ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
Все о Нижнем Новгороде
Нижний Новгород – название привычное.
Привычное из прошлого – довольно часто этот
город упоминается в русской классической
литературе (в первую очередь благодаря
нижегородской ярмарке, крупнейшей в
государстве). Привычное и в настоящем – Нижний
Новгород активен в современной жизни.
Название привычное, и представление какое-то
затертое. Ну город, ну и что такого? Однако Нижний
Новгород нисколько не похож на остальные города
Поволжья. И вообще на русские старые города.
Вокзал, казалось бы, обыкновенный. Зато
неподалеку от вокзала – “Детский мир”, который
расположен в главном здании Нижегородской
ярмарки. От тех времен в здании сохранилось
многое.
Затем – мост через Оку. А слева – Волга. Город
стоит на слиянии двух крупнейших рек европейской
половины государства.
Невероятный Кремль – какой-то весь приземистый,
распластанный, огромный. Древнее его
происхождение здесь чувствуется много больше,
чем, например, происхождение Московского Кремля.
Да и сам город, весь порубленный на части
глубочайшими оврагами, вызывает редкостное
ощущение трехмерности городской планировки.
Словом, сам Нижний Новгород – одна из наиболее
ярких достопримечательностей государства.
КНИГИ
Юрий Адрианов. Нижегородская отчина
Нижний Новгород: Нижегородская
ярмарка, 2001
“Как-то золотистым вечерком, осваивая
трассу пробега на городских улицах, наша
вереница двигалась трусцою к Кулибинскому парку
от площади Свободы.
У входа в парк, где всегда привычно возвышалась
скульптура вождя всех народов, стоял автокран.
Иосифа Виссарионовича скрутили стальными
тросами и подняли верхнюю половину “монумента”
(оказывается, он был серийным и составным!).
На постаменте остались стоять галифе и сапоги.
Полвождя!..
– Оркестра ждем! – кто-то острил в толпе…
Прошли годы, теперь на этом месте стоит бюст
Ивана Петровича Кулибина.
Он держит в руках шестеренку и над чем-то крепко
задумался. Кто знает его размышления? Он
хитроумный умелец!”
Сборник очерков нижегородского краеведа Юрия
Адрианова подкупает не только разнообразием
исторических фактов, но еще и тем, что факты
изложены подчас довольно субъективно и украшены
собственными воспоминаниями и впечатлениями
автора.
Добро пожаловать!
Нижний Новгород: Бегемот, 2001
“В кремле, на месте бывших винных
погребов у Тайницкой башни, появилось еще одно
достойное столицы здание – военный манеж, или,
как его называли в то время, экзерциргауз. Это
огромный крытый зал, предназначенный для выездки
лошадей и для строевой подготовки военных. В 1885
году к нему с восточной стороны в центре была
пристроена небольшая военная церковь –
Никольская, с двумя симметрично поставленными
колоколенками.
В судьбу манежа роковым образом вмешался
трамвай. В верхней части города трамвайный
маршрут начинался в кремле у манежа. Далее через
Военные ворота у Кладовой башни трамвай выходил
на Благовещенскую площадь. Трамвай нехотя ушел
из кремля лишь в декабре 1968 года, переехав в новое
депо в Лапшихе. У входа в кремль какое-то время
был специальный милицейский пост, чтобы
поворачивать “заблудившиеся” трамваи.
“Добро пожаловать” – издание периодическое. На
сей момент вышло восемь выпусков этого
путеводителя по городу. Путеводитель
рассказывает о последних событиях в жизни
Нижнего Новгорода, снабжен схемой города,
традиционной туристической информацией вроде
адресов и телефонов всяких ресторанов и
гостиниц, а также довольно интересными
краеведческими очерками.
Д.Смирнов. Нижегородская старина
Нижний Новгород: Нижегородская
ярмарка, 1995
“Нижегородская речь имела богатый
словарный запас… Говоря, например, о своей
болезни, нижегородец высказывался: я болен,
недомогаю, страдаю, недужен, немощен, нездоров,
хил, скорбен, иссох… Подчеркивая оттенок цвета
ткани, употреблял выражения: таусинный
(темно-вишневый), червчатый (смесь багряного с
синим), серо-горячий, жаркий, огненный,
буро-багровый, мурамный (цвет травы), облакотный
(цвет облака), объяринный (с отливом), рудо-желтый,
темно-дымчатый, празеленый (иссиня-зеленоватый),
светло-крапивный, магово-гуляфный
(красно-розовый), светло-осиновый и многие
другие… Детально разработан был язык в сфере
семейно-родственных отношений. Каждая степень
родства, даже самого дальнего, имела свое
обозначение, иногда зависящее от возраста. Брат,
брательник, братан, братанич – разные понятия.
Сыновья одного отца – братья, но называли они
друг друга: старший младшего – брательником,
младший старшего – братаном. Братанич – сын от
старшего брата. Сын от старшей сестры – сестрич.
Сыновья от младшего брата или сестры –
племянники”.
Книга историка и краеведа Дмитрия Смирнова –
шесть сотен страниц отборной информации,
нагляднейшим образом представляющей жизнь
Нижнего в разные эпохи своего существования.
МНЕНИЯ
“Нижний Новгород обнесен высокими
каменными стенами, стоит высоко в холмах. Часть
посадов обнесена деревянным частоколом, а другие
лежат за городом. Здесь сливаются Ока и Волга.
Возле посадов выше города меж гор в степь течет
ручей, называемый рекой Поганой. Нижний Новгород
стоит на горней стороне. Посады находятся в
городе и около города по долам и по обрывам”.
Федот Котов, купец, 1623 год
“Названия некоторых городов
неотвратимо занимают наше воображение и годами,
словно таинственная мелодия, звучат в ушах, как
однажды заученная музыкальная фраза, от которой
невозможно отделаться… Нижний Новгород уже
давно вызывал во мне такое непреодолимое
влечение. Никакая мелодия так сладко не
отзывалась в моих ушах, как это далекое и
неопределенное название. Я повторял его словно
молитву, почти не отдавая себе в этом отчета, и с
чувством несказанного удовольствия высматривал
город на картах. Начертание его названия
нравилось мне, как красивая вязь арабески.
Близость букв “i” и “j” (“Nijni Novgorod”. – Сост.),
аллитерация конечного “i”, три точки, стоящие
над словами, точно ноты, на которых делается
акцент, очаровали меня, как мальчишек
очаровывает все загадочное. Буквы “v” и “g”
второго слова также волновали меня, но в
окончании “od” заключалось нечто повелительное,
решающее и завершающее, чему не было никакой
возможности сопротивляться. После нескольких
месяцев борьбы я вынужден был отправиться в
путешествие”.
Теофиль Готье, писатель, середина XIX
века
“Нижний! Длинные заборы мышиного цвета,
керосиновые фонари, караваны ассенизационных
бочек и многотоварная, жадная до денег,
разгульная Всероссийская ярмарка. Монастыри,
дворцы именитого купечества, тюрьма посередке
города, а через реку многотысячные Сормовские
заводы, уже тогда бывшие красными. Трезвонящие
церкви, часовенки с чудотворными иконами в
рубиновых ожерельях и дрожащие огоньки нищих
копеечных свечек, озаряющих суровые лики
чудотворцев, писанных по дереву – кипарису. А
через дом – пьяные монопольки под зелеными
вывесками.
Чего больше? Ох, монополек!
Пусть уж таким и останется в памяти мой родной
город, мой Нижний. Пусть!”
Анатолий Мариенгоф, поэт, о
дореволюционном Нижнем Новгороде
ЛЕТОПИСЬ
1221 |
– основание города
Юрием Всеволодовичем, владимирским князем. |
1328 |
– основание Печерского
монастыря. |
1377 |
– в городе составлена
Лаврентьевская летопись. |
1392 |
– присоединение Нижнего
Новгорода к Московскому княжеству. |
1511 |
– окончание
строительства Нижегородского кремля. |
1611 |
– в городе начинает
формироваться народное ополчение под
руководством Минина и Пожарского. |
1817 |
– перевод Макарьевской
ярмарки в Нижний Новгород |
1849 |
– введен в эксплуатацию
Сормовский судостроительный завод. |
1862 |
– открытие
железнодорожного сообщения между Нижним
Новгородом и Москвой. |
1902 |
– в городе происходит
вторая рабочая маевка, описанная Максимом
Горьким в романе “Мать”. |
1913 |
– окончание
строительства здания Государственного банка. |
1932 |
– Нижний Новгород
переименован в город Горький. |
1970 |
– Нижний Новгород
награжден орденом Ленина. |
МУЗЕИ
“Домик Каширина”
Почтовый съезд, 21
Музей “Домик
Каширина” посвящен самому популярному за всю
историю города нижегородцу, и его второе,
полуофициальное название – музей детства
Алексея Максимовича Пешкова. Здесь и вправду
прошел соответствующий период жизни главного
советского писателя, описанный им же в
автобиографической повести “Детство”.
Собственно экспозиция начинается уже с калитки.
На ней значится: “Касса музћя”. Подобная игра,
наверное, была бы оправданна, если бы тут до
революции и вправду находился чей-нибудь музей. В
нашем же случае музей открылся много позже
реформирования русской орфографии, и такая
надпись лишь сбивает с толку.
За калиткой – двор. Он невелик (семейство
Пешковых – Кашириных богатым не было), зато здесь
воссозданы дворовые постройки девятнадцатого
века – красильня (средство производства старика
Каширина), амбарчик, каретник с конюшенкой. Все
это слева. Справа же – собственно дом.
Первым делом посетитель попадает в сени. Тут он
покупает билеты, а также получает лист бумаги, на
котором и даются разъяснения по экспозиции. Это
удобно и вполне оправданно – стены не
перегружены табличками, а посетитель не теряется
в догадках, что это за комната.
Кроме сеней, здесь всего-навсего пять помещений
– кухня, парадная комната деда, комната бабушки,
комната горьковского дяди Михаила и подклеть,
или же черная изба. Все маленькое, тесное и не
сказать чтоб очень уж уютное. Сам будущий
писатель проживал в комнате вместе с бабушкой.
Спал, по малолетству, на сундуке, под часами.
Разве что после того, как дед в очередной раз
выпорет своего внука-нахлебника, он мог недолго
отлежаться на большой бабушкиной кровати.
Жизнь в этом доме раем вовсе не была. И это
чувствуется здесь, в музее. Сам Максим Горький
так излагал в своем “Детстве” ощущения от этого
жизненного периода: “Не только тем удивительна
жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт
всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот
пласт все-таки победно прорастает яркое,
здоровое и творческое, растет доброе –
человечье, возбуждая несокрушимую надежду на
возрождение наше к жизни светлой, человеческой”.
КСТАТИ, музей был открыт 1 января 1938 года и первое
время назывался Бытовым музеем детства А. М.
Горького.
Музей истории художественных
промыслов
Большая Покровская улица, 43
Этот музей нельзя назвать очень
известным. Он, к сожалению, входит отнюдь не во
все путеводители и справочники. Это
несправедливо. Ведь помимо того немаловажного
обстоятельства, что Музей истории
художественных промыслов находится в самом что
ни на есть центре города, он сам по себе
невероятно любопытен.
Музей берет в первую очередь количеством.
Огромное пространство отведено под витрины, и не
только витрины – мебель, например, красуется
здесь просто так, расставленная вдоль стены.
Редкий музей России может похвалиться столь
солидной экспозиционной площадью, отведенной
под народные прикладные художества.
Не только количество здесь привлекает. Поражает
и разнообразие тем. Иной раз случается, что под
народными художественными промыслами
подразумевают лишь посуду (по большей части
непригодную для основных своих задач), расшитые
сарафаны с полотенцами и так называемую
“сувенирку” – расписанные яйца, глиняных
медведей с балалайками и пр. Здесь же посетитель
бродит между креслами с чудными подлокотниками в
виде топоров, всяческими вальками, рубелями,
кадочками, саночками, колокольцами, шкатулками,
расписанными золотою краской хомутами,
огромными дверными замками, буфетами, конторками
и прочими невероятными изделиями.
По стенам развешаны ставни с наличниками,
встречаются здесь и домашний станок, и какие-то
грозные деревянные львы. Словом, посетитель
попадает в особенный мир, завораживающий
какими-то невиданными, нереальными
интерпретациями предметов самых вроде бы
обыкновенных.
Своеобразной же нитью, связующей это музейное
чудо с миром привычных вещей, является часть
экспозиции, посвященная изделиям
социалистической эпохи. Ведь если относиться
широко к понятию народного художественного
творчества, то в это самое понятие войдут и
некоторые произведения, созданные в двадцатом
веке на заводах и фабриках закрытого города
Горького. Впрочем, и здесь музейщикам удачно
удалось избежать традиционной “демонстрации
достижений”, а последовать скорее по пути
курьезов. В витринах выставлены деревянные
фигурки с надписями (от “Желаю счастья” до
«Лучшей команде от “Горьковской правды”») или
гигантский перочинный нож, который и
перочинным-то не назовешь, выполненный в виде
перламутрового автобуса.
КСТАТИ, перед зданием музея можно приобрести с
лотков различные художественные произведения,
увы, значительно уступающие тем, которые
представлены в музее.
ИНТЕРНЕТ
http://nnovgorod.boom.ru/kremlin/kremlin1.html
“Нижегородский кремль возводился в 1221
году на стратегически выгодном месте – над
слиянием Оки с Волгой, на просторной площадке
Дятловых гор, ограниченной с одной стороны
крутым обрывом Почаинского оврага и высоким
берегами – с другой.
Первое летописное известие о постройке на холме
господствующего над устьем Оки деревянного
кремля относится к 1221 году. С этого времени
Нижний Новгород все чаще появляется на страницах
русской истории. Еще в XIV столетии была сделана
попытка создать каменные оборонительные стены
Нижнего Новгорода. Но только построенный в
начале XVI века кремль стал преградой на пути
врагов, которые не раз осаждали его.
Кремлевские стены архитектурно выделяли
заключенную в них застройку, придавали
значительность в сравнении с окружающими
посадами и слободами. Суровый и монументальный
образ Нижегородского кремля близок к античному
лапидарному стилю. Аркады, поддерживающие боевую
площадку по верху стены, заставляют вспомнить
крепостные стены и акведуки Древнего Рима. В
отличие от Московского и других русских кремлей
и крепостей, с их нарядными, иной раз даже
богатыми архитектурными деталями, Нижегородский
кремль стоит как суровый воин, могучий в своей
силе и строгой красоте”.
Процитированный выше сайт, пожалуй, самый
интересный среди нижегородских
интернет-ресурсов краеведческой направленности.
Здесь есть что почитать и есть на что
полюбоваться. Словом, с помощью него можно
попробовать себя настроить на предстоящую
поездку в Нижний Новгород.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|