СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
От чего зависит успеваемость?
Выпускники новосибирских школ отвечают
на этот вопрос по-разному
В апреле прошлого года за месяц до
выпускных экзаменов сотрудниками центра
“Пеликан” был проведен анкетный опрос 1600
выпускников школ крупных сибирских городов:
Томска, Барнаула, Новосибирска и его
городов-спутников – Академгородка, Бердска,
Краснообска. Выпускники – ценнейший объект
социологического исследования. Это “продукт”
десятилетней работы системы образования, вернее
сказать, общих усилий семьи, общества и их самих
тоже. Анкета включала около сотни вопросов. Мы
расспрашивали юношей и девушек об их школе и
семье, об отношениях со сверстниками и взрослыми
людьми, о том, где и с кем они проводят свободное
время, о планах на будущее, просили поделиться
мыслями о гражданской позиции, ответить на
сокровенные вопросы.
Таблица 1
Таблица показывает, чему отдают
предпочтение выпускники. Но выводы из этих цифр
разные специалисты могут сделать прямо
противоположные.
Так, специалист УНО или эксперт, увидев, что
старшеклассники выше всего ценят в школе
общение, дискотеки, школьные праздники, скорее
всего придет в ужас. Ведь школа – это социальный
институт, в котором прежде всего дают знания. А
судя по результатам обследования, приобретение
знаний у выпускников далеко не на первом месте.
Психолог же, напротив, начнет восторгаться. “Ах,
– скажет психолог, – ведь 17 лет – это возраст
любви, дружбы, самоутверждения... Наш класс,
друзья, общение – вот главное для ранней юности.
Каких психологически здоровых людей мы
воспитали!”
Социальный педагог, организатор детской жизни,
вероятнее всего, будет разгневан: “Это что же за
такие безобразные дискотеки проводят в школах,
если не набирается и 30% тех, кому они нравятся?!”
Социолог, глядя на эту таблицу, скажет, что даже
такой “детский” вопрос – “Что тебе больше
всего нравится в школе?” – требует комплексного,
а то и системного рассмотрения.
Все, что касается оценки отношений между людьми,
конечно, больший отклик находит у девушек. Так,
именно они чаще, чем юноши, положительно
оценивают то, что в школе есть хорошие учителя,
что есть возможность для человеческого общения.
И это естественно – девочки в этом возрасте
более развиты в эмоциональном отношении, чем
мальчики. А те, в свою очередь, отдают
предпочтение спортивным секциям, у них четко
просматривается стремление соответствовать
стереотипу крепкого, “накачанного” парня.
Есть еще одна любопытная таблица: ответы на тот
же вопрос учеников с разным уровнем успеваемости
– высоким, средним и низким.
Сейчас многие школы заключают договора с
различными институтами для того, чтобы
совместными усилиями помочь школьникам
готовиться к вступительным экзаменам. Многие
выпускники положительно оценивают это. Но
посмотрите, какая большая разница в ответах
очень хороших учеников (33%) и респондентов
третьей группы – тех, кто не утруждал себя муками
познания, среди них лишь 7% отметили это
обстоятельство как положительное.
Всмотритесь в строки “Уважение к личности
ученика” и “Возможность самовыразиться”.
Естественно, чем лучше учатся ребята, тем чаще
они отмечают эти явления как положительные
стороны школьной жизни. Конечно, можно обсуждать,
что из чего проистекает и что первично –
уважение к личности или хорошая успеваемость?
Процесс двусторонний. Однако проблема не только
в этом, а в том чрезвычайно мизерном количестве
ответов, которые дали выпускники: лишь 12–13%
интеллектуальной элиты ощутили на себе теплоту
отношений, уважение окружающих, почувствовали
творческую свободу, раскованность и возможность
выразить свое – мысли, взгляды, суждения,
позиции. А что говорить об остальных?
Взглянув на эту таблицу, учитель, который всю
душу вкладывает в учебный процесс, скорее всего
расстроится: всего-навсего 12% школьников с
энтузиазмом и любовью к учению работают на
уроках. Ведь в пересчете на один класс это 3–4
человека. А остальные?
Большинство (82%) понимают, что учиться надо,
никуда от этого не денешься. И настроение у них
нормальное. Прагматики нынче в моде: больше
внимания одним – “нужным” для вуза предметам,
меньше – остальным.
Попробуем сравнить данные двух таблиц. Среди
полноценных хорошистов и отличников процент
имеющих хорошее настроение увеличивается почти
в два раза по сравнению со средней величиной (12% в
табл. 1): “Хочу учиться”, – сказали 20% сильных
учеников (табл. 2). Среди закоренелых троечников
все наоборот: коэффициент “унылости” даже
утраивается, и концентрация “тоски от школы” в
их среде возрастает с 6% в среднем (табл. 1) до 19%
(табл. 2).
Однако, кроме школы, у подростка есть родители,
друзья, увлечения, у кого-то бизнес,
необходимость подрабатывать, собственные пороки
и недостатки, гениальность или представления о
ней – есть вся полнота жизни с ее восторгами и
тревогами.
Таблица 2
Таблица 3
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|