Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ N 80
 

Владимир МАЛЮТИН

Наши консультации

Комментарий специалиста:
Новый трудовой кодекс с нового года

О новом трудовом законодательстве в нашей стране говорили давно. Еще в 1999 г. правительство представило в Государственную думу проект Трудового кодекса, ввести который прелагалось с 1 января 2000 г. Однако различия в понимании задач трудового законодательства и механизма регулирования трудовых отношений у различных политических сил и представляющих их депутатов привели к тому, что Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) был принят только в декабре прошлого года (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ) и вступает в силу с 1 февраля текущего 2002 года. Думается, что в нашей работе мы неоднократно будем обращаться к ТК РФ и отдельным его разделам, как это происходило ранее, когда при ответе на ваши вопросы мы указывали нормы действовавшего Кодекса законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ). Сейчас представляется необходимым дать общее описание этого документа, чтобы читатели смогли ориентироваться в нем.
Зачем понадобилось вводить новый закон о труде? Прежний КЗоТ, принятый в период безраздельного господства государственной собственности (1971 г.), отражал то положение, когда в стране был только один работодатель – само государство в лице принадлежащих ему предприятий и организаций, и только один представитель работников – советские профсоюзы. Трудовые отношения тогда регулировались по преимуществу в административном порядке (хотя работник имел право обращаться в суд за защитой своих прав), а конфликты разрешались путем обращения в вышестоящие органы по подчиненности организации (предприятия). Сегодня положение иное: различие в формах собственности, свобода в создании профессиональных объединений. Прежние нормы защищали (пусть зачастую формально) по преимуществу работника. Руководство предприятий, хотя оно отвечало за организацию эффективной работы, фактически не обладало многими необходимыми ей для этого правами, то есть было неравноправным работнику. Очень часто, уходя от решения вопроса по существу, администрация ссылалась на решения и положения, установленные “вышестоящими органами”. Сейчас положение изменилось. Согласно ТК РФ работодатель имеет все права и возможности для организации на принадлежащем ему предприятии эффективной и прибыльной работы. Естественно, что он ограничен законом, чтобы свои права он не использовал для ущемления прав работников.
Необходимо подчеркнуть, что в ТК РФ сохранены все основные права, гарантии, компенсации, формы социальной поддержки, имевшиеся в КЗоТ. Для защиты своих прав работник может, как и ранее, обращаться к руководителю предприятия, в государственную инспекцию труда, непосредственно в суд, участвовать совместно с другими работниками в забастовках или иных коллективных акциях (не нарушая при этом прав работодателя и собственника имущества предприятия). Представителем работника по-прежнему может выступать профсоюз, в котором работник состоит.
В настоящем кратком обзоре нет возможности описать ТК РФ подробно, поскольку этот документ состоит из шести частей, включающих четырнадцать разделов с 424 статьями. Но думается, что нашим читателям будет интересно обратить внимание на главу 52 ТК РФ, названную “Особенности регулирования труда педагогических работников”. Она состоит из шести статей: статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью; статья 332. Срок трудового договора с работниками учреждений высшего профессионального образования; статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников; статья 334. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск; статья 335. Дополнительный отпуск педагогических работников и статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником.
Из общих вопросов важными представляются нормы раздела ХIII. Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства (статьи 352 – 419), которые регулируют деятельность государственных инспекций труда, профсоюзов и самих работников. В заключительном разделе ТК РФ приведен обширный перечень законов и нормативных актов, утративших силу в связи с введением в действие ТК РФ. Кроме того, указано, что ТК применяется к правоотношениям, возникшим после его вступления в силу, а если правоотношения возникли раньше, то применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его введения. Другими словами, после 1 февраля 2002 г. прием на работу следует осуществлять по нормам ТК РФ, а если человек уже работает, освобождение от работы, поощрение, применение санкций, разрешение конфликтов – по нормам ТК РФ без всякого специального нового трудового договора.


Оплачиваются ли коммунальные услуги мастеру трудового обучения, работающему в сельской средней школе?

Льготы, включающие предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением, впервые установлены постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. “О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках”, согласно которому эти льготы распространялись на учителей, работников клубов, медицинских работников, специалистов сельского хозяйства и ряд других. Позднее круг лиц, на которых распространялись эти льготы, расширялся постановлениями и распоряжениями советов министров СССР и РСФСР. В частности, распоряжением СМ СССР от 23 мая 1984 г. № 1003 такие льготы предоставлены учителям межшкольных комбинатов трудового обучения и профориентации школьников. Таким образом, указанные льготы предоставляются специалистам учреждений образования. Согласно постановлению Министерства труда РФ от 17 августа 1995 г. № 46 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением от 22 ноября 1995 г. № 65) должность мастера производственного обучения отнесена к специалистам учреждений образования и оплачивается по 8–14 разрядам ЕТС. Следовательно, мастера производственного обучения имеют право пользоваться всеми льготами, установленными для специалистов образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности.

Работаю завучем средней школы. В трудовом кодексе указано, что оплата администрации производится в расчете за 40 часов в неделю. Нам оплачивают ставку учителя, увеличив ее на разряд. То есть если я имею 13 разряд, то получаю по 14 разряду + 20% от ставки за сложность. Правильно ли это?

Размер оплаты труда руководящих работников учреждений образования зависит от группы по оплате труда руководителей, к которой отнесено учреждение образования. Эта группа определяется объемом работы учреждения. Установлено четыре группы, в каждую из которых включено по два разряда оплаты труда по ЕТС. Выбор разряда в пределах группы определяется квалификационной категорией работника. Например, заместителю директора образовательного учреждения 1-й группы, имеющему высшую квалификационную категорию, могут быть установлены 14–15 разряды, а имеющему первую категорию – 13–14 разряды ЕТС. Более подробно об этом можно прочитать в документе “Объемные показатели и порядок отнесения учреждений образования к группам по оплате труда руководителей для установления разрядов оплаты труда по Единой тарифной сетке” (приложение 3 к приказу Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1993 г. № 463/1268). Если судить по вашему письму, у вас ставка заместителя директора по учебной работе (завуча) установлена с учетом квалификации работника и дополнительной сложности работы при выполнении учебно-организационной работы. В принципе это правильно. Административно-руководящим и техническим работникам продолжительность рабочего времени установлена 40 часов в неделю (в отличие от педагогических работников, для которых установлена сокращенная продолжительность 36 часов в неделю). Кроме того, руководящие работники учреждений и органов управления образованием имеют право вести в пределах этого же рабочего времени за дополнительную оплату преподавательскую работу.

Заочно учусь в Московском государственном гуманитарном университете и работаю. Университет имеет лицензию Министерства образования РФ и государственную аккредитацию, но обучение платное. Мне отказывают в предоставлении оплачиваемого учебного отпуска, мотивируя это тем, что обучение платное. Права ли администрация?

Статья 196 действующего КЗоТ РФ обязывает работодателя предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с учебой работнику, обучающемуся в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию. В законе право работника на учебный отпуск не ограничивается порядком финансирования обучения (платное, бюджетное). Аналогичная норма содержится во вновь вводимом ТК РФ в главе 26 «Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением»: “Работникам... поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы по заочной или очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для (далее перечисляются нормы продолжительности этих отпусков и их цели)”. Таким образом, налицо грубое нарушение прав нашей читательницы из г. Рошаль Московской области.

Могут ли органы соцстраха совместно с РОНО заставлять учителей работать в оздоровительном лагере при школе во время каникул?

Конечно, здесь надо разбираться. Как следует из подробного письма нашей читательницы, налицо самоуправство директора, выдаваемое за “производственную необходимость”. Организация оздоровительного лагеря в каникулярное время – плановое мероприятие. К нему есть время подготовиться, в том числе создать фонд оплаты труда воспитателей. Нет здесь ни стихийного бедствия, ни срочной необходимости спасать имущество или людей. Работа учителя и работа воспитателя – это разные работы, в штатном расписании для них предусматриваются различные должности с различной оплатой, и никто не имеет права без согласия работника поручить ему работу, не обусловленную трудовым договором (т.е. “заставить”). А при чем здесь “органы социального страхования”? Видимо, это та организация, которая должна открывать эти лагеря и оплачивать их работу? Не проще ли пригласить учителей в порядке внешнего совмещения поработать за дополнительную оплату воспитателями в оздоровительном лагере в каникулярное время (когда учителя относительно свободны) и заключить с ними соответствующий договор на временную работу. Заставлять работать нельзя.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru