КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
СВОЙ ПОЧЕРК
Клинопись новых декораторов
“Клин” – так названа выставка, что
расположилась в залах “Театральной галереи” на
Малой Ордынке. Странное название, не так ли? Да и
сама выставка была в известном смысле
пионерской. Впервые свои работы показывали
молодые театральные художники. Отдельно. Причем
комиссия по сценографии Союза театральных
деятелей РФ предоставила им абсолютную свободу.
Единственное ограничение – возраст (до 35 лет).
Хочешь выставляй эскизы к
осуществленным постановкам, хочешь –
неосуществленные проекты, хочешь – инсталляцию.
Впрочем, создание инсталляции было условием
участия – ведь театральный художник имеет дело с
пространством, поэтому пространственные объекты
и были желательны. И еще тексты… После
знаменитой выставки “Художники и режиссеры”,
где впервые в экспозиции появились тексты
современных художников, куратор Анна Колейчук
попросила молодых сценографов написать кратко
(от одного предложения до 10 строк) о своем
отношении к искусству вообще, к театру в
частности, сформулировать свое кредо. Эти тексты
участвовали в экспозиции, опубликованы в
элегантном каталоге. И надо сказать, они очень
многое рассказали о своих авторах – об их
амбициях, надеждах, иллюзиях. Да просто об их уме,
культуре, человеческой глубине. И об их
представлении о Театре.
Впервые молодые сценографы выставились отдельно
и самостоятельно. Но говорить хочется не о
проблемах сценографии как таковой, а о проблемах
поколения. И о том, что связывает эти две
проблемы, а именно – о профессионализме. Почти
все они (их – 30) совсем недавно окончили свои вузы
и продемонстрировали очень важную вещь: в России
сохранена школа, вернее – школы. В Москве
профессии учат крупнейшие и активно работающие
театральные художники: М.Курилко в Суриковском
институте, С.Бархин в РАТИ, О.Шейнцис – в
Школе-студии МХАТа, где художников-технологов по
костюму учит Э.Маклакова. Готовят сценографов
также в двух вузах С.-Петербурга, в ряде
институтов искусств провинции. Похоже, что
художников сегодня воспитывают количественно
больше и качеством получше, чем режиссеров. С кем
же они будут работать в ближайшем будущем?..
Итак – “Клин”. Название организаторами
специально не раскрывается, каждый волен вложить
в него любые реальные и образные смыслы. Среди
них, бесспорно, заостренность: ассоциация с
острым и жестким заостренным предметом, который
вбивается в некую массу и “расшивает” ее,
разламывает или, по крайней мере, образует
трещину. (“Под клином плахе некуда деваться: и
трещит, да колется”, “Клин клином выбивается” и
прочие поговорки.) И еще ассоциация с летящей
птичьей стаей (журавлиный клин, например). Но эта
симпатичная и красивая выставка ни о расколе
традиций, ни о сплоченности стаи не говорит.
Большинство ее участников несут (достойно несут)
черты тех школ, которые их сформировали, черты
традиции. Эти черты будут варьироваться,
видоизменяться у сильных художественных натур,
но пока сила эта не обнаруживается. Может быть,
потому, что слишком мал самостоятельный
творческий опыт: около половины участников –
совсем “свеженькие” выпускники вузов. Но в этой
свежести – своя прелесть и своя надежда.
А пока… Не скрою, ждала от этой выставки каких-то
новых, “прорывных” идей. Общим местом
сегодняшних критических статей стала
констатация того факта, что новых идей в
современном театре вообще не наблюдается. Так
стоило ли их ждать от этой скромной выставки?
Ждала. Молодые все-таки. От кого же и ждать
безумных идей, сверхдерзости, как не от них? Увы,
не обнаружила. Но посмотрев экспозицию на Малой
Ордынке еще и еще, вдруг поняла, что очень рада, не
увидев там наглости, которая сегодня весьма
часто в соседних искусствах заменяет собой эту
самую дерзость. Да и дерзят по-разному. Нахамить
родителям – тоже дерзость. А на этой выставке
родителям не хамят. Да, ослепительных новых идей
нет, но есть хороший профессиональный уровень
(спасибо родителям, т.е. учителям), есть
остроумные решения драматургии, хорошая работа с
пространством, есть красивые листы,
изобретательно придуманные макеты, забавные
инсталляции. И стремление включиться в
театральную игру.
Стоит, например, в центре зала забавное, нелепое и
красивое сооружение, которое хочется назвать
“круголёт”: искусно обработанные
бумажно-картонные диски, нанизанные на
горизонтальную ось, бездействующие пропеллеры
на раме, у подножия – наброски сюжетов из жизни
старинной Москвы. Смешная и явно театральная
игрушка. Объект. Немного напоминает объекты
Сергея Якунина из крафта и разных помоечных
находок. Но это изделие мягче, женственнее, что
ли. Сделали его четыре недавние выпускницы
Суриковского института А.Артемьева,
А.Исмагилова, Е.Острер, Е.Санкина. И что самое
интересное: в своих дипломных работах, вошедших в
экспозицию, они – типичные “суриковки”,
демонстрирующие свое владение живописным
мастерством. А в “круголёте” – совсем другие.
Это отнюдь не значит, что где-то они неискренни.
Вовсе нет! Это значит только одно: в этих девочках
еще много чего есть, чему строгий академический
учебный процесс не давал выявиться. А вот здесь,
когда они остались наедине с собой, оно и начало
вылупляться. И дай Бог, чтобы в самостоятельной
работе с хорошими режиссерами оно
сформировалось и развилось, не забыв при этом
суриковских уроков.
Впрочем, участниками “Клина” были не только
вчерашние выпускники, но и те, кто за несколько
лет самостоятельной работы “сделал себя”, стал
узнаваемым. Узнается не только и не столько
принадлежность к определенной школе, но и
личность. Таковы, например, А.Кондратьев,
Е.Шахотько, Е.Мирошниченко. Первый – ученик
О.Шейнциса, две другие – ученицы В.Левенталя. Все
они вроде бы работают в системе традиционного
театра, но оригинальностью сценографических
решений, умением вычитывать в пьесе близкие им
смыслы, работать с пространством (Кондратьев) и с
цветом (Мирошниченко, Шахотько) они ощутимо
участвуют в его движении.
А вот А.Колейчук предлагает новые технологии. Она
изобрела сетчатые светоотражающие завесы и
применила их в своей композиции “Образование
формы БытиЯ”, где участвуют графические
проекции, звуки, шумы, где на наших глазах
осуществляется попытка творения сложного
звуко-визуального пространства из
первоначальных элементов. Нет, не так уж все
безнадежно по части “прорывных” идей…
Самое обнадеживающее на этой выставке –
одолевающее тебя желание увидеть в реальном
театре некоторые проекты. Очень захотелось,
например, узнать, что получилось из мощных
эскизов С.Архиповой к пьесе Н.Коляды по
пушкинской “Пиковой даме”. Понять, как будет
жить на сцене эффектный зеркально-шахматный
макет В.Таллерова по произведениям В.Набокова. Во
что превратятся в реальности черно-белые
наброски С.Литвиновой к “Макбету”. Все эти
работы из разряда неосуществленных.
И может быть, права одна из участниц выставки,
которая вместо размышлений о сложных материях
написала лозунг-требование: “Каждому
талантливому художнику – талантливого
режиссера!”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|