СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Требуется навигатор
Чтобы избавиться от педагогических
стереотипов, учителю требуется помощь социолога
Нужна ли социология в школе, нужна
ли она учителям, директорам, ученикам? Насколько
реальный образ современной школы рисуют
социологические исследования? Пять лет назад в
городе Бердске Новосибирской области в центре
образования “Пеликан” была основана
одноименная педагогическая социологическая
служба. О работе службы рассказывает ее научный
руководитель доктор социологических наук,
академик Международной педагогической академии
Людмила БОРИСОВА.
Школа организм чрезвычайно сложный –
множество людей, вещей, событий. А главное –
дети... Чего они хотят? Как планируют свою жизнь и
каковы их ценностные приоритеты? Совпадают ли
наши представления о них с реальностью?
Насколько педагогические действия достигают
своей цели? Социология кое-что об этом знает.
– Можно сказать, что для педагога, тем
более для руководителя, социологическая
информация – это система обратной связи,
зеркало?
– Да. Жизнь так разнообразна, дети так неожиданно
самостоятельны и независимы... И чтобы не
возникло отчуждение между детьми и взрослыми,
чтобы можно было корректировать процесс
взаимодействия или хотя бы учитывать его
тенденции, нужна помощь социолога. Заметим,
взаимодействие – процесс двусторонний: дети
тоже влияют на педагога, да еще как! Информация
социолога – прекрасный навигатор: уловив
тенденции развития образовательного процесса,
его легче моделировать.
– Понимают ли вас педагоги, чувствуют ли
потребность в сотрудничестве?
– Позвольте курьезный пример. Пришла моя
студентка в школу с анкетами. Директор
обрадовался: “Катенька, окончишь университет,
приходи работать. Нам очень нужен социолог –
сколько трудных детей, есть сироты и беженцы,
мальчишки школу бросают, в милицию попадают…
Педагоги и родители не справляются”. Но чтобы
справляться, школе нужен социальный педагог и
социальный психолог, а может быть, и социальный
работник или социальный “защитник”. Все эти
“социальные персонажи” появились в нашей жизни
недавно, и трудно директору и педагогам
разобраться, “кто есть кто”. Но социолог не
подойдет для индивидуального сопровождения,
экстренной помощи или спасения. Он занят иным
делом.
Подобное отождествление социологии с социальной
работой или педагогикой в сознании многих людей
происходит и в Америке. Питер Бергер в книге
“Приглашение в социологию” объясняет это тем,
что социальная работа испытала крен в сторону
практической психологии. Автор поясняет:
социальная работа независимо от ее
теоретического основания – это особый вид
общественной практики, а социология – не
практика, а попытка понять. Вот уже лет 20 мы
пытаемся убедить руководителей городского и
областного масштабов в необходимости создания
социологической службы, но тщетно. Правда, наша
социологическая служба не ограничивает
познавательные задачи рамками только своей
школы и даже города Бердска. Мы получаем
репрезентативную информацию в масштабах
региона.
Силами сотрудников службы “Пеликан” проведены
массовые социологические обследования по
программе “Выпускник глазами социолога”: в
марте 1995 г. обследовано 990 старшеклассников
городских и сельских школ Новосибирской области,
в апреле 1996 г. – 360 выпускников средних школ г.
Бердска и Академгородка, весной 1997 г. – 980
выпускников Новосибирска и его
городов-спутников: Краснообска, Бердска и
Академгородка, в апреле 1999 г. – 1600 выпускников
Томска, Новосибирска, Барнаула, весной 2000 г. –
около тысячи выпускников сельских школ
Новосибирской области. Вот примерный круг тем,
возникших на основе “Анкеты выпускника”.
1. Школа и образование глазами старшеклассников
|
1. Школа — мир ценностей и значений
2. Настроения и тревоги школьников
3. Конфликтность и комфортность отношений
подростков с ближайшим социальным окружением
4. Интеллектуальные ориентации выпускников
средних школ
5. Бедность и богатство Њ фактор дифференциации
личного статуса школьника
6. Идеальный школьник. Типологический анализ
|
2. Семья.
Родители и дети
|
7. Семья и родители как социальная ценность для
молодых людей
8. Отцы и дети: конфликт или сотрудничество
поколений?
9. Оптимизм поколения Њ свойство юности или
истории?
|
3. Круг сверстников.
Свободное время
|
10. Свободное время подростков: "за" и
"против"
11. Развлечения и удовольствия как польза и вред в
образе жизни подрастающего поколения
12. Молодежная компания: где подростки проводят
свободное время и кто за это отвечает?
|
4. Выбор жизненного
пути
|
13. Профессиональное самоопределение Њ свобода
или необходимость выбора?
14. Жизненные планы: к чему стремятся и на что
рассчитывают юноши и девушки?
15. Жизненные стратегии молодежи
|
5. Первые шаги
в экономическом
пространстве
|
16. Подростковый бизнес Њэкономическое или
криминальное поведение?
17. Работа подростков за плату Њ социализация или
девиация?
18. Экономическая инициатива юношей и девушек Њ
индикатор модернизации общественных
отношений в России
|
6. Юноши
и девушки:
проблемы личности
и личные проблемы
|
19. Социальное самочувствие молодых людей
20. Проблемы собственного "я" в сознании
юношей и девушек
21. Жизненные принципы современной молодежи
22. Личное благополучие подростков
|
– А вы как социолог ждете
приглашения в систему образования?
– Да, со всем своим социологическим “приданым”.
Не сомневаюсь, у социологической службы в
системе образования большое будущее. Высокий
уровень экономического и социального развития
России невозможен без качественных изменений в
системе образования, которые, несмотря на
невероятные трудности, происходят. К сожалению,
этот процесс не сопровождается систематическим
критическим анализом. Важную роль в осмыслении
тенденций развития образования должна играть
социологическая информация, которую можно
получать не со стороны (путем заказов на
эпизодически проводимые обследования), а на
месте – самим педагогам и тогда, когда у них
возникает в этом потребность. Естественно, они
должны быть профессионально подготовлены к
выполнению такой работы. Специалистов придется
готовить. Социолог – новая фигура в образовании.
Новая, но своя.
Вопросы задавала Ирина ОНУЧИНА
Новосибирск –
Академгородок – Бердск
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|