Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2002

Третья тетрадь. Детный мир

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В.С.СОБКИН, доктор психологических наук, академик РАО,
Ю.М.ЕВСТИГНЕЕВА, научный сотрудник ЦСО РАО

Виртуальная атака

Компьютер в подростковой субкультуре

Статья основана на материалах мониторинговых социологических исследований, проведенных Центром социологии образования Российской академии образования. В опросах принимали участие подростки – учащиеся 7, 9, 11 классов московских общеобразовательных школ и ПТУ.
В статье мы затронем ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения подростков к новым информационным технологиям. Это место компьютера в структуре досуга подростка; значимость Интернета как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на школьную успеваемость; социальное неравенство в доступе к новым информационным технологиям.
В ходе изложения полученных эмпирических данных мы обратим специальное внимание на влияние демографических (пол, возраст) и социально-стратификационных факторов (материальное положение семьи) на особенности отношения школьников к новым информационным технологиям.
Предваряя изложение материалов социологических исследований, стоит напомнить, что в одной из наших статей (см. “Первое сентября” от 04.09.01 г.) мы приводили результаты социологического опроса учителей об их отношении к новым информационным технологиям. Думается, что читателю, интересующемуся данной проблематикой, будет полезно обратиться также и к этой предыдущей публикации.

Место компьютера в структуре досуга подростка. На протяжении всего периода 1990-х годов компьютерные технологии активно развивались. Сегодня они стали нашей обыденной реальностью, и многие сферы повседневной жизни уже трудно представить без использования компьютера. В этой связи особый интерес представляет вопрос о том, как техноэволюционные процессы отразились на структуре досуга современного подростка.
Анализ данных социологического опроса показывает, что “общение с компьютером” в качестве наиболее предпочитаемого вида проведения досуга сегодня отмечает каждый четвертый подросток (25,6%). Оценить, много это или мало, мы сможем, если обратимся к материалам более ранних социологических исследований, проведенных в начале 1990-х годов. При этом пользование компьютером целесообразно сопоставить с отношением школьников к другим видам деятельности, что позволит нам оценить не только динамику изменения их отношения к компьютеру, но и общие структурные изменения досуга подростка (табл. 1).

Таблица 1
Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга школьников (%)

1991 г.

2000 г.

Общение с друзьями

79,3

53,9

Чтение книг

45,4

26,6

Просмотр телепередач

42,7

44,7

"Общение" с компьютером

1,8

25,6

Из представленных в таблице данных видно, что за последние десять лет значительно снизился процент школьников, отдающих предпочтение чтению книг и общению с друзьями в свободное время. При этом характерно, что практически сохранилась доля тех, кто указывает на просмотр телепередач. Что же касается компьютера, то доля школьников, отмечающих “общение” с ним как свой любимый вид проведения досуга резко возросла. Это позволяет сделать вывод о том, что структура досуга школьника, живущего в крупном мегаполисе, за последние десять лет претерпела весьма существенные изменения. Суть их состоит в компьютеризации досуга, когда чтение книг и общение со сверстниками вытесняются “общением” с компьютером.
Однако, определив общую тенденцию изменений структуры досуга, важно обратить также внимание и на весьма характерные различия между мальчиками и девочками. Так, результаты опроса 2000 года показывают, что мальчики гораздо чаще указывают на общение с компьютером, чем девочки (соответственно 40,5% и 10,4%). Эти данные позволяют уточнить сделанный нами вывод. Как мы видим, компьютеризация досуга в основном отразилась на субкультуре мальчиков-подростков. При этом характерно, что подобный разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового периода – и в 7, и в 9, и в 11 классах. Поэтому при обсуждении вопроса о месте компьютера в жизни современного школьника необходимо иметь в виду те принципиальные различия, которые существуют между мальчиками и девочками.
Подзаголовок нашей статьи – “Компьютер в подростковой субкультуре”. В этой связи на ситуацию стоит взглянуть несколько шире. С этой целью сопоставим данные по опросу одиннадцатиклассников общеобразовательных школ и учащихся ПТУ (рис. 1)

.

Рис. 1. Мальчики и девочки, предпочитающие общение
с компьютером в свободное время
(школьники и учащиеся ПТУ) (%)

Как мы видим, среди девочек школьниц и учащихся ПТУ различия отсутствуют. Иными словами, выбор образовательной траектории практически не оказывает какого-либо влияния на особенности их отношения к новым информационным технологиям. Среди мальчиков же различия очевидны. Так, среди школьников доля тех, кто предпочитает пользование компьютером в свободное время, в два раза выше, чем у учащихся ПТУ. И здесь влияние образовательной траектории явно обозначено. Наряду с этим обратим внимание и на то, что среди учащихся ПТУ наблюдаются характерные гендерные различия – здесь мальчики также больше сориентированы на пользование компьютером. Таким образом, сделанный нами выше вывод о том, что новые информационные технологии существенно трансформировали структуру досуга в субкультуре именно мальчиков-подростков, подтверждается и при анализе ответов учащихся ПТУ.

Место компьютера в информационном пространстве подростка. Заметим, что при анализе места компьютера в структуре досуга мы определяли его значимость относительно различных видов деятельности в свободное время. Но возможен и другой ракурс рассмотрения. Он связан с определением места новых информационных технологий в общей структуре информационного пространства подростка. Это уже иной подход, который связан со структурными характеристиками информационной среды.
Анализ полученных результатов показывает, что наиболее популярными источниками информации среди школьников (теми, откуда они получают наиболее интересные и полезные сведения) оказались следующие: друзья (37,3%), телевидение (36,5%), книги (36,2%) и Интернет (29,1%). И здесь особое внимание следует обратить на популярность Интернета, которую отметил каждый третий московский школьник. Сравнивая эти результаты с социологическими опросами предыдущих лет, можно сделать вывод о том, что в структуре информационной среды подростка произошли разительные изменения. Понятно, что в начале 1990-х годов в России Интернет был просто не доступен, но и в середине 1990-х его как значимый источник информации среди подростков отмечали лишь единицы.
Так же как и при анализе структуры досуга, в отношении к Интернету как наиболее полезному и интересному источнику информации мы обнаруживаем явные гендерные различия. Так, среди мальчиков его отмечают 39,2 %; среди девочек – вдвое меньше – 18,1%. Причем характерно, что здесь прослеживается явная возрастная динамика повышения значимости Интернета от 7 к 11 классу (у мальчиков в 7 классе его отмечают – 29,0%, в 11 – 50,0%; у девочек соответственно 11,3% и 22,9%).
Наиболее же отчетливо гендерные различия относительно привлекательности основных источников информации обнаруживаются среди учащихся 11 классов (рис. 2).


Рис. 2. Значимость наиболее полезных и интересных источников информации
среди мальчиков и девочек, учащихся 11 классов (%)

Как видно из рисунка, иерархия значимости основных источников информации у мальчиков и девочек имеет противоположный характер. Так, если мальчики ставят Интернет на первое место, то у девочек он занимает четвертую позицию. И, наоборот, девочки придают наибольшую значимость при получении полезной и интересной информации общению с друзьями, мальчики же ставят общение на четвертую позицию. Вместе с тем, несмотря на отмеченные гендерные различия, важно подчеркнуть основную тенденцию: во второй половине 1990-х годов Интернет как привлекательный источник информации резко повысил свой статус в подростковой субкультуре.
Интерпретируя полученные данные, можно предположить, что общая закономерность возрастного развития при переходе в подростковый возраст – “расширение социальной среды” – особым образом проявляется и в отношении подростка к Интернету. В этой связи можно рассматривать Интернет как своеобразное виртуальное социальное пространство, с помощью которого подросток не только получает необходимую информацию, но и расширяет среду своего социального взаимодействия.
Помимо анализа влияния гендерных и возрастных факторов на структуру информационной среды подростка, особый интерес представляет сопоставление значимости различных источников информации среди учащихся общеобразовательных школ и ПТУ (табл. 2).

Таблица 2
Значимость различных источников информации среди
одиннадцатиклассников и учащихся ПТУ (%)

Одиннадцатиклассники

Учащиеся ПТУ

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Книги

32,7

41,7

16,1

31,2

Радио

12,3

18,9

17,5

22,1

Телевидение

39,5

26,3

77,4

57,0

Газеты, журналы

18,5

22,3

31,6

46,0

Родители

13,0

16,6

29,1

37,2

Друзья

29,6

51,4

59,3

52,3

Учителя

24,1

21,1

23,7

19,5

Учебники

14,8

16,0

4,2

4,4

Интернет

50,0

22,9

11,3

4,0

 

Данные, приведенные в таблице 2, показывают, что значимость различных источников информации, определяющих структуру информационной среды, существенно отличает как мальчиков, так и девочек, получающих школьное образование, от их сверстников из ПТУ. Причем тенденции эти в целом сходны. Школьники более ориентированы на значимость информации, получаемой от чтения книг, учебников и Интернета. Для учащихся же ПТУ более значима информация, поступающая из СМИ (телевидение, газеты и журналы).
В рамках нашей статьи важно подчеркнуть, что по сравнению со школьниками доля учащихся ПТУ, отмечающих Интернет, крайне низка. Таким образом, движение по различным образовательным траекториям оказывается значимым фактором, влияющим на структуру информационного пространства подростка. И здесь, так же как и при анализе структуры досуга, мы обнаруживаем, что включенность в пользование средствами электронной коммуникации оказывается гораздо более значимой для одиннадцатиклассников по сравнению с учащимися ПТУ.

Влияние компьютера на общее развитие подростка. Как мы показали выше, развитие новых информационных технологий существенным образом трансформировало подростковую субкультуру, изменив как структуру досуга, так и характер информационной среды. Вместе с тем возникает вопрос о том влиянии, которое оказывает пользование новыми информационными технологиями на развитие подростка. В этой связи остановимся на двух моментах: один из них касается влияния компьютера на академическую успешность школьника; другой – на его приобщение к культуре. Последний момент стоит пояснить. Дело в том, что достаточно широко распространено мнение о негативном влиянии пользования компьютером на подростка: он меньше читает, реже посещает музеи и выставки и т.д. Однако специально эти моменты не исследовались. Имеющиеся у нас данные позволяют в первом приближении ответить на этот вопрос.
Начнем с академической успешности. Анализируя полученные в ходе социологического опроса материалы, мы выделили две подвыборки школьников. Одна – это те, кто регулярно пользуется компьютером; другая – те, кто пользуется им либо эпизодически, либо вообще не пользуется. Результаты сравнения показывают, что суммарная средняя оценка за полугодие по школьным предметам (алгебра, геометрия, химия, физика, история, биология, география, литература, информатика) у регулярных пользователей компьютера оказалась заметно выше, чем у нерегулярных. Причем это прослеживается во всех возрастных параллелях (7, 9, 11 классы) и характерно как для мальчиков, так и для девочек. При этом важно также обратить внимание на то, что те учащиеся, кто регулярно пользуется компьютером, имеют более высокие оценки не только по информатике, математике и предметам естественно-научного цикла, но и по гуманитарным предметам – истории и литературе.
Теперь остановимся на втором моменте – приобщении к культуре. Отметим сразу, что данные об академической успешности по гуманитарным дисциплинам содержательно согласуются и с результатами ответов школьников на вопросы, касающиеся их посещений театров, музеев, выставок, концертов. В таблице 3 приведены данные об интенсивности посещения одиннадцатиклассниками, регулярными и нерегулярными пользователями компьютера, концертов, выставок и спектаклей за последние три месяца.

Таблица 3
Интенсивность посещения одиннадцатиклассниками, регулярными и нерегулярными пользователями компьютера, различных культурных мероприятий
(среднее число посещений за последние три месяца)

Регулярные пользователи

Нерегулярные пользователи

Выставки

1,0

0,5

Музеи

1,3

0,9

Кинотеатры

1,9

1,2

Оперные спектакли

0,7

0,9

Эстрадные концерты

0,8

0,7

Драматические театры

1,5

1,1

Как видно из таблицы, те из одиннадцатиклассников, кто регулярно пользуется компьютером, значительно чаще посещают выставки, музеи, кинотеатры и театры. На наш взгляд, эти данные имеют существенное значение, поскольку показывают, что регулярное пользование компьютером отнюдь не снижает включенность подростков в культурное пространство. Таким образом, полученные материалы опровергают общепринятое представление о том, что пользование компьютером вытесняет из жизни школьников общение с искусством, сужая круг его культурных потребностей. Как мы видим, напротив, регулярные пользователи компьютера более активно приобщаются к искусству.
Более того, специально проведенный сравнительный анализ художественных ориентаций старшеклассников в различных видах искусства показывает, что регулярные пользователи компьютера качественно отличаются и по характеру своих художественных предпочтений. Так, например, в области художественной литературы регулярные пользователи гораздо чаще отмечают не только классические литературные произведения, включенные в школьную программу, но и произведения классиков, изучение которых не предусмотрено рамками школьного курса литературы. Обращает на себя внимание и то, что в круге художественных предпочтений компьютерщиков значимое место занимают произведения таких русских писателей, как Пастернак, Бабель, Замятин, Набоков, Пелевин, Ерофеев и другие. Помимо этого, отметим, что если нерегулярные пользователи компьютера практически не называют таких зарубежных авторов, как Дж.Толкиен, С.Кинг, Дж.Чейз, Д.Селинджер, то в круге предпочтения регулярных пользователей произведения этих авторов занимают весьма значимое место.
В целом можно сделать вывод о том, что регулярные пользователи компьютера не только склонны расширять свой художественный кругозор, ориентируясь на непрограммные произведения классической литературы, но и более чувствительны к реалиям современного литературного процесса. В отличие от них нерегулярные пользователи компьютера в качестве своих литературных предпочтений чаще отмечают произведения классической литературы, входящие в школьную программу более младших классов, и литературу приключенческого жанра, которая характерна для круга чтения в младшем подростковом возрасте (“Дети капитана Гранта”, “Всадник без головы”, “Айвенго” и др.).

Компьютер и социальное неравенство. Выше мы анализировали особенности отношения к новым информационным технологиям, в основном акцентируя внимание на влиянии гендерных и возрастных факторов. В данном случае мы обращаемся к одному из центральных сюжетов, который связан с анализом социального неравенства, т.е. возможностей пользования новыми информационными технологиями детьми из разных социальных страт. Многочисленные данные нашего исследования свидетельствуют о том, что социальное неравенство в доступе к новым информационным технологиям в подростковой среде явно обозначено. В рамках статьи мы проиллюстрируем это на следующих четырех примерах: сопоставлении доли регулярных пользователей компьютера среди подростков из разных социальных страт; вопросе о возрастных различиях в приобщении к пользованию компьютером; анализе возможностей пользования Интернетом; особенностях пользования компьютером школьниками из слабых социальных страт и учащимися ПТУ.

На рисунке 3 приведены данные социологических опросов 1997 г. и 2000 г., показывающие распределение регулярных пользователей компьютера среди мальчиков – учащихся 7 и 11 классов в различных социальных стратах.

Рис. 3. Число регулярных пользователей компьютера
среди мальчиков 7 и 11 классов в разных социальных стратах
по опросам 1997 г. и 2000 г. (%)

Как видно из рисунка, доля регулярных пользователей компьютера за период с 1997-го по 2000 год заметно возросла во всех социальных стратах. При этом можно отметить своеобразную последовательную динамику подтягивания более слабых социальных страт к стратам более сильным. Действительно, в 2000 году доля регулярных пользователей компьютера в малообеспеченных семьях стала такой же, какой она была в среднеобеспеченном слое в 1997 году. Соответственно число регулярных пользователей в среднеобеспеченном слое стало таким же, каким оно было в высокообеспеченном слое три года назад. Таким образом, слабые социальные страты последовательно выходят на те позиции, которые занимали более сильные группы в предшествующий период. При этом обратим внимание также и на то, что в младшем подростковом возрасте (7 класс) социальное неравенство в регулярном пользовании компьютером сохраняется и в 2000 году, причем наиболее резкая граница проходит между мало- и среднеобеспеченным слоем (сам же среднеобеспеченный слой практически приблизился к высокообеспеченному). Подчеркнем, что в 1997 году границы между экономическими стратами были жестко фиксированы и сохранялись не только в седьмом классе, но и в более старшем возрасте – среди одиннадцатиклассников. Если в этой связи обратиться к данным опроса 2000 года, то можно заметить, что в старшем школьном возрасте (11 класс) граница между малообеспеченным и среднеобеспеченным слоем практически исчезает. Более того, не только в среднеобеспеченном слое доля регулярных пользователей компьютера достигла уровня, соответствующего уровню высокообеспеченного слоя в 1997 году, но и в малообеспеченном слое их доля оказалась практически такой же, какой она была в высокообеспеченном слое в 1997 году. Таким образом, несмотря на то что различия сохраняются, в целом динамика за последние годы явно позитивна.
Вместе с тем особенно отчетливо социальное неравенство обнаруживается, если мы обратимся к данным о возрасте первого знакомства с компьютером. Имеющиеся в нашем распоряжении данные показывают, что учащиеся из более слабых социальных слоев приобщаются к регулярному пользованию компьютером значительно позже по сравнению с учащимися из обеспеченных страт. Наиболее отчетливо это обнаруживается при анализе подвыборки семиклассников. Так, если среди семиклассников из малообеспеченного слоя лишь 9,1% отметили, что они начали пользоваться компьютером три года назад и ранее, то в среднеобеспеченном слое таких более трети (34,3%). Таким образом, явно обнаруживается социальное неравенство относительно того возрастного этапа, когда дети из разных социальных страт начинают пользоваться новыми информационными технологиями. И здесь, как мы видим, слабые социальные группы оказываются в явно невыгодной ситуации.
Помимо возможностей пользования компьютером особый интерес представляет вопрос о доступности Интернета учащимся из разных социальных страт. Результаты опроса показывают, что среди школьников из малообеспеченного слоя возможность доступа в Интернет в домашних условиях имеют 9,4%, в среднеобеспечнном слое – в два раза больше (18,2%), а в высокообеспеченном – уже 41,0%.
И, наконец, последний пример. Достаточно отчетливо обнаружилось влияние различных образовательных траекторий на приобщение учащихся к пользованию новыми информационными технологиями при сопоставлении школьников и учащихся ПТУ. При этом особенно показательно сравнение учащихся ПТУ со школьниками именно из малообеспеченных семей (рис. 4).

Рис. 4. Доля регулярных пользователей компьютера
среди мальчиков – учащихся ПТУ и мальчиков – учащихся 7 и 11 классов общеобразовательных школ из малообеспеченных семей (%)

Как видно из представленных на рисунке данных, доля регулярных пользователей компьютера среди учащихся ПТУ соответствует доле регулярных пользователей среди школьников-семиклассников из малообеспеченных семей. Вместе с тем если при обучении в школе, как мы видим, доля регулярных пользователей компьютера у детей из малообеспеченных семей к одиннадцатому классу резко возрастает (практически в три раза), то среди учащихся ПТУ, повторимся, она остается на уровне, характерном для седьмого класса общеобразовательной школы. Иными словами, если траектория получения школьного образования предполагает активное включение детей из слабых социальных слоев в освоение мира компьютерных технологий, то в системе ПТУ подобной возможности для них практически нет.
Таким образом, все четыре примера фиксируют существование неравенства относительно возможности доступа к новым информационным технологиям для учащихся из разных социальных страт. При этом если относительно регулярности пользования компьютером тенденции последних трех лет явно позитивны, то в отношении начального возрастного этапа приобщения к компьютерам и возможности доступа подростков в Интернет социальное неравенство явно обозначено. Характерно и то, что это неравенство в существенной степени определяется и выбором образовательной траектории. В этом отношении можно полагать, что одним из стратегических направлений информатизации образования сегодня должно стать обеспечение новыми информационными технологиями системы начального профессионального образования.
В целом приведенные в статье материалы показывают явное влияние техноэволюционных процессов на трансформацию подростковой субкультуры. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru