ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Андрей ЧЕРНЫШОВ,
культуролог
Вечные мифы России
Информация не может противостоять
мифу – тем более его разрушить. Именно поэтому
захлебнулась антисталинская кампания,
развернутая во времена перестройки
Вполне понятно, что далеко не все члены
советского общества испытывали потребность в
каком бы то ни было осмыслении собственных мифов.
Значительная его часть в этом отношении весьма
пассивна. А можно выделить еще и группу с четко
очерченным ядром и очень размытыми границами,
агрессивно противостоящую любым попыткам
отстранения мифа, чем бы эти попытки ни
мотивировались. Это так называемые сталинисты,
хотя сам по себе термин крайне неточен, как и
большинство используемых у нас политических
ярлыков, и не выражает существа явления. Многие
из сталинистов отнюдь не питают сильной любви к
Сталину, но считают нужным защищать его от
нападок, поскольку для них изменение официальных
оценок Сталина и его эпохи означает ломку
привычных мифологических представлений о
времени-пространстве, причинности, доблести и
воздаянии за нее и так далее.
Сталинизм современного российского человека в
значительной степени есть реакция на атрофию
мифотворческих способностей общества, на
болезненный процесс демифологизации культуры –
грозные симптомы ее деградации и смерти.
Сталинистов можно уподобить последним
язычникам, которые забираются в горы или пустыни
для совершения своих обрядов, долженствующих
поддержать угасающий миропорядок. Не таков ли по
своей сути и Дон Кихот? Всегда обнаруживается
какое-то число людей, не находящих пристойной
альтернативы умирающему мифу и предпочитающих
умереть вместе с ним.
Наиболее ранние по времени возникновения
попытки осмыслить советскую мифологию я
обозначаю как вариант “Огонек-Мемориал”, по
названиям широко читаемого в последние годы СССР
журнала и достаточно известного добровольного
правозащитного и историко-просветительского
общества. Пик популярности этого варианта
пришелся, по-видимому, на 1987–1988 годы, тот период
перестройки, который можно назвать
“журнальным”. Идея, сформулированная
публицистами группы “Огонек-Мемориал”,
предельно проста: дискредитировавшей себя
сталинской мифологии должна быть
противопоставлена “истина”, то есть правда о
событиях по преимуществу сталинской эпохи. В
качестве результата всей операции
предполагалось “снятие” сталинского мифа,
сопровождающееся исцелением общественного
сознания.
У истоков этой идеи стояли как минимум два
совершенно разнородных мотива антисталинской
кампании. Первый сводится к сложным
“кремлевским играм”, детали которых неясны, да и
не слишком интересны для нашей темы. Второй прямо
связан со специфическими фобиями советской
интеллигенции. Как это ни парадоксально, в
деклассированном советском обществе именно
специфические фобии могли стать и во многом
стали базой интеграции отдельных социальных
групп. Такого рода фобией для советской
интеллигенции стала “сталинобоязнь”. В 1960–1970
годы негативное отношение человека к Сталину во
многом обеспечивало ему статус интеллигента.
Снятие фобии означало для интеллигенции
самоочищение, долгожданное обретение
профессионального группового статуса,
возможность выхода на новый уровень компромисса
с властями. Можно было заранее предсказать, что
первая фраза, произнесенная советским
интеллигентом после вынужденного многолетнего
молчания, будет выглядеть именно так: “Сталин
был злодеем”.
Сам по себе механизм замены реального действия
риторическим актом, проговариванием хорошо
известен и входит в арсенал основных культурных
способов адаптации. Хуже другое – точно таким же
способом, риторическим по своей природе,
советская интеллигенция посчитала возможным
освободить и массовое сознание, совершенно не
учитывая особенности народных фобий и
достаточно ограниченные возможности
воздействия риторической процедуры на
мифологическое сознание. Казалось, что если
ключевую фразу о злодее Сталине произносить
почаще, иллюстрируя ее для разнообразия сюжетами
типа “Сталин и Киров”, “Сталин и Коминтерн”,
“Сталин и депортированные народы”, то искомый
результат со временем будет достигнут, и
массовое сознание будет “подтянуто” до уровня
сознания передовой интеллигенции. Этого, однако,
не произошло и не могло произойти.
Нельзя отрицать того, что антисталинская
кампания официальной прессы вызвала массовый
отклик, но все же ни определенным, ни сильным
назвать этот отклик я не решусь. Причин
относительной неудачи проекта
“Огонек-Мемориал” несколько.
Во-первых, попытка активизировать политическое
сознание народа на сталинском материале в
условиях очевидного развала страны выглядела по
меньшей мере сомнительно.
Оппозиция сталинизма и правды определяет по
преимуществу сознание интеллигенции. А массовая
мифология отталкивается от неестественной для
нее рефлексии такого рода, противопоставляя ей
свои подходы к решению проблемы.
Немало сомнений вызывает и правда, предложенная
в качестве альтернативы сталинизму. Под
“правдой” при этом подразумевается полная и
достоверная информация о сталинской эпохе,
разоблачение ложных представлений о ней.
Программа “Огонек-Мемориал” во всех своих
компонентах демонстрировала глубокое
непонимание природы массовой мифологии: сама по
себе информация не может разрушать и созидать
мифы, рождение и смерть мифа есть исключительно
результат социальной практики. С учетом этого
обстоятельства правда о Сталине в определенных
условиях (а кто может сказать, каковы они сейчас?)
может даже укреплять соответствующие
мифологемы, а не разрушать их, привносить
дополнительные элементы драматизации мифа. Уже и
в самый разгар антисталинской кампании
некоторые из советских писателей объявляли
Сталина “персонажем шекспировской трагедии”.
В целом ситуация противопоставления сталинизма
и правды выглядит крайне двусмысленной.
Несуществующим на деле сталинским мифом
риторически подменяется реально существующий
советский миф о власти; внешне
демифологизирующая правда предстает как простая
информированность, в сущности, мифологически
нейтральная. Что здесь результат осознанных
манипуляций, а что следствие специфических фобий
и завышенной самооценки советской
интеллигенции? Над этим я предлагаю читателю
поломать голову самостоятельно...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|