СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Великодушие, умение мыслить,
хороший русский язык...
Чего ждут от школы представители
среднего класса
Недавно во Владивостоке был
проведен социологический опрос среди родителей,
принадлежащих к среднему классу. При помощи
анкет и углубленного интервью социологи
выясняли ожидания родителей от школьного
образования своих детей. Отметим, что среди 152
участников исследования основная масса работают
менеджерами среднего звена и квалифицированными
специалистами. 58,1 % опрошенных указали размер
семейного дохода в диапазоне 300–500 долларов, 29% –
500–1000 долларов, 12,9% – более 1000 долларов в месяц.
Большинство указывают существенные суммы
семейного бюджета, выделяемые на образование
детей. Каким желает видеть своих детей средний
класс? Насколько он доверяет школе в появлении у
детей желаемых качеств? Эти и другие вопросы
исследования рассматриваются в публикуемом ниже
материале.
Средняя школа для среднего класса
В первую очередь родители среднего класса хотят
видеть в своих детях свои собственные черты –
самостоятельность, целеустремленность,
независимость, умение принимать решения и брать
на себя ответственность. На второе место
ставятся личностные характеристики –
великодушие, мужество, любознательность,
честность, доброжелательность. На третье –
конкретные навыки и умения: развитая речь,
грамотность, умение анализировать. В группе
самых состоятельных родителей выше ценятся
личностные характеристики. Самостоятельность и
ответственность более всего важны для родителей,
чьи дети учатся в частных школах. Они считают, что
именно школа может внести существенный вклад в
появление у детей этих качеств, но при этом
подчеркивают и важность участия семьи в
образовательном процессе. Родителей,
категорически не доверяющих школе, – 7,9 %, и всего
4,8% опрошенных считают, что школа справится
самостоятельно, а родителям можно почти не
вмешиваться. Что интересно – с ростом доходов
недоверие у людей к школе растет. Там, где
семейный бюджет не более 800 долларов,
недоверяющих 43,5%, а среди богатых людей – 77,7%.
Наименьший кредит доверия к школе у тех
родителей, чьи отпрыски учатся в пятых – девятых
классах. Примерно половина респондентов (51,7%)
затруднялись сказать, что их устраивает в
сегодняшней школе. Соответственно только треть
(36,3%) смогли предъявить школе внятные претензии.
При всем этом средний класс парадоксальным
образом идеализирует школу. Отвечая на вопрос об
основном предназначении школы, большинство (88,8%)
ставят перед школой сверхзадачу – учителя
должны преподавать так, чтобы дети по выходе из
школы смогли успешно вписаться в мир, меняющийся
на глазах. Небольшая группа (6,5%) видит назначение
школы в том, чтобы дети находились под присмотром
большую часть дня и были бы, таким образом,
ограждены от асоциальных форм поведения –
пьянства, курения, воровства, употребления
наркотиков. 4,7% родителей основную функцию школы
видят в подготовке детей к высшим учебным
заведениям.
Что же ждет средний класс от сегодняшней
средней школы? Более всего люди жаждут
индивидуального подхода к ребенку (40%). Речь не
идет о маленьких классах или замене школы на
группу репетиторов, которые один на один
работают с учеником. Скорее имеются в виду
различные коллективные работы, которые позволят
каждому ребенку индивидуально расти: не скучать
отличнику, пока подтягивают основную массу, и не
отсиживаться ничего не понимающему двоечнику,
каждому двигаться в том темпе, который ему под
силу. «Учитель должен быть учителем ребенка, а не
класса» – один из основных тезисов респондентов.
На втором месте среди родительских ожиданий (20%)
– эстетическое и коммуникативное развитие детей
(знакомство с мировой и отечественной культурой,
умение общаться, участвовать в дискуссиях,
аргументированно отстаивать свое мнение). А
собственно знания, в привычном смысле, о которых
так печется школа, родители ставят только на
третье место (16 %). Причем за чисто знаниевое
обучение ратуют наименее состоятельные люди.
Вообще с ростом доходов вопрос «чему учить?»
постепенно смещается от получения
знаний-информации к воспитанию
самостоятельности действий и размышлений.
Примерно такая же зависимость от возраста детей:
чем ближе окончание школы, тем предпочтительнее
оказываются целеустремленность,
ответственность и умение мыслить.
