Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА
ЧЕМУ РАВНА СУММА ЗНАНИЙ

Последние исследования нейрофизиологов показывают: обучение, основанное на запоминании, опасно для развития детей

Трагедия, которую мы учим наизусть

Наблюдайте Природу и следуйте по пути, который она вам прокладывает. Зачем вы ей противоречите? Разве вы не видите, что, думая исправлять ее, вы только разрушаете ее работу и тормозите ее заботы?
Ж.-Ж. Руссо. “Эмиль,или О воспитании”

Репрессор памяти

Современная массовая школа построена на постулате «образование можно получить», то есть одни люди могут передать его другим в виде знаний, накопленных человечеством. Получить знания – значит запомнить и уметь воспроизводить информацию, а для этого нужна хорошая память. Ее-то и тренируют в школе. Но оказывается, что у развивающегося организма в норме стоит строжайший запрет на простое запоминание множества фактов.
Недавно в журнале «Сайенс» появилась статья, в которой говорится, что согласно последним данным науки о живом – биологии – каждый организм защищается от запоминания примерно так же активно, как от неконтролируемого деления клеток (злокачественной опухоли). Оба механизма иногда нарушаются. Некоторые вещества, канцерогены, снимают у части людей необходимый им репрессор неконтролируемого деления клеток, что приводит к страшному заболеванию – раку. Школа, ставящая своей целью запоминание и воспроизведение информации, по сути, делает все, чтобы дезактивировать репрессоры памяти, а значит, нарушить естественное развитие детского организма...
Специальный белок-репрессор не позволяет запоминать все подряд. Он особенно активен в детстве, причем его активность с возрастом (по неизвестным пока причинам) ослабевает. В этой статье физиологи (среди них – Э.Кэндел, недавний нобелевский лауреат) отмечают, что механизм блокировки неконтролируемого развития памяти практически идентичен биохимическому механизму торможения активизации генов неконтролируемого деления клеток.
Природа ограничивает развитие памяти путем сложнейших физиологических механизмов, а в школе эти ограничения не всегда учитываются, информация порой насильственно втискивается в детские головы, что абсолютно противоестественно и может приводить к тяжелым необратимым последствиям. Обучение – это процесс, который призван ограничить накопление ненужной информации. Обучение, ставящее своей целью запоминание, фактически является растормаживанием репрессоров, изменением способа взаимодействия организма с окружающим миром. Самая большая ошибка – приравнивание обучения и памяти. В природе они взаимосвязаны, но никак не взаимозаменяемы.

Дети

Не одно десятилетие физиологи и биохимики бились над поиском механизмов памяти. Порой казалось: если удастся их найти и понять процессы, благодаря которым мы можем запоминать и воспроизводить информацию, будет легко решить и все проблемы обучения. Но такие мечты на самом деле возникали от естественного бессилия в борьбе с природой: взрослые безуспешно бились за образование своих детей, тогда как нечто в детском организме явно (и довольно эффективно) противостояло их усилиям.
У меня в классе, как и у большинства учителей, учились разные ребята. С большинством было трудно: никак не сидится им спокойно, разобраться в новом материале для них равносильно подвигу. Лишь двоих все учителя называли «звездочками»: учатся легко, без проблем понимают и запоминают любую новую информацию. Прочитав впервые о репрессорах памяти, я по-новому взглянула на своих учеников: может быть, наибольшая забота педагогов должна быть направлена именно на этих двоих ребят, мальчика и девочку, чья чрезмерная память мешает развиваться другому, гораздо более многообразному опыту. Мы же, напротив, именно им уделяли меньше всего внимания – отметки хорошие, знания глубокие, что еще нужно? Стало страшно: а если бы не поняла это вовремя, если бы так и продолжала обучать их?
Чаще всего нестандартных детей называют трудными. Но не будем забывать, что и среди трудных детей, чувствующих себя не очень уютно в школе, страдающих и нуждающихся в нашей помощи, есть очень много так называемых сильных учеников. Эти дети без труда могут прочитать серьезную книгу, разобраться в математических задачах, написать сочинение без ошибок. Но от этого количество их проблем не уменьшается. Часто даже наоборот – у них бывает больше затруднений, чем у остальных. Однако педагоги и родители, видя, что ребенок учится хорошо, часто этого не замечают: одного ненавидят все дети класса; другой, наоборот, любим одноклассниками, но в конфликте с многими учителями; третий не прилагая усилий учится на троечки, оставляя себе шанс к отступлению (один раз позанимается – всех и осчастливит). Мы готовы часами заниматься с отстающими, а тех, кому учеба дается легко, считаем либо халтурщиками (если эти дети, несмотря на свои способности, учатся плохо), либо «ботаниками», которые всегда все знают и ничем, кроме уроков, не интересуются. А часто именно этим детям так не хватает заботы, внимания, помощи...

Отвлеченные рассуждения на заданную тему

Если у ребенка нет блокировки памяти, многие другие поведенческие функции могут оставаться недоразвитыми. Крайний случай этого уже давно считается тяжелой аномалией под названием аутизм: развитие человека, не умеющего взаимодействовать с внешним миром (кстати, во многих странах для таких детей существуют специальные школы, где делается упор не только на знаниевое обучение, но и на общение).
Теперь попробуем посмотреть на школу, на наших учеников с этой позиции, понимая, что для ребенка, возможно, важнее всего умение не полагаться на свою память, что запоминание для наших учеников скорее аномалия, чем норма. Взрослому человеку никогда не придет в голову называть понравившемуся собеседнику все знакомые предметы, как это любят делать двух-трехлетние малыши. Они как бы лелеют новое для себя чувство запоминания. Кто знает, может быть, этот неожиданно сформировавшийся белок памяти вызывает у них положительные эмоции? Точно так же каждому малышу нравится, чтобы ему читали одну и ту же книжку, которую он знает наизусть, тогда как родители стремятся обогатить его мозг новой информацией: «Ну сколько можно читать сказку про Колобка?! Давай возьмем другую книжку!»
Часто при этом мы начинаем раздражаться, мол, что за бестолковый ребенок, ничто новое ему не интересно. А может быть, малыш просто больше не может понять, запомнить? Его память загружена до предела, на всю другую информацию стоит мощный физиологический запрет. Природа сама даст добро на новое запоминание, ее нельзя ломать, ей нужно подчиняться, следовать за ней. В этот момент ребенок работает на себя, учится искать и находить, ломать и строить. Да мало ли чему он учится?! Вот только для взрослых эта учеба не так заметна и понятна, как новый стишок или расширение словарного запаса.
Есть дети, которые до трех лет не говорят ни слова. А потом их невозможно остановить, кажется, что фонтан речи просто пробил маленький организм. Но пока они молчали, они учились чему-то другому, неведомому нам, взрослым. Важной частью их развития, возможно, было взаимодействие с внешним миром, таким сложным, таким разнообразным. Вовремя спрятаться, улыбнуться, рассмеяться, заплакать...
Истории о том, как плохо учились в школе величайшие люди человечества, всем известны, а вот куда деваются большинство вундеркиндов потом, становясь взрослыми?.. Исследования на эту тему мне не попадались. Может быть, современная массовая школа норму провозглашает патологией и наоборот?

Люди

Люди не делятся на хороших и плохих учеников. Каждый человек неповторим, причем у каждого есть свои точки роста – личностные проблемы, которые ему необходимо разрешить сегодня, чтобы быть счастливее завтра. Именно от учителей зависит, увидят ли дети свои точки роста, поймут ли, что нужно изменить в себе, а с чем можно смириться. Странный вывод напрашивается из вышеизложенного: тех, кто не умеет просто запоминать материал школьных учебников, школа учит массе других вещей. А те 10% учеников, которым учеба дается легко, фактически остаются за бортом образования – поиска собственного «я», собственного образа. Они могут сдать выпускные и вступительные, но в жизни остаются наиболее уязвимыми – ведь их неконтролируемая память заменяла все остальное.
Таким детям не нужны учителя, чтобы разобраться в новом материале. Но тогда зачем им школа? Чтобы скучать на уроках, подшучивать над учителями, презирать сверстников? Многим кажется, что современная массовая школа идеальна именно для таких детей, но, похоже, это вовсе не так. Именно им она не дает полноценно развиваться. Точнее, и им тоже...

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru