Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
 

Амброзия ЛИРИ

Кругосветные новости

Свобода и пропаганда

Забавно, что миф о вселенском равновесии подтверждается на самом неожиданном материале. Например, как раз тогда, когда в странах ЕС все хором заговорили о коммуникативной пользе глобальной сети Интернет и правительство ЕС вложило немалые деньги, чтобы каждая средняя и высшая школа имела к нему свободный доступ, Америка воспылала совсем иными страстями. Так, в большинстве штатов в школьных компьютерах стоят своеобразные фильтры, защищающие нежные умы учащихся от пропаганды порнографии, терроризма и наркотиков. Более того, в штате Орегон, в том самом, где гражданам от 14 лет разрешен самовольный уход из жизни, в школе запрещена реклама гомосексуализма, феминизма и внебрачных половых связей. Интересно, что в самом штате ни одного инцидента злостной пропаганды зафиксировано не было. Единственно, о чем доподлинно известно, – это о государственных финансовых программах в поддержку здоровой семьи и брака, основанных еще Биллом Клинтоном.
Меж тем большинство преставителей европейских стран убеждены, что Интернет, каким бы опасным для воображения школьников он ни был, необходим как средство сглаживания разницы в системах образования стран-участниц ЕС и государств-претендентов на вступление в Евросоюз. Министры также высказались против установки на школьных компьютерах фильтров, которые не позволяли бы учащимся посещать порносайты, поскольку, как считает, например, шведский министр образования Ингегерд Варнерссон, “дети в любом случае найдут возможность вкусить запретное”.

Школа индейской магии

Иногда, сталкиваясь со странными совпадениями, начинаешь верить в мистику. Так, скажем честно, кому не приходило в голову, что сентябрьские кошмары в Америке так или иначе связаны с трагической судьбой индейских туземцев, за которых американцы безусловно несут ответственность, прямо скажем, большую, чем за Вьетнам. Оказывается, в одной из школ штата Нью-Йорк 5 сентября 2001 года пришедшие на работу учителя с удивлением обнаружили, что здание захвачено индейцами из расположенной по соседству резервации.
Как объясняют американские СМИ, это было следствием обострения многолетнего конфликта между племенем Махок и департаментом образования. Индейские дети требовали, чтобы власти школы уделили больше времени на изучение индейского языка и национальной индейской культуры.
Двести индейских воинов отказывались покидать здание школы почти неделю, то есть непосредственно до 11 сентября. И только после долгих и трудных переговоров властям удалось добиться освобождения здания. И наверное, так уж совпало, что в Америке должны были начать рушиться небоскребы и падать самолеты, чтобы храбрым индейцам предоставили больше полномочий в управлении школой.

Сто миллиардов долларов

Говорят, что на редкость приятное это занятие – считать чужие деньги. Но что делать, когда чувствуешь к ним некоторую причастность?
Так, осенью прошлого года в Дакаре был проведен очередной Всемирный форум учителей, на котором делегации 180 стран обсуждали судьбу всеобщего начального образования на ближайшие 15 лет. Помимо того что выяснилась нереальность планов глобальных преобразований, поскольку миру для этого потребуется еще 15 миллионов квалифицированных педагогов, специалисты ЮНЕСКО и ООН подсчитали, что на образование планета тратит ежегодно сто миллиардов долларов (с учетом обучения 1 миллиарда учеников). Разумеется, основные финансовые ресурсы принадлежат Соединенным Штатам и странам Европейского Союза. (Общеизвестно же, что в государствах Африки, таких как Зимбабве, мало не только денег, но и стульев, и здоровых детей). Тем не менее образовательные форумы неизменно собираются в Африке, рассчитывая, по-видимому, что вслед за делегатами из Европы хлынет на юг избыток денег. Но ничего подобного не происходит.
И поскольку Африка напрочь лишена перспектив вхождения в Евросоюз, по крайней мере в ближайшие лет сто, ее спешит опередить Восточная Европа. И на то есть свои причины. В Праге учебный год ознаменовался острой нехваткой кадров, особенно преподавателей по информатике и языкам, поскольку специалисты с высшим образованием таких профилей легко находят более высокооплачиваемую работу. Как выяснилось, доходы начинающего преподавателя начальной школы ненамного опережают доходы российских коллег – всего 8390 крон в месяц, или около 6300 рублей. Средняя зарплата учителя в Чехии равна 12897 крон, что примерно соответствует средней зарплате по стране. На днях министерство образования пообещало повысить зарплату учителей на 10%. В соседней Словакии средняя учительская зарплата отстает от общего уровня на 2,5 тысячи крон. В апреле 2000 года словацкие учителя выходили на забастовку. В Польше же учителя начальной школы часто получают вдвое меньше средней зарплаты, но искренне надеются на повышение доходов.
Меж тем американское министерство образования пришло к выводу, что в Штатах не хватает двух миллионов опытных преподавателей. В некотором смысле оно право.

Криминал в Бразилии

Уголовное наказание сроком от 15 дней до 1 месяца или денежного штрафа грозит родителям, чьи дети часто прогуливают занятия в бразильских школах. До недавнего времени такая мера в стране практически не применялась. Ситуация изменилась меньше года назад, когда судья муниципалитета Серра Эрминия Мария Азори пригрозила уголовным наказанием родителям, чьи дети пропускают занятия без уважительной причины. В результате количество пропусков занятий в школах муниципалитета упало с 17 до 8 процентов. Опыт судьи лег в основу предложения депутата парламента Мириам Рейд внести поправку в действующий закон об основах образования. В соответствии с поправкой все средние школы Бразилии будут обязаны раз в два месяца представлять в судебные органы и в прокуратуру списки учащихся, пропустивших более 25 процентов занятий без уважительной причины.

Совесть Кубы

Тридцать лет назад лидер Кубы Фидель Кастро развернул систему интернатов “Школы в деревне”. Поначалу выбор этих школ в качестве места учебы был добровольным. Позднее учеба в этих государственных заведениях стала обязательной. Помимо всего прочего, учащиеся живут в школах отдельно от семей, изучают историю коммунистического движения и проникаются духом патриотизма, занимаясь общественно-полезным трудом. Иоанн Павел II, посетив Кубу, был столь возмущен строгими, полными аскезы, нравами школ, что долго вспоминал увиденное в своих интервью.
Недавно, памятуя о коллеге, кардинал Ортега Аламино, глава кубинской католической церкви, в сентябрьском номере журнала “Aqui la Iglesia” написал: “Никто не должен быть лишен возможности участвовать в воскресной службе, будь то под предлогом работы, учебы или по любой другой причине. Подростки-католики в интернатах или на военной службе имеют право молиться и благодарить Бога, и это право следует уважать”.
Никто и предположить не мог, сколь быстрым и непредсказуемым будет ответ Фиделя. Неожиданно всем, кроме наказанных воспитанников интернатов, было разрешено отправиться домой на рождественские праздники. По-видимому, лидер Кубы решил, что это не повредит совести кубинского гражданина. Впрочем, добрая половина ребят предпочли остаться в школе. Возможно, им не терпелось вдоволь набегаться и наиграться в войнушку среди зелени сигарных и тростниковых плантаций.

Министерство образования Польши исправляет ошибки прошлого

Совсем недавно в Польше разгорелся скандал вокруг еврейского погрома в селе Едвабне в 1941 году, который успешно закончился школьной реформой.
Началось все с книги, вышедшей в США, автор которой, историк Ян Томаш Гросс, утверждал со ссылкой на свидетельства очевидцев погрома, что палачами евреев в селе Едвабне стали не эсэсовцы, хотя они и выступали в данном случае в роли подстрекателей, а простые польские крестьяне. Многие десятилетия расправу в Едвабне приписывали немецким оккупантам. Выход книги спровоцировал в Польше волну народного возмущения и жарких споров. Была создана специальная комиссия историков и археологов из варшавского Института национальной памяти, которая произвела эксгумацию братских могил на месте расправы. Новая версия погрома, подтвержденная археологами, вызвала в Польше острейшую дискуссию, в процессе которой поляки продемонстрировали чудовищные пробелы в знании родной истории. Шокированным властям в срочном порядке пришлось создавать курсы по повышению квалификации школьных учителей истории, так как оказалось, что и они мало знают о Холокосте в годы Второй мировой войны.
Когда споры поутихли, министерство образования решилось ввести в курс школьной истории отдельную “Главу о Холокосте”. “Раньше в польских школах история еврейского народа не преподавалась. В ближайшие годы нам придется подготовить несколько тысяч учителей», – комментировали события власти. В настоящее время министерство образования Польши правит школьные учебники. Помимо не вполне достоверного изложения исторических событий, эксперты обнаружили в учебниках многочисленные ошибки. «Если ошибки есть, то о них надо говорить открыто. Прежде всего учебники истории должны быть объективными, свободными от уклонов влево или вправо. Поэтому мы и организовали в нашем министерстве семинар и проводим встречи с представителями организаций, которые занимаются проблематикой Холокоста. В будущем учебники истории будут рецензироваться в Еврейском институте истории, который будет следить за тем, чтобы отношения между евреями и поляками нашли в них корректное объяснение”, – рассказывает заместитель министра образования Польши Войцех Кжонщек.
Несмотря на переписанные учебники, деньги для выпуска нового тиража вызвался перечислить фонд ФРГ “Память, ответственность, будущее”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru