Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Требуется навигатор

Чтобы избавиться от педагогических стереотипов, учителю требуется помощь социолога

Нужна ли социология в школе, нужна ли она учителям, директорам, ученикам? Насколько реальный образ современной школы рисуют социологические исследования? Пять лет назад в городе Бердске Новосибирской области в центре образования “Пеликан” была основана одноименная педагогическая социологическая служба. О работе службы рассказывает ее научный руководитель доктор социологических наук, академик Международной педагогической академии Людмила БОРИСОВА.

Школа организм чрезвычайно сложный – множество людей, вещей, событий. А главное – дети... Чего они хотят? Как планируют свою жизнь и каковы их ценностные приоритеты? Совпадают ли наши представления о них с реальностью? Насколько педагогические действия достигают своей цели? Социология кое-что об этом знает.

– Можно сказать, что для педагога, тем более для руководителя, социологическая информация – это система обратной связи, зеркало?
– Да. Жизнь так разнообразна, дети так неожиданно самостоятельны и независимы... И чтобы не возникло отчуждение между детьми и взрослыми, чтобы можно было корректировать процесс взаимодействия или хотя бы учитывать его тенденции, нужна помощь социолога. Заметим, взаимодействие – процесс двусторонний: дети тоже влияют на педагога, да еще как! Информация социолога – прекрасный навигатор: уловив тенденции развития образовательного процесса, его легче моделировать.
– Понимают ли вас педагоги, чувствуют ли потребность в сотрудничестве?
– Позвольте курьезный пример. Пришла моя студентка в школу с анкетами. Директор обрадовался: “Катенька, окончишь университет, приходи работать. Нам очень нужен социолог – сколько трудных детей, есть сироты и беженцы, мальчишки школу бросают, в милицию попадают… Педагоги и родители не справляются”. Но чтобы справляться, школе нужен социальный педагог и социальный психолог, а может быть, и социальный работник или социальный “защитник”. Все эти “социальные персонажи” появились в нашей жизни недавно, и трудно директору и педагогам разобраться, “кто есть кто”. Но социолог не подойдет для индивидуального сопровождения, экстренной помощи или спасения. Он занят иным делом.
Подобное отождествление социологии с социальной работой или педагогикой в сознании многих людей происходит и в Америке. Питер Бергер в книге “Приглашение в социологию” объясняет это тем, что социальная работа испытала крен в сторону практической психологии. Автор поясняет: социальная работа независимо от ее теоретического основания – это особый вид общественной практики, а социология – не практика, а попытка понять. Вот уже лет 20 мы пытаемся убедить руководителей городского и областного масштабов в необходимости создания социологической службы, но тщетно. Правда, наша социологическая служба не ограничивает познавательные задачи рамками только своей школы и даже города Бердска. Мы получаем репрезентативную информацию в масштабах региона.
Силами сотрудников службы “Пеликан” проведены массовые социологические обследования по программе “Выпускник глазами социолога”: в марте 1995 г. обследовано 990 старшеклассников городских и сельских школ Новосибирской области, в апреле 1996 г. – 360 выпускников средних школ г. Бердска и Академгородка, весной 1997 г. – 980 выпускников Новосибирска и его городов-спутников: Краснообска, Бердска и Академгородка, в апреле 1999 г. – 1600 выпускников Томска, Новосибирска, Барнаула, весной 2000 г. – около тысячи выпускников сельских школ Новосибирской области. Вот примерный круг тем, возникших на основе “Анкеты выпускника”.

1. Школа и образование глазами старшеклассников

1. Школа — мир ценностей и значений
2. Настроения и тревоги школьников
3. Конфликтность и комфортность отношений подростков с ближайшим социальным окружением
4. Интеллектуальные ориентации выпускников средних школ
5. Бедность и богатство Њ фактор дифференциации личного статуса школьника
6. Идеальный школьник. Типологический анализ

2. Семья.
Родители и дети

7. Семья и родители как социальная ценность для молодых людей
8. Отцы и дети: конфликт или сотрудничество поколений?
9. Оптимизм поколения Њ свойство юности или истории?

3. Круг сверстников.
Свободное время

10. Свободное время подростков: "за" и "против"
11. Развлечения и удовольствия как польза и вред в образе жизни подрастающего поколения
12. Молодежная компания: где подростки проводят свободное время и кто за это отвечает?

4. Выбор жизненного
пути

13. Профессиональное самоопределение Њ свобода или необходимость выбора?
14. Жизненные планы: к чему стремятся и на что рассчитывают юноши и девушки?
15. Жизненные стратегии молодежи

5. Первые шаги
в экономическом
пространстве

16. Подростковый бизнес Њэкономическое или криминальное поведение?
17. Работа подростков за плату Њ социализация или девиация?
18. Экономическая инициатива юношей и девушек Њ индикатор модернизации общественных
отношений в России

6. Юноши
и девушки:
проблемы личности
и личные проблемы

19. Социальное самочувствие молодых людей
20. Проблемы собственного "я" в сознании юношей и девушек
21. Жизненные принципы современной молодежи
22. Личное благополучие подростков

 

– А вы как социолог ждете приглашения в систему образования?
– Да, со всем своим социологическим “приданым”. Не сомневаюсь, у социологической службы в системе образования большое будущее. Высокий уровень экономического и социального развития России невозможен без качественных изменений в системе образования, которые, несмотря на невероятные трудности, происходят. К сожалению, этот процесс не сопровождается систематическим критическим анализом. Важную роль в осмыслении тенденций развития образования должна играть социологическая информация, которую можно получать не со стороны (путем заказов на эпизодически проводимые обследования), а на месте – самим педагогам и тогда, когда у них возникает в этом потребность. Естественно, они должны быть профессионально подготовлены к выполнению такой работы. Специалистов придется готовить. Социолог – новая фигура в образовании. Новая, но своя.

Вопросы задавала Ирина ОНУЧИНА
Новосибирск –
Академгородок – Бердск

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru