РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ПОДСКАЗКА
Хронология подвигов, глупостей,
промахов...
О пользе тетрадей для родительских
собраний
Господи! Ведь все это было, и куда
делось? Как рассмотреть в усатом, почти
двухметровом тине многолетние усилия родителей
с дедами-бабами, бригад педагогов и педиатров? Мы
сеяли-сеяли это самое «доброе, разумное, вечное»
– так куда упали наши зерна и как отличить их от
плевел? И как укладывается засунутая в их головы
информация: подобием годовых колец в стволах
деревьев, или перемешивается в тюрю и хранится в
тюбике, или просто не задерживается в голове?
Время покажет.
Когда наш старший сын переходил из
детского сада в школу, я завела эту самую тетрадь
для родительских собраний. Вытащила из запасов
самую толстую (чтобы надолго хватило), самую
крепкую (чтобы дожила до финала), самую
элегантную (чтобы хотелось взять в руки),
небольшую по размеру (чтобы влезала в дамскую
сумку) тетрадь и отправилась с ней на первое
родительское собрание.
Похоже, что уже тогда я готовилась к трудной роли
школьного родителя. Только не догадывалась, что
из этого всего получится...
Сейчас младший сын заканчивает школу. А мой
талмуд еще жив, хотя и еле-еле: некоторые страницы
торчат, масса вложенных растрепанных бумажек
распирает и без того разбухший томик, но синий
пластиковый переплет на удивление цел и почти не
изменился. Там внутри вся школьная жизнь моих
двух учеников «в одном флаконе»: то ли бродило, то
ли коктейль Молотова. Та жизнь, которая требовала
моего внимания и участия.
Там, в этой тетради, всё: ФИО всех преподавателей,
все телефоны всех школ, все «пароли, адреса и
явки», координаты всех назначенных встреч,
бдения и головная боль всех родительских
комитетов и, естественно, протоколы всех
родительских собраний, которые случилось
посетить во всех школах, куда заносило наших
неуемных детей.
Подобное полное собрание информации – ценность
сама по себе. Полистать этот томик на досуге
очень полезно. Все наши подвиги, промахи, ошибки и
глупости собраны компактно и в хронологическом
порядке. От счетных палочек, чтения по
секундомеру, кассы букв и рассуждений о
повышении самоуважения в начале тетради до
ящиков шампанского к выпускному и разбора
философии Хайдеггера к ее концу. И все это
перемежается рутинными собраниями, где
перманентно ругают за невыполненные домашние
задания, опоздания, выбирают родительские
комитеты и собирают деньги на разные нужды.
Достала тетрадь – и полдня как не было. Листай ее
хоть справа налево, хоть слева направо – там
школьный дух, там школой пахнет...
Есть схемы проезда в заповедные места, списки
необходимых в суровом походе вещей, даже чертеж
полога от комаров, без которого там, в
костромских лесах, делать нечего.
Есть всевозможные списки обязательной к
прочтению литературы, особенно впечатляют
задания на лето. Забавно, но в пятом классе дитя
было обязано прочитать за три летних месяца
изрядный пласт отечественной литературы
(прилагается список из 25 русских классиков, у
каждого – от двух до десяти шедевров, и
достаточно объемных). Дальше больше. Есть летние
задания на трех страницах машинописного текста,
из которых, например, явствует, что на каждый
роман Достоевского отводится в среднем дня
два-три. А некоторые списки, особенно по
иностранной литературе, способны вызвать у
родителей чувство собственной неполноценности.
Есть информация о художественной студии со
списками необходимых рисовальных
принадлежностей, расписанием занятий и
указанием цен на одного и двоих детей. Это была
единственная и безуспешная попытка организовать
их рисование. Слова тамошнего художника застряли
в голове навечно: «У вас такие дети! Их ничему
нельзя научить!» То ли похвалил, то ли обругал...
Следом идут расписания занятий в музыкальной
школе, утрясание всех предметов с фамилиями
преподавателей. Эту школу дети бросали трижды.
Фраза оттуда: «Музыкальную школу бросают не дети,
ее бросают родители!» Полностью согласна. Но
сворачивать маленьких детей в дугу и заставлять
их пахать в жестких рамках было не в наших
правилах. Потому в доме стоит пианино, которое
только недавно перестали мучить собственными
композициями, висят две с половиной гитары, под
диваном отдыхает аккордеон, есть еще бубны,
блокфлейта и барабанные палочки. Обидно. «Ведь
как могли бы!» Особенно приятно, когда свекровь
напоминает: «Твои дети не ходят в консерваторию!»
А вы пробовали сводить их в консерваторию и
сохранить при этом свое здоровье?
Затем – очевидно, как следствие – расписание
приема нашего участкового педиатра. Без
комментариев.
Попытка вписаться в спортивную школу самбо,
благо она рядом с домом. Несколько собраний там.
Когда я увидела своего старшего на ринге (или
татами?), то мне все стало ясно: ему, Близнецу, не
нужна победа, ему непонятен сам смысл поединка, у
него нет того спортивного азарта, без которого
нельзя выходить на бой. Хорошо это или плохо – не
знаю, но это не его. И мы, поговорив с тренером, не
стали поступать в эту школу. У младшего дела шли
гораздо лучше: он как настоящий Овен всегда готов
погибнуть ради победы.
Информация о большом Дворце пионеров. Туда мы
ходили на журналистику и литературное
творчество. Встретили с ними замечательный Новый
год, съездили в Мелихово, старший напечатался в
каком-то альманахе. Но и в этом пласте жизни мои
дети не задержались.
Серьезный поворот – старший поступил в
«маленькую школу для особо одаренных детей».
Идут 19 (!) страниц папиных записей первого
родительского собрания – концепции каждого
преподавателя. Затем две страницы мои –
оргсобрание перед походом в Крым.
Далее «разбор полетов»: результаты похода.
Пометка около даты разговора с замдиректора:
«Хреновость наших дел». Похоже, что это эпиграф
ко всей тетради.
Орнаменты, планы помещений, зарисовки декора
особняка Рябушинского. Экскурсия-урок по
искусствоведению, которую, как всегда, блестяще
вела Настя. Получила массу удовольствия, хотя
ехала сугубо из педагогических соображений, таща
за собой своих отпрысков, пребывающих в детском
негативизме.
Антимилитаристская ассоциация, ее телефоны и
прочее – явно подготовка к судьбе солдатской
матери.
Рекламное родительское собрание: в школу к
младшему пришли вербовщики из военного
университета, идеи по поводу создания здесь
кадетского колледжа. Чего только не было в нашей
жизни! Слава Богу, само рассосалось.
Постоянные собрания по поводу старшего –
«борьба борьбы с борьбой». Ситуация накаляется и
взрывается. Помню весенний день, когда после
трудного и долгого разговора с директором мое
дите с больной головой отправилось сдавать
экзамены в другую хорошую школу и – ура! – сдало.
Правда, через год вся история повторилась уже в
другой школе.
«Центр ролевого моделирования». Нам молодые
ребята вкусно рассказывали о ролевых играх и
своем клубе. Без продолжения.
Схема большого ткацкого станка, стоящего в школе,
– пробовала его наладить. Вполне действующий
агрегат, даже рядом постоять и то приятно.
Страничка информации о новых школах,
вступительных экзаменах и правилах приема.
Старший опять меняет школу, возвращается на
круги своя в ту тихую обитель, куда должен был
идти в первый класс, где здравствуют его
детсадовские приятели и где благополучно учится
его младший брат.
В это же время младший решается на свой зигзаг и
сам сдает экзамены в «маленькую школу для особо
одаренных детей». Это был поступок! Снова
собрания про Крым и его последствия, снова
концепции учителей, но мы уже стали умнее и
взрослее, потому пашем глубже, но не менее
мучительно больно.
...Школа Олега Андреева. Рекламное собрание.
Заманчиво, особенно если оба сына предпочитают
не читать вообще. В результате курс скорочтения
прошел папа, который и так читал не медленно, но
до передачи освоенных знаний молодому поколению
дело как-то не дошло.
Школа готовится к абитуриентской кампании.
Директриса гордо объявляет, что ее школа базовая
для МГУ, ФСБ и прочая. Далее следует реклама ФСБ:
«Как хорошо быть генералом!»
Конференция «Время». Доклады в этот раз
серьезные, без театральных изысков и раздачи
конфет. Три дня слушала открыв рот и задавала
глупые вопросы, поскольку в моем образовании не
фигурировали ни Бубер, ни Хайдеггер. Получила
неожиданно простые решения для мучивших меня
жизненных задач. (В очередной раз понимаю, что в
школу хожу я, что учусь я, а дети – только повод.)
Позвонил знакомый и поделился удивлением: его
пригласили на родительское собрание в вуз к
сыну-первокурснику. Он не пошел – сколько ж
можно! Хватит! Теперь пусть сам.
Надеюсь, что и моя синяя тетрадь обретет через
год покой.
Возможно, что эту идею единой тетради для
родительских собраний вам подскажет
учительница. Возможно, что не подскажет. Так
послушайте меня и не пожалейте самую красивую
тетрадь для школьной жизни. Напоминаю, пользу она
принесет огромную:
l вся информация собрана воедино и компактно
уложена; вам не надо в экстренных ситуациях (а они
обязательно будут!) судорожно искать домашний
телефон классного руководителя, расписание
приемных дней директора школы или школьного
врача;
l вы всегда помните, как зовут всех учителей,
родителей и директора, что немало способствует
нормальному общению и решению многих проблем;
l вы в курсе всех школьных проблем – ведь они у
вас записаны, потому дома по пунктам вы в
состоянии разобраться с ними, призвав на помощь
ребенка и выслушав его мнение;
l окружающие воспринимают вас как делового и
ответственного человека, который зря времени не
теряет и слов на ветер не бросает; потому вы таким
и станете – тетрадь обяжет;
l при скучном собрании вам есть чем заняться –
полистайте тетрадь, поищите нерешенные ранее
вопросы и поднимите их заново;
l ценнейший материал школьной летописи
накапливается исподволь – возможно, вы напишете
роман или сценарий; во всяком случае, вы можете
проследить развитие каждого события по фактам, а
не по расплывчатым воспоминаниям, построить
график оценок и увидеть динамику интересующего
вас процесса.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|