ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ
Своенравный критик
Одним из колоритнейших нижегородцев
был в девятнадцатом столетии Александр
Дмитриевич Улыбышев, известный, между прочим,
музыкальный критик. И, разумеется, одним из самых
популярных зданий города считался его дом на
улице Большой Покровке.
Улыбышев
был человек с мировым именем. Он выпустил книгу о
Моцарте. Выпустил в Лейпциге и на французском
языке. Когда у него спрашивали, почему же не на
русском, отвечал:
– На русском языке мой труд будет доступен дай
Бог нескольким десяткам человек. А на
французском его прочитает вся Европа.
А вот причины, по которым Александр Дмитриевич
взялся за свое исследование, довольно странные.
Якобы отец его неоднократно упрекал:
– Что ты никогда ничего не напишешь? Следует тебе
написать какую-нибудь книгу.
Примерный сын всего лишь исполнял завет отца.
Улыбышев был оригиналом практически во всем.
Притом застенчивость была ему не свойственна ни
в коей мере. Еще в юности, столкнувшись на
экзамене с одним весьма дотошным,
недоброжелательным экзаменатором, он на вопрос о
том, какие в нашем государстве водятся животные,
ответил:
– Лошади, коровы, бараны, козлы, ослы, професс…
ах, извините, господин профессор!
Утро Улыбышева начиналось с разговоров с
горничной Наташей. При этом Александр Дмитриевич
не отдавал почти что никаких распоряжений. Он
вместо этого в подробностях рассказывал Наташе,
как провел весь предыдущий день. Так ему было
легче настроиться на день грядущий.
Первая половина дня обычно проходила в кабинете.
К гостям, наносящим визиты, он, как правило, не
выходил. Лишь изредка, когда совсем было не
отвертеться, появлялся перед ними, будучи
задрапированным в синий халат. Зато перед обедом
он и в дождь, и в снег шел на прогулку по Большой
Покровке – чтобы встретить там кого-нибудь из
многочисленных своих знакомых и затащить к себе
к обеду. При этом на столе обычно появлялись
многочисленные вина и настойки, и хозяин весьма
усердно спаивал своих гостей.
Но наибольшей популярностью пользовались в
Нижнем Новгороде улыбышевские музыкальные, так
называемые квартетные вечера. При этом сам
Улыбышев играл первую скрипку, а рояль,
виолончель и альт обычно доставались другим
нижегородским музыкантам. Впрочем, иной раз
приглашались гастролирующие в городе
знаменитости – обширные знакомства Александра
Дмитриевича распространялись на Москву и
Петербург.
Неудивительно, что был Улыбышев завсегдатаем
нижегородского театра. Там он опять же не
стеснялся своей самобытности. Нижегородский
историк Гациский о том вспоминал: “Обращал на
себя внимание пожилой, румяный толстяк, с седыми
редкими баками и клочком таких же волос под
подбородком, в золотых очках, большею частью в
летних светлых панталонах и в серой, на вате, с
бобровым воротником, шинели. Толстяк этот –
Александр Дмитриевич Улыбышев – всегда сидел в
первом ряду кресел, на первом с правой стороны от
входа, и ужасно кипятился как при поднятом, так и
при опущенном занавесе. Свои суждения о пьесах,
об игре актеров он произносил не стесняясь,
громко, на весь театр, не только в антрактах, но и
во время хода пьесы, покрикивая: “браво, отлично,
молодец!” или: “скверно”, а иногда даже просто:
“экой болван!”.
Однако зрители не возмущались поведением этого
толстяка. Наоборот, прислушивались и старались
реагировать так же, как и Улыбышев –
сценическому вкусу этого оригинала доверял весь
город.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|