СТАРШАЯ ШКОЛА
“Сделаю все, что могу”
Социальная практика – только
название. А суть в том, чтобы забыть о всяких
отметках и просто помочь другому
К счастью, теперь многие педагоги
понимают, что их ученикам-подросткам нужны не
только и не столько уроки. Требуется активное
участие в полезной, интересной и, главное,
настоящей деятельности, требуется практически
круглосуточное общение со сверстниками и
интересными взрослыми. Кто-то увеличивает в
школе количество кружков и секций, кто-то
путешествует с детьми, а в известной московской
школе № 734 несколько лет существует «социальная
практика» для старшеклассников, когда они заняты
по собственному выбору реальным делом в большом
городе. О том, как это бывает, мы писали когда-то в
газете. Но сейчас разговор о другом. О том, как
неожиданно для подростка разворачивается эта
самая «социальная практика» из плоскости
привычного школьного предмета, пусть и
интересного, в плоскость непредсказуемой живой
жизни. О том, что происходит в душе молодого
человека, когда он оказывается так близко к столь
привлекательному для него настоящему, взрослому
миру.
– Мне было радостно оттого, что я помог.
Особенно радостно было, когда что-то получалось.
Там был такой большой стол, весь сломанный, и мы с
ребятами все-таки его починили. – Никита
вспоминает и улыбается. А вообще мне очень
понравились люди, которые там работают. Никита –
один из девятиклассников, который сказал: «Я
поеду!» Он собирался в детскую городскую
психоневрологическую больницу № 32. Я увидела эту
больницу случайно. И поразилась отношению
персонала к малышам, которые попадают сюда сразу
из родильного дома. Многие становятся сиротами
при живых родителях. В больнице им дают имена,
ухаживают, нянчат, как своих собственных. Нам
многое нужно, самое простое – мыло, порошок
хозяйственный. Мужские руки нужны: мойку
отремонтировать, стулья, столы, веранду. Только
какой мужик на такую работу придет – заплатить
мы можем чисто символически, говорили врачи.
И тогда я подумала: в нашей школе такие
замечательные столярные мастерские,
четырнадцатилетние мальчишки многое умеют по
столярному делу, пусть помогут. Ребята
откликнулись мгновенно. Учителя по труду вместе
с девятиклассниками приехали в больницу
посмотреть, что и где надо исправить,
отремонтировали все, что смогли. Ребята
возвращались из больницы и рассказывали, сколько
шкафов они сегодня починили, сколько полочек
собрали. Говорили так, как обычно говорят
мужчины, вернувшиеся с работы. Они так и называли
больницу своей работой. Во многих
сочинениях-размышлениях, которые мальчишки
писали после, встречалась фраза: «Когда
предложили поехать, я сразу захотел и подумал:
это социальная практика». А когда увидел, какая
там бедность, какое безобразие, мне стало стыдно
за всех нас, и я подумал: «Сделаю все, что смогу».
Вот так – согласились поехать, чтобы получить
отметку в аттестате за практику, а увидели такое,
от чего душа перевернулась. И сразу не отметка
стала важна, и не собственный интерес, а люди,
которые там в этом живут. Маленькие дети.
Но это ведь совсем не для них, груднички в
больнице – это по другую сторону подростковой
мальчишеской жизни. У девочек, девушек это в
крови – вынянчить, вырастить, принимать таким,
какой есть, любить и терпеть. А парни? Но вот
оказалось – про них. Потом Сашка Воробьев скажет:
«Я увидел там больных детей, которые нужны только
тем, кто работает в больнице, и больше никому. И
когда мы с парнями уходили, я все думал, что мы не
все успели и не все сделали для них». А я подумала:
«Милый Саша, а кто из нас, уже взрослых и умных,
может про себя сказать: я ВСЕ сделал для этих
детей?» Такая вот необычная социальная практика
получилась у наших девятиклассников. Только бы
они не забыли эти свои переживания и снова и
снова хотели бы делать что-нибудь по-настоящему
доброе и необходимое для людей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|