Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
ТОЧКА БОЛИ

Валентина ФЕДОРОВА
Великий Новгород

Казалось бы, есть много простых профессий...

Но для тех, кто с рождения лишен слуха, выбор по-прежнему ограничен.

Когда грудной малыш неожиданно для самого себя выводит свое первое “агу”, он прислушивается к себе, удивляется и пытается его повторить. Потом копирует звуки, которые слышит от мамы и папы. К году уже умеет обозначать словами самые важные для него понятия. Дети, родившиеся глухими, не слышат ни собственного плача, ни смеха. Они лишены естественной, данной природой, возможности развивать свою речь.
Миша Кузьмин такой мальчик. Но мне довелось услышать, как он пел: “Маленькой елочке холодно зимой”. Не сфальшивил ни одной ноты! Только слова звучали у десятилетнего ребенка, как у двухлетнего: “Сколко на елоське сысэтек цветных”. Он не слышит, как поет. Читать, “разговаривать” жестами он умеет, а вот повторить слоги и звуки ему невероятно сложно.
В Новгородской области сегодня живут около 300 детей с серьезными проблемами слухового восприятия. Половина из них – инвалиды. Прежде такие дети отправлялись на учебу в соседние регионы, а в 1996 году в Великом Новгороде была наконец открыта первая специализированная школа-интернат. Сейчас в ней учатся более 100 детей. 13 малышей – дошкольники. Остальные по особым индивидуальным коррекционным методикам осваивают программу общеобразовательной школы: 11 классов (специфика обучения требует, чтобы детей здесь было не больше шести) – для совершенно глухих, 7 – для тех, кто немного слышит или потерял слух не с рождения.
Классы со звукоусиливающей аппаратурой, два компьютера, слесарные и столярные станки, современные швейные машинки и оверлоки. На первый взгляд сделано немало, но проблем все равно едва ли не больше, чем достижений. Большинство детей поступают в школу в 8-летнем возрасте. Это не просто поздно. Это слишком поздно. Потеряно драгоценное время, когда детский мозг активно настроен на развитие речи. Причина – прежде всего в поздней диагностике глухоты. Был случай: подросток, потерявший слух после тяжелой болезни, три года “просидел” в 7 классе, пока наконец педагоги, родители и врачи не поняли, что дело совсем не в лености ученика.
Нередко родители боятся отдавать своих дошколят в интернатные группы. Они, мол, и без того обижены судьбой, а тут предлагают лишить их еще и родительского крыла. Лишь из Боровичей и Старой Руссы приезжают в интернат детсадовцы. Очевидно, там врачи находят нужные слова, чтобы убедить взрослых: малышу нужна постоянная и очень серьезная помощь специалистов.
В районных же поликлиниках сурдокабинетов пока нет. Единственный такой кабинет – в консультативной областной детской поликлинике. Распознать полную глухоту не слишком сложно. А вот с пограничными состояниями разобраться труднее. Вроде бы и слышит ребенок, но насколько хорошо? Почему так плохо и так поздно начинает говорить? Ответить на эти вопросы помог бы специальный аппарат аудиометрии, который определяет не только наличие слуха, но и процент его поражения. Достаточно приложить аппарат к уху. Но, увы, самый дешевый стоит 2200 долларов.
А ведь даже обыкновенных слуховых аппаратов не каждому ребенку хватает. Специалисты утверждают: слыша только одним ухом, ребенок и реабилитируется только наполовину, на “полную катушку” у него работает лишь одно полушарие мозга.
По-прежнему беда с сурдопедагогами. Обычного “предметника”, пусть и из самой распрекрасной школы, сюда не пригласишь. Еще сильнее обострится проблема кадров, когда всех новгородских детей станут учить в областном центре. Пока многие из них вынуждены обучаться в специальных учреждениях Тверской, Псковской и Ленинградской областей.
Крайне необходима пристройка к школе-интернату. Вместить всех нуждающихся бывший детский сад, в помещении которого расположилась школа, уже сейчас не может. В малюсенькие комнатки, где должны жить три ребенка, втискивают пять двухъярусных кроватей, десять тумбочек и три шкафа. Остается крохотное пространство – только до кровати добраться. В медицинском кабинете нет места для физиопроцедур. Поэтому и не просят работники интерната современных медицинских приборов – их некуда ставить.
Для здешних воспитанников очень важна допрофессиональная подготовка. Даже для тех, у кого слух частично сохранен, выбор специальности, поиск источника существования весьма и весьма ограничены. Такие несложные, казалось бы, профессии, как сварщик, слесарь, тоже требуют определенной степени слуха. Правда, технический прогресс дает возможность этим ребятам и вполне интеллектуальные профессии освоить. Например, программиста или бухгалтера, работающего на компьютере. Но чтобы освоить компьютерную азбуку, нужен… правильно – компьютер. Тех двух, что есть, явно мало.
Глухих детей принимает питерское профтехучилище № 80 – учит на кулинаров, швей, столяров. Все бы ничего, да слишком дорога жизнь в северной столице. Пробовали выпускники школы прижиться в обычных новгородских училищах – не получилось. Не столь трудно усвоить предметы, сколь продемонстрировать педагогам свои знания. Единственное учебное заведение в городе, где удается получить диплом, – это училище искусств. Но не все же выпускники школы-интерната могут стать хореографами, режиссерами, швеями или кулинарами.
Все дети разные. Способности, мечты и устремления у них тоже разные. Первый шаг для их социализации сделан – среднее образование они все получат. Но без второго – профориентации и предоставления рабочего места – проявить себя, жить достойно им будет очень трудно.
…Когда детский сад перепрофилировали в школу-интернат, жители окрестных домов удивлялись, почему не слышно детского гомона. Потому, что ребятишки выражают свои эмоции не так, как мы. Здесь даже директор обязательно подкрепляет свои слова движениями рук. Но знаете, улыбаются они точно так же. И хохочут, и балуются. От души.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru