ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Колонка редактора
Как известно, русские эмигранты в
Америке становятся невольными жертвами одного
из двух мифов о ней (точнее, о соотношении этой
страны и России). Согласно одному Америка –
реальное воплощение многовековой мечты
человечества во всех ее вариантах: тут и молочные
реки с кисельными берегами, и тотальная
доброжелательность, и радостное ожидание
пленников тоталитаризма, которых готовы
поддержать, содержать, любить и принимать все
местное население и любые административные
инстанции.
Согласно другому (с ним приезжают в основном
пожилые люди, эмигрировавшие вслед за детьми, но
потом к этой точке зрения склоняются и многие
разочарованные носители первого мифа), Америка –
страна эгоистичных, малообразованных людей,
помешанных на деньгах и лишенных духовности,
столь характерной для выходцев из России.
Оба мифа сложились за железным занавесом по
причине малой информированности и тотального
инфантилизма советских граждан, а также
целенаправленной идеологической обработки. Пока
они за этим занавесом жили, мифы в общем-то никому
особенно не мешали, даже помогали переносить
тяготы бедного быта, полной зависимости от
властей, помогали одним верой в географически
локализованный рай на Земле, другим –
поддерживая чувство гордости за свою
принадлежность к лучшему в мире обществу, пусть и
не без изъянов, а все же лучшему на свете.
Интересно, что при столкновении с реальностью
мифы не лопнули, как мыльные пузыри, – они
определяли стереотипы восприятия и
соответственно поведение еще очень долгое время,
у многих – до конца дней. А на явную их
неадекватность люди реагировали постоянной
психологической напряженностью, депрессией,
время от времени переходящей в немотивированную
агрессию.
Эмигранты демонстрировали принципы
функционирования социальных мифов, можно
сказать, в чистом, почти лабораторном виде,
поскольку были вместе с ними заброшены судьбой в
инородную среду и должны были выплывать, как
умеют. В России дело обстоит намного сложнее: то
ли мифы оказались долговечнее, чем нам бы
хотелось, то ли сама социальная реальность
воссоздает и поддерживает их, сохраняя
адекватность и функциональность питаемых ими
стереотипов восприятия и поведения...
Но более десяти лет опыта жизни в новых условиях
со старыми мифами позволяют высказать некоторые
предположения о том, как они сохраняются и
действуют.
Во-первых, с мифами нельзя бороться
противоречащей им информацией – она будет
отброшена или переработана в соответствии с
ними. Есть только два способа покончить с
каким-то конкретным мифом: или заменить его
другим, или осмыслить, отрефлексировать. Без
последней операции, похоже, вообще нельзя
расстаться со своим прошлым...
Во-вторых, мифы, пришедшие в слишком явное
противоречие с реальностью, не умеющие вписать
ее в себя, опасны прежде всего для их носителей,
но часто и для окружающих. В свое время миф о
первой стране социализма как об осажденной
крепости, со всех сторон окруженной врагами,
помогал сохранить сложившуюся систему
распределения ресурсов, благ, социальных
статусов, придавал некий смысл жертвенности
одних и непомерной власти других. Теперь, в
изменившейся ситуации, носители этого мифа могут
быть опасны.
В-третьих, пора расстаться с мифом о собственной
исключительности во всем – в добродетелях и
злодействах, в богатстве и бедности, в
способности самозабвенно предаваться
мифотворчеству, наконец. Другие народы тоже
подвержены этому. Американцы, например, верят в
“русскую мафию”, хотя этот миф мешает им
бороться с реальной преступностью и порождает
неадекватную реакцию на наших
соотечественников, сотрудничество с которыми
могло бы быть для них куда более плодотворно.
В-четвертых.., в-пятых..,
в-десятых – дописывайте сами: и вечное
существование в тени мифа какой-нибудь группы,
которой он определенно и вполне реально выгоден,
и многое, многое другое.
Мы же на этот раз ограничимся тем, что попробуем
осознать парочку явно устаревших мифов. Может
быть, всего лишь для того, чтобы заменить их
новыми.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|