ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ
Кремлевские истории
Вряд ли во всем Нижнем Новгороде
сыщется памятник более колоритный, чем Кремль.
Опять-таки, мало какой из российских кремлей
может тягаться с кремлем Нижегородским. Это не
просто стены с башнями. Это какое-то живое
существо – огромное, таинственное,
распластавшееся на откосе над рекою Волгой.
Нижегородским
кремлем восхищались немало талантливейших
сочинителей, оставивших нам свои по большей
части восторженные впечатления.
Еще в начале ХХ века в Нижнем Новгороде оказался
некий Эрик Густав Эрстрем, студент-скандинав,
однако обучавшийся в Московском университете. Он
писал: “Поспешим в Кремль, что расположен на
вершине холма, бросим быстрый взгляд на его
стены, построенные с не меньшим вкусом, что и
стены Кремля Московского. Посмотрим на красивые
казенные здания, здесь расположенные, поднимемся
на колокольню кафедрального собора…
Что за вид! Какая панорама открывается пред нашим
взором! Тут и там синеют рощи, тут и там
поднимаются далекие колокольни. В середине поля
видны Ока и величественная Волга, вьются они со
всеми своими рукавами, с островами да
староречьями...
А Волга и Ока! Там виден лес мачт и множество
небольших лодок снует между кораблями и берегом.
По другую сторону колокольни виден весь город с
его улицами, переулками, погостами, садами и
тридцатью церквами”.
Впрочем, студент увлекся видами и панорамами,
забыв при том о собственно Кремле. А вот журнал
“Русское обозрение” (1895 год) более
сосредоточился на внутреннем и внешнем
содержании кремлевских стен: “Древние храмы…
тесно насыпаны наверху, внутри кремлевской
ограды, и высыпали и за стены и под стены, слезая к
самому берегу, забираясь в глубокие ложки,
разделяющие крутые холмы Нижнего Новгорода,
вползая на самые лбища этих холмов и венчая их
везде, где только можно было уместиться церкви,
своими весело сверкающими на утреннем солнце
православными крестами”.
Историка и писателя П.Мельникова-Печерского в
первую очередь радовали сами крепостные стены:
“Внизу, под крутой высокой горой, широкий съезд,
ниже его за решеткой густо разросшийся сад, в нем
одинокая златоглавая церковь. Еще ниже зубчатой
каменной лентой смелыми уступами сбегают с
высоты древние кремлевские стены и тянутся по
низу вдоль берега Волги. Круглые башни с
бойницами, узенькие окна из давно забытых
проходов внутри стены, крытые проемы среди
шумной кипучей жизни нового напоминают времена
стародавние, когда и стены и башни служили
оплотом русской земли, когда кипели здесь лихие
битвы да молодецкие дела”.
А другой писатель, Петр Боборыкин, вспоминал о
своих детских впечатлениях: “И староцерковное и
гражданское зодчество привлекало: одна из
кремлевских церквей, с царской вышкой в виде
узкого балкончика, соборная колокольня,
“Строгоновская” церковь на Нижне-базарной
улице, единственный дом конца XVII столетия на
Почайне, где останавливался Петр Великий, все
башни и самые стены кремля, его великолепное
положение на холмах, как ни у одной старой
крепости в Европе. Мы все знали, что строил его
итальянский зодчий по имени Марк Фрязин. И эта
связь с Италией Возрождения, еще не осознаваемая
нами, смутно чувствовалась. Понятно было бы и нам,
что только тогдашний европеец, земляк
Микеланджело, Браманте и других великих
“фряжских” зодчих мог задумать и выполнить
такое сооружение.
Башни были все к тому времени обезображены
крышами, которыми отсекли старинные украшения.
Нам тогда об этом никто не рассказывал. Хорошо и
то, что учитель рисования водил тех, кто получше
рисует, снимать с натуры кремль…”
Разве что Тарас Шевченко отзывался о кремле
критически – он утверждал, что главная
нижегородская достопримечательность напоминает
“квадратную ступу с пятью короткими толкачами”.
Да еще и в первые десятилетия советской власти
можно было встретить в массовых путеводителях
такие строки: “На страже благополучия
господствующих классов и на костях раздавленной
мордвы и своих русских “христианских” рабов в
четырнадцатом веке вырастает на высоком
волжском берегу каменный кремль с высокими
зубчатыми стенами, грозными боевыми башнями и
многочисленной артиллерией. И до сих пор между
Советской площадью, Зеленским съездом и
Кооперативной улицей стоит этот памятник
алчного феодализма и царского самодержавия;
свидетель жутких страниц кровавого прошлого”.
Впрочем, и то и другое свидетельство было,
пожалуй что, вызвано необходимостью. Тарас
Григорьевич был верен образу ниспровергателя
устоев, а с советской просветительской
литературой все совсем уж просто – можно на
парочку столетий ошибиться (все-таки
строительство Нижегородского кремля было
окончено в начале шестнадцатого века, а никак уж
не в четырнадцатом) – главное, призвать снести
очередной “памятник алчного феодализма”.
Однако отзывы, восторженные и не очень, – лишь
поверхностная часть жизни Нижегородского
кремля. Величественное почти всегда соседствует
с комичным, и в истории кремля случались
всевозможные сюжеты, очень даже контрастирующие
с величественными и пафосными его стенами и
башнями.
К примеру, в 1708 году, во время восстания под
предводительством Кондратия Булавина, на стенах
этой цитадели государственности появились так
называемые “воровские надписи”. Например,
“Быть бунту, что и в Астрахани”.
Городской воевода Никита Кутузов сразу же
отреагировал на эти выпады. Он послал царю Петру
Великому петицию, а чтобы сохранить
“вещественные доказательства”, выставил у
каждой надписи особый караул из двух стрельцов.
Полмесяца Нижегородский кремль был настоящим
агитационным стендом за восстание. Надписи
стерли только лишь после того, как получили
императорский ответ: “Никита Кутузов, человек ты
недалекого ума, допустил в сем деле немалую
оплошку”.
Своеобразная история произошла с кремлем при
государе Николае Первом. Будучи в Нижнем
Новгороде в 1834 году, он несколько увлекся и
обмолвился – дескать, лет через двадцать Николай
планирует оставить трон, переселиться в Нижний
Новгород, притом именно в Кремль. И в связи с этим
царь распорядился – переоборудовать две башни,
Северную и Часовую, под его с супругой
Александрой резиденцию. Естественно,
нижегородцы не могли ослушаться царя. Башни
сразу же переименовали в Николаевскую и
Александринскую, провели там соответствующие
ремонтные работы. Однако новое жилище так и не
дождалось высочайших обитателей, и в царских
башнях оборудовали склады фонарного масла,
горелок и прочих предметов, потребных в
городском коммунальном хозяйстве.
Кстати, после того же самого визита часть кремля
чуть было не снесли вообще. Николай отдал
распоряжение нижегородцам, но не напрямую, а
через господина Бенкендорфа. Распоряжение было
такое: “По устроению Преображенского собора
сломать находящиеся около него каменные башни”.
К счастью, их не успели снести – выяснилось, что
Бенкендорф, будучи не особо искушенным в русском
языке, так обозвал каменные опоры, сооруженные в
1815 году, чтобы поддерживать старый собор.
А на границе XIX и XX столетий главной
достопримечательностью Нижегородского кремля
стал так называемый “кремлевский элеватор”. Это
был фуникулер, который связывал древнейший
памятник (и вообще нагорную часть города) с
частью подгорной. Очевидцы приходили в
изумление: “Все видят, как сверху, из-под свода
станции, стоящей на горе, медленно выползает
наполненный пассажирами вагон (небольшой, мест
на 20), странной формы, с какою-то распоркою внизу,
как бы с кронштейном, поднимающим его вперед до
уровня горизонта. Вагончик очень быстро, при
бесшумном движении цепей и канатов, спускается к
разъезду, на котором в то же время появляется
встречный вагончик, поднявшийся снизу; потом они
расходятся, один поднимается и входит под свод
нагорной станции, другой спускается и исчезает
под сводами подгорной”.
Можно конечно же иронизировать по поводу столь
странного, даже нелепого средства передвижения.
Однако очевидно: в наши дни он также был бы очень
кстати.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|