РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Виктор Пивоваров
Влюбленный агент
М.: Новое литературное обозрение, 2001
Мемуары известного
художника-авангардиста Виктора Пивоварова – о
безвозвратно ушедшей эпохе чердачных и
подвальных гениев 1950–1970-х годов. Это книга о тех
уже почти баснословных временах, когда в
художественных училищах не проходили Босха и
модернистов, уличные выставки неофициальных
художников разгонялись при помощи дорожной
техники, а какое-нибудь примечание в сугубо
научном малотиражном сборнике становилось
событием всей культурной Москвы. Художник
вспоминает и первое явление авангарда
советскому народу: на молодежном фестивале 1957
года в Парке культуры «какой-то тип разливает по
холсту краску прямо из банки». Молодому
Пивоварову не по себе: он хоть и против
соцреализма, но за фигуративную живопись.
Некоторым его единомышленникам удается
заполучить прибыльную халтуру – на киностудиях
молодым художникам заказывают картины в
утрированно-авангардном стиле, для съемок
очередного фильма про «мир капитала». В общем,
жизнь бурлит, несмотря на хмурые взгляды
стукачей и зловещий лязг бульдозеров.
В легендарной «бульдозерной выставке» и других
нашумевших акциях тех лет Пивоваров и его
ближайшие соратники не участвовали. «Мы не
диссиденты, мы богема!» – говорили они. Вообще
взаимоотношения разных «секторов» андеграунда
были непросты. «Эти круги в каких-то точках
пересекались, но каждый круг имел своих богов,
свои ритуалы и заботливо оберегал автономию», –
вспоминает Пивоваров. Если недруги изредка и
встречались, то лишь на похоронах знаменитых
художников.
В конце 1960-х годов Пивоваров обзавелся
собственной мастерской, расположенной – на
зависть Энди Уорхолу – во дворе магазина
«Концентраты». Зарабатывал иллюстрациями и
заставками для книг. Практически не выставлялся,
хотя зарубежным знатокам и коллекционерам
современного искусства был неплохо известен уже
с 1960-х годов. Иногда он оформлял рукописные
самиздатские сборники своих друзей-поэтов –
Генриха Сапгира и Игоря Холина. Для Вечности же
писал (и продолжает писать поныне, живя в Праге)
концептуалистские циклы-проекты, изображающие
загадочную жизнь одинокого человека в пустоте
мироздания. Пустота – одно из ключевых понятий
Пивоварова-художника. Его художественный метод
– нескончаемый диалог-спор с Малевичем,
Брейгелем, Босхом. И конечно, с друзьями по
Московской концептуальной школе. Так, на одной из
своих персональных выставок Пивоваров развесил
по залу небольшие таблички с текстом. Текст был
такой: «Представь себе комнату в сумерках, угол
постели с измятой простыней и лиловое вечернее
небо за окном», «Представь себе молодого поэта,
лежащего на полу с дымящимся револьвером у
виска» и т.д. В общем, не художник показывал
зрителю картины, а сам зритель создавал их в
своем воображении, читая таблички. И многие, как
вспоминает Пивоваров, «с восторгом говорили: – Я
это вижу!».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|