Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

СТАРШАЯ ШКОЛА
 

Иногда кажется, что старшеклассники – наиболее благополучная в педагогическом смысле категория учеников. Наиболее поддающаяся нашим учительским ухищрениям, потому что заинтересована, во-первых, в приличном аттестате, а во-вторых, все-таки в знаниях, ибо большинство собираются куда-нибудь после школы поступать. И мы часто по привычке рассматриваем старшую школу лишь как место усиленной подготовки в вуз. Редко при этом обсуждая с молодым человеком, почему он именно этот институт выбрал. А вдруг он ошибся, выбрал по инерции, по лени, по дружбе, по совету старших? По чужому интересу, потому что своего толком еще нет. Может быть, именно на это, на рождение в душе каждого подростка собственного интереса в жизни, должны быть направлены усилия педагогов? И вообще необходимо почаще обращать внимание на мотивацию к деятельности у старших подростков, их систему ценностей, эмоциональное состояние. Но стоит нам согласиться с этим, как окажется, что в сетку расписания занятий старшеклассников должны быть включены не только академические предметы, безусловно необходимые, но и индивидуальная и групповая проектная работа, и так называемая социальная практика, позволяющая молодым людям ориентироваться среди открывающихся возможностей взрослого мира. А к усилиям преподавателей должны добавиться усилия консультантов, тьюторов, социологов, психологов. Словом, школьное пространство должно сильно расшириться, практически совпав с пространством родного города.

Евгения СОКОЛОВА

Проект и аттестат: фатальная несовместимость

Но неужели это противоречие так трудно разрешить?

Еще раз о смысле проектов

Ах этот полный аттестат! Такой симпатичный, прописанный четким учительским почерком: физика – 5, русский язык – 4, прослушал курс по астрономии... Предмет гордости выпускника и умиления родителей. Не заметим, как время пролетит и в торжественной обстановке учителя вручат семнадцатилетним счастливчикам заветные корочки. Но многих из них будет мучить вопрос: «Что дальше? Ту ли профессию я для себя выбрал? В тот ли институт поступаю?» Помните, был такой замечательный спектакль, а потом фильм по пьесе Виктора Розова “В добрый путь”. Там герой все думал, куда бы ему поступить – в МГУ или в рыбный, а может, в артисты? Сейчас, конечно, проще: иди куда душе угодно, только имей в кармане деньги на оплату учебы. И все-таки сколько ошибок в выборе будущей профессии, сферы деятельности, сколько собственных разочарований, родительских переживаний и разговоров о напрасно потраченном не в том вузе времени!
Конечно, мы не выбираем времена, в которых живем, но мы их меняем. Меняем наше представление о хорошем образовании. Не так давно, а точнее прошедшей осенью, вышел в свет любопытный министерский документ, в котором школам рекомендуется всячески развивать и поощрять проектную деятельность своих старшеклассников. Появился документ не в безвоздушном пространстве, а в воздухе, весьма насыщенном опытом школ, получивших статус «Федеральная экспериментальная площадка». Говоря другими словами, государство после более чем 10 лет существования ФЭП с их направлением на развитие личности ученика со всеми ее особенностями и перспективами развития приветствует появление и разработку нового образовательного пространства старшеклассника – пространства проектной деятельности.
В этом новом пространстве начинает меняться традиционная школьная жизнь ученика и учителя. Последнему обычно очень хорошо известно, что должна представлять собой учебная деятельность на предметном уроке. Там издавна действует связка «ведущий – ведомый», в которой ведущий конечно же учитель, а ведомый соответственно ученик.
Проектная же деятельность школьника прописана в педагогической литературе пока еще на уровне «записок на манжетах», то есть значительно меньше. Но кажется (скажем это с осторожностью), уже понятно, что в отличие от урочной деятельности проектная работа ребенка в школе идет не от ведущего учителя к ведомому ребенку, особенно в старших классах, а от запроса ребенка, связанного с его будущей вузовской и профессиональной работой, то есть ученик в ней становится явно в позицию ведущего. Это выражается не только в его способности изобрести тему проекта, но и в отчетливом представлении о том, как и с чьей помощью его можно осуществить. Примером такого осмысления своей проектной деятельности может служить любопытное сочинение одного подростка, который занимается проектной работой со второго (!) класса.

«Мой проект в этом году заключается в том, чтобы создать олимпийский комитет в НОУ «Школа “Бакалавр”». Я ученик этой школы и проектной деятельностью начал заниматься со второго класса. Проект – дело, которое постоянно развивается, открывает новые повороты и стороны проблем. Мне кажется, что проект начинается тогда, когда есть проблема или задача. Мы пытаемся рассмотреть ее с разных сторон, повертеть и проверить, что получится.
Обычно проектом руководит взрослый, а почему? Наверно, потому, что взрослому легче организовать членов проекта, навести их на правильный путь (хотя что такое “правильный путь”?), но это способен сделать и ребенок – и это нормально! – ведь каждый ученик может начать свой проект.
Предположим, что вы семиклассник или девятиклассник и вы пробуете создать свой проект. Так с чего вы начнете? Правильно, с проблемы! Например, неоформленный этаж школы. Что дальше? Нужно продумать весь проект – его цель, как он будет делаться, его результаты, какие они будут и чем ваш проект должен увенчаться, закончиться. Далее пойдет самое интересное – набор участников и распределение ролей. И снова уточнение целей, плана, результатов. Кстати, участниками в “детских” проектах могут быть и взрослые. Почему я заключил слово “детских” в кавычки? Потому, что проекты нельзя классифицировать по возрастной категории участников!
“Детский” проект может быть гораздо успешнее, чем тот же проект, но в изложении взрослых. Например, с точки зрения творческого подхода к задаче. Взрослые для оформления первого этажа решили развесить стенды с документацией о прохождении школой аккредитации, получения школой каких-то званий, а дети решили просто раскрасить стены своими рисунками и другими творческими работами и пригласить профессионального художника, который бы им в этом помог. В какой школе вам было бы приятнее учиться?
Последним этапом проекта обычно является подведение итогов, введение проекта в постоянную практику. И тогда он заканчивается, а на его место скоро встанет другой проект – более или менее интересный».

Григорий Булдаков, 15 лет

Всякий ли учитель согласен?

Из того же воздушного школьно-ФЭПовского пространства возникает вопрос: а согласится ли учитель помогать старшекласснику в его проектной работе? Ведь устройство нашей традиционной школы и ее финансирование такую работу учителя не предполагают. Представим, что учитель согласится, более того, примет эту идею с воодушевлением. Как тогда официально оформлять это сотрудничество? Где взять часы, странички журнала?
Можно, конечно, посмотреть на проектную деятельность старшеклассника как на дополнительную образовательную услугу. Но какая же она дополнительная, если позволяет человеку пробовать свои силы в областях, связанных с основной будущей профессиональной деятельностью?
Вопросов и общего, и частного характера много. Сейчас каждая школьная экспериментальная площадка отвечает на них по-своему. Но какими бы ни были эти ответы, их объединяет одна мысль: проект ближе индивидуальности ребенка, чем предмет. Даже если проект предметный. Как-то начинает ребенок в проектной работе расцветать, самореализовываться, развиваться, сотрудничать. Приведу несколько примеров тем проектов, осуществленных десятиклассниками московской школы № 734 в течение одного года. Вчитайтесь, и вы удивитесь разнообразию подростковых инициатив: «Реклама и ее воздействие на современного подростка», «Школьный сайт», «Проблема самоубийства», «Создание типологии стилей жизни и поиск своего места в ней», «Школьный кинофестиваль».

Мечты, мечты...

Когда я думаю о дальнейшей судьбе проектной работы старшеклассников, мое воображение рисует такую картинку: приемная комиссия в медицинском, энергетическом, педагогическом, любом другом вузе. Расписание экзаменов на стенде. Первый – экзамен по проектной работе абитуриента. Второй – собеседование по профильной социальной практике поступающего. И только после этого следуют экзамены предметные.
Наши же старшеклассники пока получают документ об образовании прежнего образца. По-прежнему единицы школьного образования: урок-предмет, ученик, учитель. Единица аттестата – предмет.
Сейчас у нас есть сеть Монтессори-школ, есть сеть школ вальдорфских. Нет объединения школ, в которых дети ведут проектную работу. Возможно, наступает время создания сети таких заведений. И еще одно “возможно”. Подумать о том, что не в этом учебном году и даже не в следующем, но наступает время смены предметного аттестата об образовании. Может быть, тогда школьная жизнь старшеклассника пойдет не на износ, а на взлет?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru