КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВОСЬМАЯ НОТА
Аккорды для веера, старинной вазы и
статуэтки
Музыканты трио “Ренессанс-Мозаика”
решили изменить скучную участь домов-музеев
Вечерами, поднимаясь по скрипучей
деревянной лестнице Дома-музея М.Н.Ермоловой,
нередко можно услышать доносящиеся сверху звуки
музыки.
Как только начинают раздаваться первые аккорды,
старый дом преображается. Пробуждаются от спячки
вещи, оживают картины на стенах, проступают лица
на семейных фотографиях. Возникает ощущение, что
хозяева и не покидали свое жилище. Сейчас они там,
наверху, на втором этаже в ослепительно красивом
Белом зале наслаждаются музыкой. А потом
спустятся вниз встретить гостей, съезжающихся
после вечернего спектакля, или поднимутся на
третий этаж, чтобы завершить вечер в кругу семьи.
Кто же эти кудесники, дарующие новую жизнь
старинному дому?
Их много. Это и пианисты, и скрипачи, и певцы, и
камерные ансамбли.
Для одних выступление в музее осталось эпизодом,
другие надолго сроднились с гостеприимным домом.
Несколько лет назад пианистка Вера Часовенная,
скрипачка Наталия Сорокина и кларнетист Сергей
Сорокин объединились в трио
“Ренессанс-Мозаика”. С тех пор каждое их
выступление привлекает все новых любителей
камерной музыки. Кто хоть раз соприкоснулся с их
искусством, старается не пропускать последующих
концертов трио.
Ансамбль завоевывает сердца слушателей прежде
всего профессионализмом, отточенностью и вместе
с тем изяществом и гибкостью исполнения. В игре
явственно ощущается знаменитая ленинградская
школа исполнительского мастерства: все
участники коллектива являются выпускниками
Санкт-Петербургской консерватории.
Заслуженная артистка России Вера Часовенная на
протяжении многих лет – солистка Большого
театра.
Наталия Сорокина – потомственный музыкант. Ее
мать, известная пианистка, профессор
Ленинградской консерватории М.В.Карандашова,
сумела привить дочери фанатичную преданность
любимому делу.
Значительная часть творческой жизни
заслуженного артиста России Сергея Сорокина
связана с симфоническим оркестром
Всероссийского радио и телевидения. Лауреат
Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей,
он участвует в концертах ведущих московских и
петербургских симфонических оркестров, много
сил и времени отдает сольной концертной
деятельности.
Зачастую, придя в музей на концерт, можно
оказаться среди картин. И это неудивительно, так
как музыканты дружат с художниками. Для своих
выступлений они отбирают произведения, которые
им близки по духу. А художники, в свою очередь,
постоянно посещают их концерты. И потому
живописные работы не иллюстрируют их искусство и
не служат фоном для выступлений, а органично
вливаются в музыкальную ткань вечера.
И еще об одной, может быть важнейшей, особенности
ансамбля нельзя не сказать. У музыкантов
возникла с музеем глубокая внутренняя связь.
Ермоловский дом притягивает артистов прежде
всего своей подлинностью. Ведь ни для кого не
секрет, что интерьеры многих так называемых
мемориальных музеев состоят из типологических
предметов. А в доме Ермоловой большинство
экспонатов – мемориальны в полном смысле этого
слова.
Дочь Ермоловой, Маргарита Николаевна Зеленина,
жившая в этом доме, сумела сохранить для потомков
не только архив матери, но и ее личные вещи, и
предметы мебели, окружавшие ее на протяжении
многих лет. Возможно, этот дом излучает
человеческое тепло еще и потому, что в создании
музея участвовала правнучка Ермоловой,
названная в ее честь Марией. Она вложила в музей
частичку своей души и в течение нескольких лет
возглавляла его.
Артисты трепетно относятся к музейным реликвиям,
принадлежавшим Ермоловой и ее близким, ко всем
этим веерам и статуэткам, безделушкам и
миниатюрам, приветственным адресам и серебряным
венкам, старинным вазам и уютным настольным
лампам – вещам, несущим в себе неповторимый
аромат эпохи. Этот дом при жизни великой актрисы
всегда отличала атмосфера высокой духовности.
Здесь часто звучала музыка, пели Шаляпин,
Собинов, Нежданова, выступали выдающиеся
инструменталисты. И потому с особенным
вдохновением солисты “Ренессанс-Мозаики”
исполняют произведения Моцарта, Бетховена,
Шуберта – любимых композиторов актрисы.
Все чаще на выступления трио приходят дети.
Многие из них, впервые встретившись на концертах
“Ренессанс-Мозаики” с серьезной музыкой,
становятся постоянными слушателями ансамбля.
Музыканты вносят свежую, современную струю в
жизнь старинного особняка.
Знаменитый Белый зал Ермоловского музея не
единственная площадка музыкантов. Они часто
выступают в концертном зале Музея Н.Островского
– гуманитарном центре “Преодоление”, бывшем
особняке Зинаиды Волконской, дают концерты в
музыкальных салонах других музеев. В наступившем
концертном сезоне слушателей вновь будут
ожидать творческие сюрпризы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|