Интересно, что достаточно консервативной
группой оказались те, кто учит своих детей в
частных школах. Среди них почти половина (45%)
голосуют за знаниевый подход. Среди тех, чьи дети
учатся в специализированных муниципальных
школах, таких всего 11,1%. Любопытно, что
специализированные школы, где оппонентов
знаниевому подходу более всего, являются «самыми
знаниевыми», с углубленным изучением математики,
иностранных языков. Возможно, срабатывает
принцип «из всех зол выберем меньшее»: мест, где
может быть удовлетворен их «незнаниевый» запрос,
эти родители не видят, поэтому, как ни
парадоксально, ведут детей в лучшие «знаниевые»
школы. Можно, по всей видимости, предположить, что
группа наиболее мобильных
родителей-«инновационщиков» сосредоточена
именно вокруг специализированных школ.
Чему и где учить?
Если говорить об удовлетворенности школой, то
одну треть (29%) сегодняшнее состояние школы не
устраивает. Как выяснилось, менее половины всех
родителей (47,8%) удовлетворены выбранным типом
школы, т.е. другая половина в принципе готова его
поменять, если найдутся школы, которые предложат
пакет нужных услуг. Правда, выбор во Владивостоке
невелик – либо муниципальная школа (обычная,
специализированная или вузовская), либо
негосударственная (частная), либо более
экзотические формы домашнего образования или
обучение за рубежом. Правда, последний вариант
предпочитают лишь 8,3% родителей. Причины вполне
понятны: отправлять школьников за границу, в
чужую среду боязно, маленькие еще. Вдобавок опыт
обучения в зарубежных школах показал сильное
несоответствие вкладываемых сумм и получаемых
результатов.
Что из изучаемого школьниками родители одобряют,
а что нет? Респондентам было предложено
вычеркнуть из списка основных учебных предметов
те, которые, на их взгляд, изучать в школе не
нужно, а остальные расположить в порядке
значимости. Получилась своеобразная картина
«предметных симпатий» родителей. «Мне нравится
жить в России. Нравятся раскрепощенные отношения
между людьми, особое чувство юмора», «В России
больше возможностей в бизнесе», – говорили
респонденты. Своеобразным отражением того, что
средний класс любит Россию, стало лидерство
русского языка среди других школьных предметов.
На втором месте – математика, далее литература,
английский язык и история. Никто не вычеркнул из
списка английский язык, отдавая должное
современной ситуации в мире, однако
показательно, что сейчас он оказался только на
четвертом месте. Далее в списке школьных
предметов последовательно располагаются
информатика, физика, география, химия, биология,
физкультура. Все родители отводят здоровью детей
и занятиям спортом не последнее место, однако то,
что физкультура оказалась предметом-изгоем,
говорит скорее всего о низком качестве
преподавания и о том, что ей давно уже найдена
достойная замена в спортивных секциях.
Что касается грядущей школьной реформы, большая
часть родителей (49,9%) о ней просто не подозревают.
Это и понятно – реформа не стала предметом
публичного, общественного обсуждения. Самыми
непросвещенными в этом вопросе оказались
родители учеников муниципальных школ. Зато среди
той половины, что все-таки была в курсе, примерно
равновеликая оппозиция: 27,4% против предложенной
модернизации, 22,7% – за. Более всего против
реформы настроены родители, обучающие своих
детей в частных школах. При этом наибольший
протест вызывает 12-летнее обучение. А молодые
родители традиционно настроены реформаторски. В
группе «до 30 лет» большинство за реформу.
На это денег не жалко
Практически все полагают, что хорошее
образование – единственный надежный путь стать
обеспеченным и уважаемым человеком. Разумной
суммой на образование ребенка большинство
опрошенных (61%) считают 10–30 % семейного бюджета.
Десятая часть (9,7%) считают, что на образование
нужно тратить столько, сколько нужно, не
ориентируясь на размер семейного дохода (в
основном так говорили наиболее состоятельные
люди). 8% готовы тратить на образование детей 50%
семейных средств. 6,5% отводят на обучение менее 10%
из бюджета. Есть и фанатики образования – 5,1%
готовы почти все деньги отдать (70–90%). По самой
грубой оценке, средние русские во Владивостоке
вкладывают в образование около трех миллионов
долларов ежемесячно. Здесь имеются в виду как
прямые вклады (оплата репетиторов, кружков,
секций, образовательных поездок), так и покупка
книг, CD-дисков, компьютеров. Самое любопытное, что
люди готовы платить еще столько же, но не знают,
во что вложить эти деньги. Дело за малым – должны
найтись те, кто готов освоить эти средства.
По материалам сайта www.obkom.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|