Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНЦЕРТ НА БИС

М. ЛЬВОВСКИЙ

...Плюс плеск волны

В архиве известного сценариста Михаила Львовского сохранились неопубликованные записи о творчестве тогда еще только начинающего барда. Теперь же о Юлии Киме говорят как о классике жанра. А недавно замечательному поэту исполнилось 65 лет!

Синий троллейбус мчал по улицам, вершил по бульварам круженье... Из окон корочкой несло поджаристой...
Мы так поверили голосу, сообщившему нам об этом, так полюбили его, что, казалось, других голосов нам не надо. И вдруг резкий, ироничный, поющий не о том, что рядом, а о том, что где-то “на далеком Севере бродит рыба-кит, а за ней на сейнере бродят рыбаки”; или еще дальше, в 1812 году: “И пусть повезет гренадеру”... “Красотки, вот и мы, кавалергарды!”... “Эй, кто там? – Лейб-гусары!”...
Сознаюсь, мне, влюбленному в творчество Булата Шалвовича Окуджавы, нелегко было признать нового создателя и исполнителя своих песен, ныне всем известного Юлия Кима. Настораживали “декорации” и “бутафория” многих его песен. Вместо арбатской лирики Окуджавы, где все до боли достоверно, новый голос пел о подозрительном пиратском корабле, о мадам Клико и тому подобном. Время показало, что для дарования Юлия Кима каждый раз нужны именно те декорации, которые он сооружает для своих песен-спектаклей.
Песня-спектакль! Вспомните русскую песню-трагедию о Степане Разине и персидской княжне. Не может жить настоящая песня без этого. И Юлий Ким в течение многих лет пополнял наш песенный репертуар своими песнями-спектаклями, песнями-ролями. Он удивительно легко чувствует себя в любых предлагаемых обстоятельствах, в которых должны зазвучать его музыка и слова. И они такие разные – и лирические, и сатирические, и философские, и романтические.
Я думаю, именно поэтому его прекрасные песни из фильма “Бумбараш” (впервые не менее прекрасно их исполнил Валерий Золотухин, игравший Бумбараша), – эти песни врезались в память нескольких поколений. Помните “Кони”? “Ходят кони над рекою, / ищут кони водопою, / а к речке не идут: / больно берег крут”.
А “Журавль”?
Журавль по небу летит, корабль по морю идет, / А кто меня куда влекет по белу свету? / И где награда для меня, и где засада для меня, / Гуляй, солдатик, ищи ответу!

Как назвать это поразительное умение автора? Склонность к стилизации? Не надо бояться слова, к которому так часто и несправедливо присоединяют прилагательное “дешевая”. Есть ведь и великие образцы стилизации, например, пушкинские: “Я здесь, Инезилья...” или “Ночной зефир”. Но в случае с Кимом я бы определил его умение сочинять в “предлагаемых обстоятельствах” (помимо “обстоятельств”, которые он задавал себе сам), его стилистику, его умение, так привлекающие к нему театральных и кинематографических режиссеров “неопасным” словом “стилизация”. Нет, Юлий Ким умеет нечто другое. У него есть дар поэтического перевоплощения. Подобно актеру, умеющему “входить в образ” Чацкого, Гамлета, Хлестакова, Ким умеет перевоплощаться, сочиняя свои песни как бы от имени других поэтов (или персонажей), живших в разные времена. При этом (что удивительно!), в кого бы он ни превращался, вы всегда чувствуете в его сочинениях подлинную авторскую индивидуальность. И какую! Полную обаяния, таланта и ума.
Надо сказать, что и Булат Окуджава в определенный момент своего творчества в некоторых песнях нередко менял и “декорации”, и “бутафорию”. И у него появлялись старенькая скрипка Моцарта, “Батальное полотно” и даже римский форум... Что касается Высоцкого, то его Театр Песни стал ярчайшей приметой нашего времени. Интересно, что Высоцкий пришел из театра в песню, а Ким – из песни в театр. По его драматическим сочинениям создано несколько спектаклей, а в одном из них он успешно выступил как актер.
Мне кажется, невозможно не согласиться – Юлий Ким один из самых талантливых представителей авторской песни.
Сегодня песня переживает очень тяжелые времена. Несмотря на оглушительные звуки нескончаемых ВИА, групп, ансамблей, песня почти исчезла. Остается одна надежда: творчество Юлия Кима и его соратников не даст песне погибнуть окончательно.
У меня в ушах звучит очень давняя песня Юлика (так его называют друзья и близкие) – песня про Черное море: “О, этот блеск плюс плеск плоской волны...”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru