НОВЫЙ ФОРМАТ
Виртуальная литстудия
Интернет как авторское пространство
Давно прошли времена, когда Интернет
считался этаким информационным довеском к
культурному пространству. Теперь это
самостоятельная, во многом альтернативная
обычной культурная среда, в которой есть свои
почти неизвестные за пределами всемирной
виртуальной паутины лидеры, свои авторитеты,
своя табель о рангах. Многим сегодня
интернет-культура кажется этаким герметичным
явлением – и это само собой, ведь приобщиться к
ней могут лишь те, у кого есть определенные
технические средства и возможности. А сколько бы
ни говорили, будто компьютер давно стал
естественной частью повседневной жизни, – это,
конечно, далеко не так. Многим он просто не по
карману, для кого-то представляется слишком
сложной машиной, а есть и те, кто видит в нем чуть
ли не мировое зло. Пожалуй, это расслоение людей
по компьютерному признаку и становится главной
причиной того, что литература в Интернете
воспринимается как нечто подпольное,
маргинальное, не имеющее никакого отношения к
большой культуре.
А между тем литературная жизнь в Интернете, в том
числе и в российской его части, которую среди
пользователей принято называть “рунет”, с
каждым годом становится все интенсивнее и
интереснее. Она не похожа на ту литературную
жизнь, которую отражают немногие сохранившиеся
“толстые” журналы, где уже много лет
повторяются одни и те же имена. Интернет по
определению демократичен, здесь никакие
пристрастия, никакие принципы не в силах
помешать новому. Ведь каждый, у кого есть выход во
всемирную сеть, может почти мгновенно
опубликовать любое свое произведение! Но, с
другой стороны, полное отсутствие преград
превращает сетевую литературу (“сетературу” –
существует уже и такой термин) в
миллионостраничную библиотеку графоманских
текстов, где очень трудно найти что-то стоящее.
Интернет-странички с первыми стихами
восьмиклассников соседствуют здесь с
публикациями философических поэм какого-нибудь
престарелого профессора физики, решившего
наконец открыть свой истинный талант всему миру.
И это не самые страшные варианты! Графомания,
служившая мишенью для всеобщих насмешек в конце
советской эпохи, графомания, существовавшая в
России на пороге Серебряного века, графомания,
которую высмеивали сатирики 1930-х годов – она
открывается в Интернете во всей красе. А ведь за
последние лет десять мы как-то позабыли само это
слово – “графомания”! Заниматься литературой,
тем более писать стихи – такое, по устоявшемуся
мнению, несолидное дело для нынешней эпохи... И,
потеряв на время из виду графоманов,
литературоведы сперва даже как-то приободрились,
приготовились полностью сфокусировать внимание
на профессиональной литературе, но только
оказалось, что профессиональная литература без
графомании невозможна. Графомания – это
питательная почва словесности, это катализатор
интереса к литературе, это, наконец, индикатор
того, насколько общество интересуется
художественными текстами. И теперь все
знаменитые критики хором поют песню о
литературном кризисе, о мертвом сезоне в
отечественной словесности, который
только-только подходит к концу...
Но в Интернете, куда переместилась графомания,
никакого мертвого сезона не наблюдается уже
много лет. Более того, здесь происходит
стремительная эволюция вкусов и пристрастий,
ожесточенные дискуссии, возникают новые жанры и
направления. На всем этом процессе лежит печать
некоторой поспешности, неизбежной, наверное, уже
потому, что дело касается компьютерной
технологии, мгновенных публикаций, мгновенных
реакций. И все-таки “сетература” – это не
литература второго сорта, это литература без
всяких скидок.
Более того, лет пять назад все толстые
литературные журналы обзавелись своими
страницами в Интернете. Сперва это было данью
моде, и на таких страницах публиковалось лишь
оглавление очередного номера. Однако вскоре
выяснилось, что в Интернете есть достаточно
много читателей, не имеющих возможности (или не
желающих) выписывать бумажные издания. Через
некоторое время большинство этих журналов
(например, “Знамя”, “Октябрь”) стали
представлять на своих сайтах полное, а иногда и
дополненное содержание всех своих номеров.
Наряду с этим в Интернете появлялись и чисто
“сетевые” литературные издания, причем число
таких русскоязычных ресурсов уже превышает
несколько сотен и растет с каждым днем. И здесь
происходит обратный процесс: некоторые из этих
изданий обзаводятся своими “бумажными”
версиями. Так происходит постепенное
взаимопроникновение “сетевой” и “обычной”
литератур, подтверждающее, что это разделение –
искусственное.
Но вернемся к проблеме графомании. Для Интернета
это действительно проблема, поскольку здесь
практически нет того коммерческого механизма,
который разделяет литературу на
“профессиональную” и “любительскую”, то есть
на востребованную и “для себя и для знакомых”.
То, что такого механизма (то есть книжного рынка,
рекламы, покупателей, продажных критиков,
коммерческого успеха и пр.) нет, – великое на
самом деле благо. Благо – для пишущих. Но для
читателя это кошмар: читателю нужны ориентиры,
рекомендации, рейтинги, табели, в конце концов
мода! Нужны даже для того, чтобы принципиально
ничему этому не следовать. В “бумажной”
литературе по крайней мере есть хоть слабенький
ориентир: если книга издана, а тем более
уважаемым издательством, значит, существует
шанс, что она не наполнена абсолютной ерундой.
Все-таки денег стоит! В Интернете литература
существует совершенно бесплатно, и даже таких,
вообще-то довольно эфемерных, гарантий у
читателя нет. А текстов – миллионы, во много раз
больше, чем в любом книжном магазине! Пожалуй, это
и есть главная причина того, что “сторонних”
читателей в Интернете совсем немного. В основном
же читатели – “свои”, то есть подавляющее их
большинство сами что-то пишут. И – сравнивают,
обсуждают, спорят с чужими текстами. В чем-то
литературный Интернет напоминает сейчас
огромную литстудию, в которой жизнь не
прекращается ни на секунду, а отнюдь не
библиотеку и не книжный магазин. И оказывается,
что пишут сами и интересуются литературой чуть
не половина его пользователей (а это для России
уже несколько миллионов человек!).
Но потребность упорядочить литературный процесс
в сети все-таки существует. И многие энтузиасты
давно устраивают здесь разнообразные
литературные конкурсы. Как правило, в них нет
больших денежных премий, зато довольно часто в
жюри подобных конкурсов входят более-менее
известные по “бумажной” литературе писатели и
поэты. Основной интерес участвовать в подобном
конкурсе – возможность обрести известность. А,
кстати, известность в Интернете – не какая-то
абстрактная, приблизительная категория. Она
имеет свое цифровое выражение: количество ссылок
на имя автора в поисковых машинах, количество
читателей, отмеченных счетчиком на его
странице... Словом, стимул этот совсем не
умозрительный, и все литературные конкурсы имеют
достаточный успех.
Один из самых известных и, пожалуй, самых удачных
конкурсов, существующий с 1996 года, –
“Арт-Тенета”. Здесь уже выработалась своя
сложнейшая система оценок, номинаций, категорий
текстов, своя система обсуждений и так далее... В
последнем конкурсе (за 2000 год) после достаточно
жесткого предварительного отбора, который
осуществляли более тридцати номинаторов,
участвовали почти две тысячи текстов разных
жанров – от стихотворений до философских эссе и
юмористических рассказов. У каждого текста,
представленного на суд читателей, была своя
“доска обсуждений”, где любой мог высказать
свое мнение, и своя система “народного”
голосования, где можно было этот текст оценить.
Более того, по желанию с помощью специальной
шуточной программы можно было оценить
литературность любого читательского
комментария к конкурсному тексту, а среди самих
этих комментариев тоже проводилось состязание
на лучшую рецензию... Словом, конкурс представлял
собой уникальную виртуальную систему,
наполненную литературной жизнью, и, что самое
главное, страсти на нем кипели нешуточные:
ежедневно появлялись сотни и даже тысячи
комментариев, а побывало на “Тенетах” в общей
сложности не меньше миллиона читателей...
Окончательное же решение о победителях в той или
иной категории принимало профессиональное жюри,
которое в результате и оказалось “узким местом”
этого конкурса: на то, чтобы прочитать все тексты
и вынести вердикт, ему понадобился почти год.
Кстати, в жюри входили достаточно известные
писатели, поэты и критики, например Александр
Генис, Виктор Ерофеев, Вячеслав Курицын, Виктор
Кривулин. Конечно, о том, насколько объективно
они определили победителей, можно спорить. И
спорят, разумеется! Но куда важнее другое: этот
совершенно открытый для всех наблюдателей и
участников конкурс, проходивший в течение года,
собрал довольно много интересных авторов. И в
отличие от обычных литературных конкурсов, вроде
известного “Дебюта”, “Тенета” никто не
финансировал. Этот огромный проект на чистом
энтузиазме, в свободное от работы время
реализовали буквально несколько человек во
главе с его главным автором – Леонидом
Делицыным...
То, что обращает на себя внимание в Интернете,
теперь все чаще попадает на прилавки книжных
магазинов. Но Интернет остается литературной
зоной, свободной от коммерции, и в этом его
основная привлекательность. Новая словесность,
да и вообще культура, может зарождаться только в
таких зонах, а в реальной жизни их становится все
меньше. Виртуальное пространство предлагает
свою территорию в качестве колыбели для автора.
Читателю же, наверное, как и встарь, нужны книги,
за которые он будет платить деньги.
Читателю нужны гарантии. А литературе – новые
авторы. Возможно, это противоречие, которое в
каждую эпоху разрешалось по-своему, на сей раз
разрешит Интернет...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|