Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ 

Алексей МИТРОФАНОВ

Монастырские страсти

Недалеко от Сенной площади на склоне нижегородской кручи стоит Печерский монастырь. Зимой к нему дорога очень скользкая, проехать на машине невозможно – есть серьезный риск сорваться вниз. Приходится идти пешком.
Люди идут. Печерский монастырь – нижегородская святыня.

Писатель Федор Сологуб создал ему целую прозаическую оду: “Если когда-нибудь придется вам быть в Нижнем Новгороде, сходите поклониться Печерскому монастырю. Вы его от души полюбите.
Уже подходя к нему вы почувствуете, что в душе вашей становится светло и безмятежно.
Сперва все бытие ваше как будто расширяется, и существование ваше станет вам яснее от одного взгляда на роскошную картину противоположного берега… Обогните гору, спускайтесь по широкой дороге к монастырским воротам и отряхните все ваши мелочные страсти, все ваши мирские помышления: вы в монастырской ограде”.
И так далее.
Однако же не все в жизни Печерского монастыря было таким возвышенным и безмятежным.
Эта обитель – очень древняя. Она была основана в первой половине четырнадцатого столетия иноком Киево-Печерской лавры Дионисием (отсюда и название монастыря).
Обитель сразу же стала играть огромную роль не только в жизни церкви, но и в русской культуре вообще. Здесь, например, составлял свою летопись знаменитый Лаврентий. Именно в этих стенах был написан заключительный абзац его великого труда: “Радуется купец, прикуп сотворив, и кормчий, и в отишье пристав, и странник, в отечество свое пришед: тако радуется и книжный списатель, дошед до конца книгам”.
Лаврентий радовался не без оснований.
Подобно своему киевскому прообразу Печерский монастырь имел огромное число таинственных ходов и келий, прорытых прямо под землей, в горе. Возможно, именно они способствовали той трагедии, которая произошла в конце шестнадцатого века: “В третьем часу нощи… в Нижнем Нове-Граде в Печерском монастыре оползла гора от матерой степи и прошла вниз под холмы, где монастырь стоит… Вышла та земля на Волгу, сажен на 50, а инде и больши… И явились на Волге бугры великие: суды, которые стояли под монастырем на воде, и те суды стали на берегу на сухе, сажен двадцать от воды и больше. И после того, как поникла гора, пошли из горы ключи великие”.
К счастью, архимандрит Трофимий успел вынести главную монастырскую святыню – икону Божией Матери Печерской. Обитель же была отстроена на новом месте, подальше от воды.
Жизнь вновь стала налаживаться. И естественно, возникли новые проблемы, пусть и не такие, как “поникшая гора”, но все равно досадные. Например, в семнадцатом столетии царь получал такие жалобы: “Да еще, государь, в шестой четверг после Пасхи, на праздник Вознесения Христова… в Печерский монастырь ходят – от города отстоит две версты – из города мужи и жены, из сел и деревень съезжаются, а корчмари, государь, с кабаками и со всяким пьяным питьем, а игрецы и медвежатники и скоморохи… И собравшись к тому Печерскому монастырю, пытаются праздновать таким образом: медвежатники с медведями и плясовыми псицами, а скоморохи и игрецы с личинами и бубнами и с сурнами и со всякими сатанинскими блудными прелестями, пьянствуют, пляшут и в бубны бьют и в сурны ревут и в личинах ходят”.
Впрочем, случалось, что причиной монастырских неприятностей был сам монарх. К примеру, с одобрения Петра Великого крупнейший колокол Печерского монастыря был переплавлен на орудия для корабля “Орел”. При том же императоре возникла странная традиция – использовать эту обитель в качестве резервации умалишенных. И прибывали сюда граждане с сопроводительными документами из самого Сената: “Отсылается нижереченный к настоятелю Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря в повседневные труды мукосеяния или хлебомесия под строгим надзором, пока придет в совершенное ума своего исправления”.
Монастырь тем не менее все равно процветал. Братия молилась, занималась всякими богоугодными трудами, по возможности и промышляла разными нехитрыми ремеслами. Поэт Мариенгоф, к примеру, вспоминал отцовские “ночные туфли, вышитые бисером и купленные еще в Нижнем Новгороде у рукодела-монаха Печерского монастыря”.
А недавно, после длительного перерыва, монастырь опять стал действующим. Возможно, в скором времени появятся и бисерные туфли.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru