ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Образец для Старого Света
Урок ли нам швейцарские кантоны?
Проблемы, встающие перед единой Европой
в области образования, прежде всего связанные с
языковой, культурной и национальной
идентичностью, вновь обращают взоры
специалистов к Швейцарии. Швейцарский опыт,
который сейчас активно изучается в Западной
Европе, актуален и для России, на новом этапе
своей истории перестраивающей образовательную
систему.
Маленькая Швейцария всегда считалась
своеобразной идеальной моделью
республиканского политического мышления,
склонного искать единство в различиях. Эта
страна объединяет 26 кантонов и полукантонов,
входящих в три большие группы: немецкоязычную (65%
населения), франкоязычную (19%) и италоязычную (12%).
Хотя многие швейцарцы – полиглоты и в той или
иной степени владеют всеми языками Конфедерации,
выбор учебного заведения, где молодой человек
намерен получать образование после школы, в
большой степени зависит от того, какой именно
язык он считает родным. А вот школу, как правило,
посещают в родном кантоне. Обязательное школьное
образование включает в себя 6 лет обучения в
начальной школе (с 6 до 11 лет) и три года средней
школы (с 12 до 15 лет). Этим 9 годам обучения
непосредственно в школе обычно предшествуют 2
года дошкольной подготовки малышей, достигших 4
лет.
В Швейцарии к школе относятся чрезвычайно
серьезно: малышей начинают готовить к ней еще в
дошкольном заведении, отдавая предпочтение
скорее созданию благоприятных психологических
установок для предстоящего школьного обучения,
чем учебным предметам как таковым. Основное
содержание дошкольной подготовки – уроки-игры,
развивающие память, внимание, усидчивость,
формирующие чувство личной ответственности.
Единой государственной школьной программы нет.
Начальные и средние школы находятся в подчинении
кантонов, а роль центральной государственной
власти в лице Федерального управления по делам
образования и науки – аналога министерства
образования – сводится к контролю за качеством
обучения, уровнем компетенции
преподавательского состава, наличием в
программах обязательных предметов и их
достаточности для последующей сдачи экзаменов
на аттестат зрелости.
Наличие диплома является основным условием для
поступления в высшую школу и получения
университетского образования. Экзамены,
завершающие гимназический курс (11–12 классы) и
дающие право на получение диплома, считаются
самыми трудными в Западной Европе. Обладатели
других документов о среднем образовании,
полученных в швейцарских же учебных заведениях
(например, дипломов кантональных школ с
коммерческим, педагогическим, художественным
или литературным уклоном), не могут поступить на
некоторые факультеты, перечень которых
устанавливается тем или иным университетом. К
примеру, в Лозанском университете для них закрыт
прием на отделения, где изучаются фармакология,
медицина и зубоврачебное дело.
Наряду с государственными (кантональными)
школами в Швейцарии существует развитая сеть
частных школ-пансионов. Их около 250. Многим из них
уже более века. Содержать ребенка в такой школе
может позволить себе только весьма
состоятельная семья. Однако в стране немало и
сравнительно недорогих, небольших частных школ,
доступных и среднему классу.
Частные школы, как и государственные, предлагают
своим ученикам разные виды учебных программ,
ставя на первое место те, которые дают право на
поступление в высшую школу. Многие частные
школы-интернаты предлагают выбор между
англо-американской программой и обучением по
программе французских лицеев. Например, в College Beau
Soleil выпускники, успешно сдавшие экзамены в
рамках программы французского бакалавриата,
получают соответствующий диплом, дающий право
поступления в университеты Швейцарии, Европы и
США.
В Швейцарских университетах вступительных
экзаменов не предусмотрено, и соискатели,
представившие признанные тем или иным высшим
заведением дипломы доуниверситетского уровня,
просто записываются в число студентов. Довольно
широко распространена практика записи в
университет, где преподавание ведется на
неродном для абитуриента языке. Это делают из
желания лучше освоить второй, третий и т.д. язык.
Так, немецко- и италоговорящие студенты охотно
поступают в университеты “французской
Швейцарии”. Привычных экзаменационных сессий
здесь нет. Примерно год спустя после зачисления
студент должен сдать свой первый экзамен по
основному предмету (“первый сертификат”), а еще
через год-второй и главный экзамен (“второй
сертификат”). В то же время ему приходится
позаботиться и о сдаче экзаменов по другим
предметам, входящим в его личный список, так что
нагрузки швейцарскому студенту хватает. Затем
следуют 3 года углубленной подготовки, после чего
счастливчику присуждается степень лиценциата
или диплом. Эти степени соответствуют степени
магистра. Следующая ступень – докторант –
требует еще трех лет обучения.
Вузы подчиняются и федеральному правительству, и
кантонам, поэтому единой образовательной
программы у них, как и у школ, нет. Обязательный
минимум существует только для инженерных
факультетов, факультетов экономики, права,
менеджмента, сельского хозяйства и дизайна. В
итоге государство сохраняет свои интересы, а
граждане – свою свободу, общество остается
стабильным и страна преуспевает.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|