ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Леонид ШЕВЧУК,
директор средней школы № 73
г. Челябинск
Нужно, чтобы ученик получал не
готовую рыбу, а удочку для ее ловли
С большим интересом и тревогой
прочитала высказывания участников “круглого
стола” по проблеме “Особенный ребенок” (“ПС”,
№ 68, 2001 г.). С интересом потому, что вопросам
воспитания детей с особенностями развития
наконец, пусть и робко, начали уделять внимание. С
тревогой потому, что таких детей в стране с
каждым годом становится все больше, а
демократичности в их обучении как не было, так и
нет.
В свое время мы создали резервации в виде
интернатов для умственно отсталых. Теперь
открываем многочисленные классы выравнивания в
общеобразовательных школах и никак не хотим
понять, что, упрятав детей с задержкой
психического развития в эти классы, мы
фактически лишаем их возможности социально
адаптироваться и в конечном итоге достойно
пройти свой жизненный путь.
А между тем в стране уже наработан положительный
опыт интегрированного обучения. В нашей школе в
обычных общеобразовательных классах уже восемь
лет обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи,
задержкой психического развития, легкой
степенью умственной отсталости. В прошлом
учебном году мы приняли первого ребенка с
детским церебральным параличом.
Обучение по специальной программе исключает
второгодничество и создает таким детям не
мнимую, как это часто бывает в коррекционных
классах, а настоящую комфортность, которая
обусловлена полной конфиденциальностью
патологии ребенка и созданием реальных
педагогических условий для его успешной
социализации и обучения. В каждом классе не более
26 учеников и не более 6 ребят, нуждающихся в
особом внимании. На каждого такого ребенка
специалистами внутришкольного
медико-психолого-педагогического консилиума
составляются индивидуальные комплексные
учебно-коррекционные программы и индивидуальные
коррекционные маршруты. Наша школа полностью
укомплектована общими и узкими специалистами,
есть коррекционные кабинеты и
лечебно-оздоровительный центр.
Развиваясь в коллективе своих сверстников,
ребенок приобретает опыт, который невозможно
переоценить. Само окружение учит его, как
действовать в той или иной обстановке. Именно
действовать. А не ждать действий от других.
Образно говоря, ученик у нас получает удочку для
“ловли рыбы”, а не готовую “рыбу”. То есть ему
созданы все условия для ситуации успеха и
самоадаптации.
Уверен, что аналогичный опыт есть и в других
регионах. Был бы рад прочесть о нем в вашей
газете.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|