ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Испытание единством
Сценарии развития системы образования
в Западной Европе
Объединение Европы на заре ХХI века –
мощнейший вызов мировой истории. Между тем
многие историки полагают, что на Западе не
происходит ничего нового. Народы Старого Света
только возвращаются к единству, утраченному на
исходе средних веков. Тогда национальные
культуры и национальные государства вышли из
лона единой латинской цивилизации, скрепленной
общей образовательной системой, общим языком
знания. Ныне предстоит проделать обратный путь.
На Западе понимают, что реальное европейское
единство выстраивается не столько в области
политики или экономики, сколько в мироощущении
людей, в культуре. Предлагается, не разрушая
сложившейся культурной идентичности, совершить
прорыв к значительно более широкой и глубокой
цивилизационной общности. И центральную роль в
этом прорыве должно сыграть образование.
Однако построение единой, цельной и
мировоззренчески актуальной системы
образования в Европе – задача не одного
десятилетия. Это хорошо понимают в Европейском
Союзе. Слишком различаются на сегодняшний день
подходы к среднему и высшему образованию в
Германии и в Италии, во Франции и в Греции. И дело
здесь даже не в материальных возможностях, не в
подготовке специалистов – это как раз вопросы,
которые могут быть решены политически, единой
властной волей. Куда сложнее обстоит дело с
социально-культурными реалиями, ценностями и
традициями, сильно отличающимися друг от друга в
разных регионах Западной Европы.
Франц Рудельхоф, директор частной школы-пансиона
в Шварцвальде (Германия), подчеркивает, что
основные трудности в деле строительства единой
общеевропейской образовательной системы будут
связаны с ожиданиями, с которыми местные
общества привыкли относиться к школе. Однако, с
другой стороны, полагает он, европейское
объединение способно оживить региональные и
областные традиции в области образования, так
как общеевропейские требования и стандарты
легко вытеснят национальный диктат, и местные
пожелания будут услышаны. «Чем дальше центр, –
утверждает господин Рудельхоф, – тем более
отвлеченными выглядят его требования. Чем больше
и сильнее общество, тем спокойнее оно вплетает в
свою ткань различия и нюансы, придающие особое
обаяние необходимым стандартам и дисциплине».
Со своим немецким коллегой готовы согласиться и
Ф.Ванни-Скотт, сотрудница парижского
Национального института педагогических
исследований, и профессор педагогики Эколь
Нормаль, одного из самых престижных высших
учебных заведений французской столицы. По мнению
госпожи Ванни-Скотт, стратегическое
строительство европейской средней школы –
задача двух первых десятилетий ХХI века. При этом
для достижения успеха школа должна отвечать
нескольким принципиальным требованиям:
воспитывать лидеров, соответствующих условиям
современного информационного общества;
способствовать сохранению культурной
преемственности и воспитанию культурной
идентичности;
служить делу социальной гармонии.
Таким образом, как полагает профессор Эколь
Нормаль, педагогическое строительство всегда
требует сочетания динамической нацеленности на
развитие и несколько консервативной ориентации
на общественное согласие, она должна страховать
слабых и в то же время поддерживать сильных.
Вместе с тем всякая образовательная система
существует отнюдь не в вакууме, и ее возможности
во многом зависят от силы и зрелости общества. В
связи с тем, что социальная зрелость общества –
одна из наименее предсказуемых величин в
социальном прогнозировании, Ф.Ванни-Скотт
предлагает пять сценариев развития для школы в
объединенной Европе ХХI века.
Сценарий 1.
Обучающая школа
Такая система требует сильного
общества, не испытывающего проблем с
идентификацией и способного к углубленному
самосознанию. В рамках подобного социума
социализация и эмоциональное развитие детей
целиком ложатся на внешкольные институты: семью,
церковь, культурные организации и органы
здравоохранения. Общество достаточно сильно,
терпимо и стабильно, чтобы обеспечить
преемственность поколений и востребованность
социальных ролей, чтобы избежать социальных
катастроф и потрясений. Школа же только учит. Ее
единственная задача – передача знаний. Она тоже
остается вписанной в многообразные институты
социализации, но имитация социально жизни
взрослых, неизбежная в любых обстоятельствах, не
разыгрывается в ней специально, то есть целиком
подчинена нуждам образования.
Основной недостаток такой школы в том, что в
условиях информационного общества малейший
кризис становится чреват в ней взрывом, и дети,
получающие «идеальное образование без акцента
на воспитание», мгновенно отчуждаются от жизни
взрослых, если видят ее в неприглядном свете.
Сценарий 2.
Отсеивающая, селекционная школа
Подобные учебные заведения, где
основное внимание уделяется тем учащимся,
которые способны освоить самый сложный материал,
существовали и будут существовать при любых
общественных тенденциях. Они более всего
нацелены на динамику социального развития, во
многом служат питательной средой перемен. Однако
жесткая дифференциация в такой школе вряд ли
может быть признана демократичной. Она, с одной
стороны, не всегда учитывает индивидуальные
особенности развития самых талантливых
учащихся, с другой – порождает в своей
собственной среде, нацеленной на выживание любой
ценой, постоянное соперничество, нездоровый
психологический климат.
В рамках подобной школы более всего сказываются
противоречия современного этапа исторического
развития. С точки зрения экономики
информационная эра требует раннего выявления
наиболее талантливых и сильных, потенциальных
лидеров, менеджеров нового поколения.
Селекционная школа выступает здесь как частное
предприятие, главная цель которого – выпуск
конкурентоспособной продукции. Но дисгармония,
торжество конкуренции в детской среде могут
породить далеко идущие социальные последствия, в
конечном счете привести к расколу общества.
Сценарий 3.
Школа, вписанная в социокультурную систему
Разрешить потенциальный социальный
кризис может школа, которая видит себя вписанной
в социокультурную систему, которая живет и
развивается вместе с обществом. Только в такой
школе можно достичь диалектического равновесия
между воспитанием и образованием. Но беда в том,
что эту модель крайне трудно воплотить в жизнь.
Политически единая Европа отнюдь не
представляет пока общую социально-культурную
среду. Интересы государства, местного общества и
семьи, представления об образовании в различных
регионах, сами образовательные стандарты пока
еще слишком часто расходятся. Однако необходимо
преодолевать отчуждение между школой и большим
миром за ее стенами. В «обучающей» и
«селекционной» школе создается искусственная
среда, призванная впоследствии способствовать
развитию среды естественной. Школа, вписанная в
социокультурную среду, мыслит себя органически.
Однако такая школа призвана быть творческой,
инновационной, но невозможно подготовить
миллионы преподавателей, способных к творчеству.
Сценарий 4.
Технологическая школа
Это наиболее формальный вариант
развития образования, рассматривающий
социальные и интеллектуальные проблемы
современного мира как своего рода универсальную
матрицу. Универсум взрослых обращается к детям
со своего рода формализованным вызовом. Освоение
базовых языков цивилизации рассматривается как
пропуск в социум, путь к социализации.
Этот сценарий ориентирован на широкое и
повсеместное использование не только
современных новейших, но и будущих технических
средств – кабельного телевидения,
микроординаторов и многого другого. В результате
коренным образом изменится весь процесс
обучения. Он будет протекать не столько в школе,
сколько у домашнего телеэкрана и в учебных
центрах, обладающих огромными банками данных.
Кардинально изменится роль учителя, да и само
понятие “школа” станет очень условным.
Реализация этого сценария, по мнению
Ф.Ванни-Скотт, столкнулась бы с огромными
трудностями. С одной стороны, потребуются
колоссальные финансовые средства на
дорогостоящее оборудование, с другой – очень
сложна задача глубокого изменения менталитета
педагога. Особенно тревожит в связи с проектами
«технологической школы» нарастающая власть
отчуждения, индивидуализация процесса обучения
и соответственно совершенная трансформация
межличностного общения между поколениями и
внутри поколений.
Сценарий 5.
Дифференцированная школа
Дифференцированная школа предполагает
индивидуальный подход к каждому ребенку. Здесь
нет принудительной селекции и нездоровой
конкуренции. Всякий ученик работает по своему
индивидуальному плану.
Эта наиболее мягкая и либеральная модель
образовательной системы имеет меж тем и много
существенных недостатков. Она не признает
универсальных требований к личности, моделирует
ложную социальную ситуацию и не отвечает
экономическим запросам информационного
общества. Ложная социализация дезориентирует
личность, а в крайнем случае формирует
потенциального аутсайдера. Некоторые психологи
полагают, что торжество «дифференцированной
школы» – прямой путь к тому виду общественной
гармонии, который чреват полной и окончательной
стагнацией.
Вне всякого сомнения, регионы и страны Европы
тяготеют к различным сценариям построения
образовательной системы. Это связано и с
историческими традициями, и с культурными
переживаниями, и с социальными ожиданиями. Так, в
Великобритании всегда была популярна
селекционная школа, французы стремились прежде
всего вписать своих детей в социальную и
культурную среду, а в Германии состязаются
дифференцированные и обучающие учебные
заведения. Европейский Союз скорее всего
попытается синтезировать все эти тенденции,
использовать позитивные возможности каждого из
сценариев. Как будут практически выглядеть эти
попытки и насколько они окажутся успешными,
покажет ближайшее будущее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|