
можно? Наша школа крайне успешно умеет не учить, и
это неучение, может быть, лучше всех впитывают
отличники.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|